Понятие и основные черты совершенной конкуренции
Под «совершенной конкуренцией» понимают такую структуру рынка, когда ни один из экономических субъектов (ни фирмы, производители, продавцы, ни потребители, покупатели, домохозяйства) не может существенным образом повлиять на рыночную конъюнктуру, т.е. цены и объемы продаж. Не следует здесь отождествлять понятие «конкуренция» как соперничество, соревнование субъектов, с понятием «совершенная конкуренция» как тип организации рынка какого-либо товара. Для существования данной структуры рынка необходимо выполнение следующих условий.
Во-первых, наличие большого числа независимо действующих экономических субъектов – как продавцов, так и покупателей, при этом ни один из субъектов не должен владеть сколь-нибудь значительной долей рынка. На рынке должно присутствовать множество мелких продавцов, в результате чего ни один из них не в состоянии с выгодой для себя повлиять на цену товара в сторону ее повышения. Если число продавцов невелико, или если среди них присутствуют крупные субъекты (фирмы, организации), поставляющие на рынок значительную долю от всего предлагаемого товара, то рыночная структура начинает склоняться в сторону несовершенной конкуренции, начинают проявляться тенденции монополизма. Если, напротив, число покупателей невелико, или среди них присутствуют субъекты, осуществляющие значительный объем покупок, значительную долю рыночного спроса, то на рынке начинают проявляться тенденции монопсонизма (также относящегося к несовершенной конкуренции). Также является важным, чтобы субъекты действовали относительно независимо друг от друга, не было принуждения к заключению сделок, что является одним из принципов функционирования рынка. Данное условие выполняется для многих отраслей, например, розничной торговли, производства продовольствия и т.д.
Во-вторых, фирмы – совершенные конкуренты – должны производить и продавать однородную, или стандартизированную продукцию. Цены на товар могут быть сходными у различных продавцов, если товар является одинаковым. Продавец может влиять на цену, если продает не такой товар, как другие. Кроме того, не должно существовать различий в условиях продажи товара, различий, которые относятся к неценовой конкуренции – например, выгоды в местоположении рыночного субъекта, в условиях продажи и т.д. Скажем, если один продавец расположен гораздо удобнее в плане доступности для покупателей, чем другие продавцы, он может получать дополнительную прибыль, повышать цену на товар по сравнению с конкурентами, если считает, что покупатели все равно не захотят добираться до менее удобно расположенных продавцов. Неоднородность продукции и условий продажи характерна для несовершенной конкуренции – олигополии и монополистической конкуренции. Конечно, абсолютно однородных товаров практически не существует, вместе с тем, можно привести достаточно близкие примеры – питьевая вода в бутылках от различных производителей и т.д.
В-третьих, в условиях совершенной конкуренции не должно быть ограничений для свободного входа субъектов на рынок и выхода с рынка. Если потенциальный производитель и продавец какого-либо товара пожелает начать деятельность на данном рынке, то он не должен сталкиваться с препятствиями при доступе на рынок. Таким препятствиями могут быть, прежде всего, высокие стартовые издержки – например, чтобы организовать производство автомобилей, необходимо вложить значительные средства в строительство завода и т.д. Также барьером для входа в отрасль может быть агрессивное поведение уже работающих в данной отрасли субъектов, которые не желают уступать новичку долю рынка, и предпринимают все меры для борьбы (снижают цены продаж, чтобы разорить конкурентов, организуют картельные соглашения и т.д.). Еще одним барьером может быть деятельность государства, которое в некоторых случаях требует приобретения субъектами специальных лицензий для получения права деятельности на данном рынке. Важной также является возможность для субъекта ухода с рынка, препятствием к чему могут быть, например, осуществленные безвозвратные издержки по капитальным вложениям (невозможность продать по выгодной цене построенные и приобретенные объекты хозяйствования и т.д.).
Совокупность вышеперечисленных условий, необходимых для организации рынка по типу совершенной конкуренции, должна приводить к тому, что ни один экономический субъект не может существенно повлиять на цены и объемы продаж на рынке. Условия существования совершенной конкуренции достаточно строги и не выполняются в реальном мире, поэтому о данном типе организации рынка можно говорить лишь в теории. Наиболее близкими к состоянию совершенной конкуренции являлись когда-то рынки сельскохозяйственной продукции, на которых производители были представлены множеством мелких фермеров, а сама продукция производилась по одинаковым технологиям и была практически однородной. Однако изучение модели совершенной конкуренции полезно для понимания принципов функционирования рынка и принципов оценки общественного благосостояния, понимания мероприятий государственной экономической политики, направленной на регулирование рыночных процессов и рыночных структур.
Хотя совершенная конкуренция предполагает не только конкуренцию со стороны продавцов, но и со стороны покупателей, в дальнейшем мы сосредоточимся лишь на поведении продавцов (производителей, фирм), формировании их рыночного предложения в условиях совершенной конкуренции.