И факторы, её определяющие
Эластичность – показатель, определяющий степень реакции одного параметра экономической действительности в зависимости от изменения другого.
Ценовая эластичность спроса – показатель степени реакции потребителей в виде изменения величины спроса на изменение цены товара; другими словами – коэффициент, показывающий, во сколько раз процентное изменение величины спроса отличается от процентного изменения цены товара, которое его вызвало, в частности на каждый процент изменения цены товара. Измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса (price-elasticity of demand, Ed – символьноеобозначение в данном учебном пособии; ed; eD, P; eD(P); Ed, p; ED, P – символьные обозначения, с которыми вы можете встретиться в других пособиях), подсчитываемого по формуле:
,
где DQd(%) – процентное изменение величины спроса в зависимости от процентного изменения цены товара; DР(%) – процентное изменение цены товара.
В соответствии с законом спроса при уменьшении (увеличении) цены на товар величина спроса на него будет увеличиваться (уменьшаться). Таким образом, коэффициент ценовой эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение, но нас в дальнейших рассуждениях о ценовой эластичности спроса будет интересовать только его абсолютное значение (êEdê), которое меняется от 0 до ¥.
В зависимости от абсолютных значений коэффициента ценовой эластичности спроса выделяют:
1) совершенно, абсолютно эластичный спрос (идеальный, абсолютный случай), когда Ed » 1 или иначе Ed ® ¥;
2) относительно эластичный или эластичный спрос, когда Ed > 1;
3) спрос с единичной эластичностью, когда Ed = 1;
4) относительно неэластичный или неэластичный спрос, когда 1 > Ed > 0;
5) совершенно, абсолютно неэластичный спрос (идеальный, абсолютный случай), когда Ed = 0 или иначе Ed ® 0.
Р, руб.
30 D
РА = 25 т. А
РВ = 10 т. В
5 D
0 1 2 3 4 5 6 7 Qd, кг
QdА = 1,0 QdВ = 5,5
Рис. 6.1. Кривая индивидуального спроса на яблоки
Подсчитаем коэффициент ценовой эластичности спроса на участке кривой спроса DD на рис. 1 между точками А и В при уменьшении цены от РА = 25 руб. за 1 кг яблок до РВ = 10 руб.:
А теперь подсчитаем коэффициент ценовой эластичности
спроса на этом же участке кривой спроса DD на рис. 6.1 между точками А и В при увеличении цены от РВ = 10 руб. за 1 кг яблок до РА = 25 руб.:
В итоге на одном и том же участке данной кривой спроса при уменьшении и при увеличении цены мы получаем совершенно разные значения коэффициента ценовой эластичности спроса. Чтобы избежать данного явления, предлагается использование формулы центральной точки для конкретного участка кривой спроса, в которой за начальную цену принимается средняя цена на данном участке, то есть вместо РА при уменьшении цены или вместо РВ при увеличении цены в обоих случаях принимается значение , а за начальное значение величины спроса принимается средняя величина спроса на данном участке, то есть вместо QdA при уменьшении цены или QdB при увеличении цены в обоих случаях принимается значение .
Формула центральной точки для определения коэффициента ценовой эластичности спроса (для определения дуговой эластичности спроса):
Тогда для нашего случая имеем:
Основные факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса (От них зависят положение кривой спроса, её наклон, а в сущности желания и возможности потребителей):
1) заменяемость. Чем больше существует хороших заменителей данного товара или в принципе больше существует других доступных и привлекательных для потребителей товаров, тем больше эластичность спроса на данный товар и наоборот. Существует много видов растительных пищевых масел, и повышение цены на любое из этих масел приведёт к более чем пропорциональному по сравнению с изменением цены изменению величины спроса на него. То есть спрос на растительные пищевые масла эластичен. Но при этом спрос на льняное масло, обладающее особыми целебными свойствами, менее эластичен, чем спрос на растительное пищевое масло вообще. Спрос тяжелобольных сахарным диабетом на инсулин будет неэластичен, так как нет легкодоступных и столь же эффективных заменителей, а потребление для каждого больного связано с сохранением его жизни, и объём потребления связан с индивидуальным диагнозом. Потребление инсулина и спрос на него будет менее чем пропорционально изменяться по сравнению с изменением (увеличением или уменьшением) цены на него;
2) удельный вес расходов на данный товар в доходе потребителя. Чем больше удельный вес расходов на данный товар от дохода отдельного потребителя, тем больше эластичность спроса на данный товар. Повышение цены на спички на 20 % приведёт к увеличению стоимости коробка спичек с 25 копеек до 30. При потреблении около четырёх коробков спичек в месяц лишние 20 копеек почти не скажутся на уровне жизни семьи, и поэтому спрос на спички будет неэластичен. А вот повышение стоимости квартир на 20 % приведёт к более чем пропорциональному уменьшению величины спроса на новые квартиры и на обмен квартир по сравнению с изменением цен на них. В частности, новая однокомнатная квартира в Москве стоимостью 650 тыс. руб. подорожает при этом на 130 тыс. руб. Подобное повышение для подавляющего большинства граждан со средней месячной заработной платой в 3,5 тыс. руб. больше годового дохода гражданина за три года. Таким образом, спрос на квартиры и на обмен квартир является неэластичным;
3) отношение товара к предметам роскоши или к предметам первой необходимости. Спрос на предметы роскоши обычно эластичен, а на предметы первой необходимости обычно неэластичен. Спички, хлеб, соль, электроэнергия, газ, вода потребляются нами каждый день и относятся к предметам первой необходимости, без которых мы уже не мыслим своего существования, и поэтому повышение цен на них не приведёт к сколько-нибудь значительному изменению в объёмах их потребления. Таким образом, спрос на них будет неэластичен. А вот мясо омара, чёрная и красная икра, золотые украшения относятся к предметам роскоши. Мы без особых неудобств можем отказаться от их потребления. При повышении цен на предметы роскоши мы можем не покупать их вовсе, и спрос на них является эластичным;
4) фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем больше период времени для принятия решений. Это объясняется, в частности, тем, что наше поведение связано с привычным образом жизни. Для того, чтобы оценить изменившуюся ситуацию с точки зрения возможности или невозможности продолжать старый образ жизни, узнать и попробовать другие варианты продуктов и услуг требуется время. Так, повышение цен на проезд в пригородных электричках сначала может вовсе не сказаться на количестве пассажиров. Но уже в ближайшие летние месяцы граждане, имеющие загородные дачные участки, сократят число поездок, либо уменьшив число посещений, либо переселившись туда на всё лето. А ещё через год некоторые примут решение о продаже своих дачных участков, а из тех, кто ежедневно ездил на работу, некоторые сменят место работы на работу рядом с домом, а некоторые переселятся туда, где находится их место работы. В итоге с течением времени эластичность спроса на проезд в пригородных электричках повысится. Если в Нижнем Новгороде откроется торговый центр Беларусь, где будут, в частности, продаваться белорусские холодильники и телевизоры по существенно более низкой цене, чем в других магазинах, то спрос на них увеличится. Реклама, положительные отзывы о качестве, переориентация желаний ряда потребителей с других товаров на эти, возможность накопить требуемую сумму приведут к увеличению потребления данных товаров, и эластичность спроса на них повысится.