Кластеры в сфере культуры: необходимость формирования и особенности создания

[vestnik.uapa.ru] Сапрыкина А.Н.

УДК 30
ББК 66.041

Цель. Анализ истории появления креативных индустрий, российского опыта по развитию сфер креативной экономики, перспективности этого направления для Новосибирской области.

Методы. В качестве основного использован метода сравнительного анализа формирования развития территории в сфере культуры с позиций кластерного подхода.

Результаты. В период постиндустриальной экономики во всем мире все активнее развивается новая концепция социально - экономического развития, на первый план выдвигающая культурные ресурсы и творчество. Этот инновационный сектор называют творческими, или креативными индустриями. В то же время применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий. Творческие индустрии, имея характерную тенденцию развития по кластерному типу, соединяют бизнес-навыки и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуальная составляющая.

Научная новизна. Рассмотрены перспективы развития кластеров в сфере культуры на территории Новосибирской области, оценены перспективы формирования данной структуры с позиций становления позитивного имиджа региона.

Ключевые слова: [vestnik.uapa.ru] инвестиционная привлекательность, [vestnik.uapa.ru] кластерный подход, [vestnik.uapa.ru] креативная экономика, [vestnik.uapa.ru] культурология, [vestnik.uapa.ru] развитие территории, [vestnik.uapa.ru] творческие индустрии, [vestnik.uapa.ru] человеческий капитал.

Популярность системного, кластерного подхода рождает разные интерпретации понятия кластера, как в экономической области, так и в сфере культуры.

Изучение вопроса кластеризации в сфере культуры требует понимания сути категорий культуры и культурологии. Термин «культура» изначально отличается многозначностью истолкования. В соответствии с выводами Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико, 6 августа 1982 г.) в Декларации ЮНЕСКО есть определение культуры, которая в широком смысле может пониматься как «совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков - духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, и помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования» [4].

В академических источниках анализируемое понятие определяется следующим образом: «Культура - это элемент, управляющий развитием цивилизации, позволяющий создавать динамичные и высоко управляемые связи. Творческие качества людей являются основой для возникновения и развития цивилизаций. Культура - это процесс и продукт духовного производства системы по созданию, хранению и распространению культурных ценностей.» [5, с. 18]

Культурология - наука о сущности, тенденциях и закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, культурно-исторических типов, явлений и процессов [6, с. 72] Существует и такое понятие как прикладная культурология, которое определяется как совокупность концепций, методологических принципов, познавательных процедур, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов.

Прикладная культурология может реализовываться в трех направлениях:

  1. Прогнозирование, проектирование, регулирование культурных процессов;
  2. Разработка технологий трансляций культурного опыта;
  3. Механизмы достижения уровня определенных форм социальной практики [6, с. 126].

Прикладными аспектами культурологического знания являются все виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, дизайн, литература, театр, кино, а также народное творчество, т.е. те творческие индустрии, которые и могут быть объединены по единому признаку или базовым целевым установкам.

Тенденции развития по кластерному типу характерны для всех моделей творческих индустрий. При анализе последних исследований кластерных подходов в сфере культуры или смежной области культуры и экономики выявлены три основных вида: креативные, социокультурные и туристические кластеры. Главное отличие креативных кластеров от социокультурных состоит в том, что во втором случае предполагается наличие широкой сети государственных учреждений культуры (детские школы искусств, театры, дома творчества, и пр.).

Вместе с тем цели, стоящие перед этими учреждениями или иными субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, – создание условий для реализации творческого потенциала населения. Одна из новых областей, охватывающих две сферы - экономику и культуру, связана с реализацией «креативной экономики» и «творческих индустрий».

Понятия «креативная экономика» и «творческие индустрии» были творчески синтезированы и содержательно оформлены в Великобритании. В 1970-е годы культурные индустрии были инкорпорированы в культурную политику на национальном уровне или же крупными международными организациями, такими, как ЮНЕСКО, нацеленными на защиту национальных культур. К концу 1990-х годов культурные индустрии стали весомым компонентом политики в области культуры на государственном уровне.

Определение креативных индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».[7] Именно британский и в целом европейский опыт развития креативных индустрий по кластерному типу на сегодня является самым передовым.

Широкий общественный и научный резонанс получило научное исследование Ричарда Флориды "Креативный класс", в котором он постарался доказать, что креативная деятельность является решающим фактором жизнедеятельности на любой территории - будь то в сфере культуры, образования, науки или бизнеса. Представители творческих профессий, по мнению Флориды Р., формируют сегодня новый общественный класс, который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и процветание городов и регионов, но и мощь держав на мировой геополитической карте [8].

Если взглянуть на творчество шире, чем в рамках сферы культуры, то становится понятно, что творческие люди сегодня - это не только представители творческих профессий. Творчество и креативность востребовано в самых разных областях жизни - в промышленности, в бизнесе, в государственном управлении. Существуют разные модели культурологической кластеризации, обусловленные различием культурной политики и местными контекстными факторами. Европейская модель прежде всего подчеркивает культурное значение и миссию творческих индустрий, реализуя более широкую стратегию социальной значимости культуры и доступности культурных благ широкому кругу потребителей.

Креативные кластеры возникают в основном путем освоения промышленных объектов и территорий, которые не функционируют в связи со свертыванием производства в крупных российских городах. Как правило, это концентрация мест для творчества и его презентации (например, студии, художественные мастерские, галереи и т.п.) на одной территории. Активное развитие подобных кластеров наблюдается на всех континентах, создаются креативные платформы как катализаторы экономических и социальных изменений общества. В Кейптауне (ЮАР) создан в 2006 году «Africa centre»; в Толидо (штат Огайо, США) с 1985 года существует «Collingwood Arts Centrе»; в Берлине (Германия) «Berlinerpool», в Финляндии «Art Centre KulttuuriKauppila»; в г. Токио (Япония) «Youkobo Art Space»; в Австралии «Hill end. Artist in residence» и так далее. В начале 2000-х аналогичные центры стали появляться в России (Москва, Пермь, С-Петербург, Суздаль и др.). В Москве это, например, арт-галереи «Винзавод», «Гараж», центр дизайна «Art-play». Отдельно стоит отметить культурный центр «ZИЛ» - пилотный проект Правительства Москвы, который под руководством Елены Зеленцовой превратился из бывшего дома культуры огромного автозавода в эталонный центр творческого развития. Прототипом его является крупнейший и один из первых в мире культурный центр «Барбикан» (Лондон, Великобритания). На таких площадках могут найти себе применение многочисленные творческие объединения и отдельные художники.

Само существование подобных креативных кластеров помогает развивать творческое предпринимательство: выявлять инициативы, изучать, какие из них наиболее интересны с точки зрения современной культуры и историко-культурного наследия, а затем увязывать их с бизнесом. Такие кластеры со временем становятся социальными пространствами, где интересно, с пользой для взрослых и детей можно провести время.

Фактически складывающиеся на наших глазах в Москве, Санкт-Петербурге и других городах культурные кварталы и кластеры творческих индустрий концентрируют лучшие творческие ресурсы городов и создают принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. На этих площадках регулярно проводятся выставки, концерты, фестивали, медиа - и кинопоказы, театральные представления, презентации и художественные инсталляции, сосуществуют и взаимодействуют образовательные программы в сфере современного искусства, кинематографа, архитектуры и дизайна, лекции, мастер-классы, а также благотворительные мероприятия.

Директор агентства «Институт культурной политики» М.Б. Гнедовский охарактеризовал происходящие перемены в сфере культуры: «Переход от индустриального общества к постиндустриальному можно легко проследить: московские заводы переезжают в Подмосковье или на окраины столицы, а здания заводов остаются. Их занимают люди, относящиеся к новому классу общества – креативному классу. Люди креативных профессий собираются группами, занимаются каждый своим делом, находясь при этом под одной крышей, имея возможность при необходимости мобильно объединяться. Креативная экономика – это производство идей, смыслов, произведений, проектов, которые становятся самостоятельными продуктами на рынке. К отраслям креативной экономики относятся: реклама, архитектура, дизайн, кино, издательское дело, мода, телевидение и радио, индустрия развлечений, ПО и вычислительные системы, изобразительное искусство, музыка, исполнительные искусства, ремесла» [9].

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в нашей стране творческие индустрии почти не имеют реальной поддержки на уровне администраций городов и регионов. Исключениями являются Пермская, Ульяновская области, и конечно, это «продвинутые» Москва и Санкт-Петербург. В основном в регионах России последовательной реализации концепции «креативного города» пока не происходит, большинство проектов в сфере культуры носят временный характер. Связано это, прежде всего, с их спонтанным, бессистемным появлением, а также практически полным отсутствием устойчивых механизмов их поддержки со стороны городских и региональных властей. Отсутствует определенная точка согласия между властью и представителями творческих профессий.

Дмитрий Мильков, президент «Центра развития творческих индустрий» в г. Санкт-Петербурге, с 2001 года занимается изучением и развитием креативных индустрий, и в своей статье о государственной поддержке творческих индустрий пишет: «Мировой опыт демонстрирует значение творческих индустрий для культурного, социального и экономического благополучия территорий, но эффективное и устойчивое развитие сектора обеспечивается целенаправленной и комплексной поддержкой органов власти. Эта поддержка (прямая и через уполномоченные агентства, финансовая и административная, исключительная и в составе частно - государственных партнерств) – залог успеха большинства состоявшихся зарубежных проектов. Именно кластерный (объединяющий компании на основе прямого соседства, территориальной близости или инфраструктурного единства) характер этих проектов в первую очередь работает на результат. Наиболее масштабные международные проекты в сфере культуры направлены на серьезные изменения городской среды, внешний и внутренний маркетинг значительных городских территорий, поддержку всей творческой отрасли, а не отдельных ее представителей. Признание кластерного подхода как основополагающего в политике и практике государственной поддержки творческих индустрий – вот рецепт эффективности этой поддержки» [10, с. 69].

Новосибирская область богата творческими профессиями, людьми с высоким творческим потенциалом. Три года назад в Новосибирске появился «Центр современного искусства», выросший из проекта «Смотри» в рамках Международного инновационного форума «Интерра». Пока кластером его назвать невозможно, работает он в основном, как выставочное пространство, но может развиться в более органичное образование кластерного типа.

Новосибирская область не обладает богатой сырьевой базой, вместе с тем ее конкурентным преимуществом является высокое качество человеческого капитала, благодаря крупнейшему в России научному центру «Академгородок» и широкой сети образовательных учреждений.

Новосибирская область по праву может гордиться тем, что на ее территории можно получить качественное образование практически по любой творческой профессии. Существует серьезная проблема в том, что хотя творческий потенциал высок, эффективной работы с населением в настоящее время не получается, потому что нет платформы, объединяющей профессионалов в сфере креативных индустрий, что тормозит развитие современной городской среды.

Разработка и реализация масштабного и амбициозного проекта способна повысить статус Новосибирска как столицы Сибири, улучшить имидж Новосибирской области в целом. Сложность и многогранность задач улучшения качества жизни за счет духовного, творческого развития личности, обеспечения качественных разнообразных и доступных населению услуг организаций культуры со стороны государства определяет необходимость решения данных проблем на основе программно - целевого подхода, который доказал свою эффективность в государственном управлении. Вместе с тем, для успешной реализации такого рода городских проектов требуется продуманная система поддержки и постоянное консультирование небольших творческих компаний по вопросам ведения и развития бизнеса, включая арендную плату на льготных условиях, систему малых кредитов, венчурные инвестиционные фонды, краудфандинг, франчайзинг, фандрайзинг и др.

Все это становится возможным только при условии, что развитие творческих индустрий будет осознанным приоритетом политики в области культуры. Творческий кластер должен расцениваться как необходимое дополнение государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, а не как культурный андеграунд, потому что невозможно получить креативную экономику и процветание страны, если не развивается творчество в людях. Создать современное креативное общество и сделать прорыв в науке можно через поддержку современного искусства, ведь именно оно является полигоном для развития фантастических идей, возможностью проверить, как на них реагируют люди.

Работа над продвижением креативных индустрий – это интересный, инновационный, многообещающий путь постиндустриальной адаптации больших и малых городов. Можно сказать, что создание культурологического кластера – это концептуальный план развития территории с помощью новых технологий в сфере культуры и создания условий для всех направлений прикладной культурологи и представителей креативных профессий по кластерному типу.

Внедрение кластерных технологий объединения учреждений культуры будет способствовать росту деловой активности, улучшению инвестиционного климата в регионе, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, даст импульс для более интенсивного роста предпринимательских инициатив, привлечения инвестиций и экономического подъема территорий.

Необходимо не только растить свои таланты, но и привлекать их, создавая в городе и области благоприятные условия для самореализации - в науке, в бизнесе, в производстве, сфере услуг. Современные бизнес - стратегии принимают во внимание не только материальный, но и нематериальный активы. Человеческий, творческий капитал территории становится немаловажной частью ее финансовой состоятельности. Творческий, креативный подход дает возможность найти новые, уникальные решения в стремительно меняющемся мире, а значит, одержать победу в конкурентной борьбе. Основной урок, который дает культура производству и бизнесу на рубеже веков - урок творчества.

Литература

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-Р [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Обзор культурной политики в Российской Федерации: Аналитический доклад / Совет Европы (Council of Europe); отв. ред. К. Разлогов, Т. Санделл. Ульяновск: ООО «Мастер студия», 2013. 138 с.
  3. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
  4. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принята 02.11.2001 Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры[электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_ diversity.shtml (дата обращения 25.01.2014)
  5. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для ВУЗов. М.: Высшее образование, 2007. 495 с.
  6. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие. М.: Юрайт-М. 2001 400 с.
  7. Зеленцова Е.В. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований [электронный ресурс]. Інститут розвитку міст
    "Міста України", 2009. URL: http://www.mista.in.ua/ua/actual/1 (дата обращения 25.01.2014)
  8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХI, 2007. 421 с.
  9. Гнедовский М.Б. Интервью с директором Института культурной политики [электронный ресурс] // Журнал «Волна медиа», Учредитель и издатель ООО «Волна», 2013. URL: http://volnajournal.ru/issuu.php (дата обращения 25.01.2014)
  10. Мильков Д.В. Государственная поддержка творческих индустрий в России: опасности и возможности // Международный культурный форум в Ульяновске: инициатива, партнерство, развитие (сборник информационных и аналитических материалов) / Под общ. ред. Астафьевой О.Н. Ульяновск: ООО «Мастер студия», 2013. 76 с.

Вопросы управления. Уральский институт управления - филиал РАНХиГС
Электронная версия регулярного бумажного издания © УИУ РАНХиГС, 2008-2014.

Наши рекомендации