Некоторые люди по положению должны платить более высокие
налоги. Однако этот принцип представляется спорным, пос-
Кольку возникают определенные сложности.
Прежде всего нужно определить, кто в принципе должен пла-
Тить по более высоким ставкам, и осуществить на практике этот
принцип: составить налоговые законы и решить, насколько долж-
Ны быть больше подобные налоговые выплаты.
Обычно применяются три критерия для оценки тех, кто должен
платить больше:
Более высокая платежеспособность;
Более высокий уровень экономического благосостояния;
Использование государственных расходов в больших объемах.
Для оценки платежеспособности и экономического благосо-
стояния могут использоваться одинаковые показатели — такие,
Как доход и потребление. Однако очевидно, что ни возможность
платить, ни экономическое благосостояние не являются «спра-
Ведливой» основой налогообложения, и было бы справедливее
Взимать налоги исходя из потребления индивидуума в течение его
Трудовой деятельности
При введении налога государство обязательно определяет того,
Кто будет являться его плательщиком. Но действительность не
Всегда соответствует принятым законам, поскольку налог может
Быть переложен.
Существует возможность переложить налог назад, когда в ре-
Зультате налогообложения будет оказано влияние на заработную
плату работников и спрос на рабочую силу, и переложить налог впе-
Ред на потребителей, когда налогообложение повлияет на цены.
Для того чтобы определить настоящего плательщика того или
иного налога, экономистами используется термин «налоговое бре-мя». При этом для определения прогрессивности или регрессивнос-
Ти налоговой системы страны необходимо использовать реальные
налоговые ставки, которые являются отношением суммы факти-
Чески уплаченного налога к общему доходу плательщика.
Анализ факторов, определяющих распределение налогового
бремени в экономике, показывает, что не имеет значения, облага-
Ются ли налогом производители или потребители. Налог в любом
Случае порождает изменение в относительных ценах, и именно
Это свойство рынка определяет, кто несет тяжесть налога. При
Этом главный фактор переноса налогового бремени — уровень
Конкуренции на рынке.
На конкурентном рынке степень переноса налога определяет
Эластичность спроса и предложения. В общем случае налог на
потребителя переносится не полностью, однако, если предложе-
ние полностью эластичное или спрос полностью неэластичен,
Налог целиком оплачивается потребителем. Если предложение
Полностью неэластичное или спрос полностью эластичен, налог
Возлагается на производителей. Эти утверждения верны и для
Рынка труда.
При существовании на рынке монополии или наличия сговора
на олигополистическом рынке ситуация усложняется. Степень пе-
Реложения налогового бремени в данном случае будет зависеть от
Вида кривой предельных издержек и кривой спроса. Налог может
быть переложен как наполовину, так и более чем на 100%. Кро-
Ме того, в случае неконкурентного рынка определенное значение
Приобретает способ взимания налога: специальный или акциз (т.е.
Фиксированная сумма или процент стоимости) — производство
Будет выше при последнем. Распределение налогового бремени
При чистой олигополии предсказать практически невозможно.
Существует много случаев, когда налоги, различные с управлен-
Ческой точки зрения, оказываются равноценными с экономической
точки зрения. Такими налогами являются налог на выпуск продук-
ции (налог с продаж), пропорциональный подоходный налог и на-
Лог на добавленную стоимость. Это объясняется тем, что величина
Дохода и выпуска должна быть одинаковой. Налог на заработную
плату и налог на потребление также равноценны, так как введение