Ii. организация и руководство практикой
Кафедра маркетинга и регионоведения
УТВЕРЖДАЮ |
Проректор по учебной работе _____________Кольцова Т.А. «____»______________20__ г. |
В.В.Шеломенцев
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
для студентов специальности 080111 «Маркетинг»
очной и заочной форм обучения
Тюмень
Программа производственной практики для студентов специальности 080111 «Маркетинг» очной и заочной форм обучения Тюмень: ТГАМЭУП, 2010. с.
Программа производственной практики для студентов специальности «Маркетинг» составлена в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 080111 «Маркетинг» и Положением о производственной практике студентов ТГАМЭУП.
Программа включает в себя общие положения, организацию, руководство и содержание производственной практики, требования к оформлению отчета и его защите.
Предназначена для студентов очной и заочной форм обучения.
Программа утверждена на заседании кафедры маркетинга и регионоведения (протокол № 4 от 26.11.2010 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол заседания УМС № ____от 20__ г.).
Рецензенты:
Шумилова Ю.А., к.э.н., доцент И.О. зав.каф. экономики МИФУБ ТюмГУ;
Захаров С.Д.,к.ф.-м.н, зав. кафедрой математики и информатики ТГАМЭУП.
Составитель: к.с.н., доцент В.В.Шеломенцев
Редактор Г.В.Долгих
Компьютерная вёрстка ________
Формат 60х84/16. Гарнитура Times.
Тираж 50. Объём _______усл.печ.л.
Отпечатано в лаборатории множительной техники ТГАМЭУП.
Ó ТГАМУЭП, 2010
Ó В.В.Шеломенцев2010
Принята решением Учёного совета (протокол № от ) |
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Студенты специальности 080111 «Маркетинг» проходят производственную практику в течение 4 недель в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
Производственная практика студентов высших учебных заведений является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования
Практика может проводиться на предприятиях (в организациях, учреждениях). База практики закрепляется на основании личных заявлений студентов и утверждается приказом ректора. Она осуществляется на основе двухстороннего соглашения между академией и предприятиями, независимо от их организационно-правовых форм. Студенты, заключившие договор с предприятиями на их трудоустройство, производственную практику, как правило, проводят на этих предприятиях.
Студент заочной формы обучения, имеющим стаж практической работы не менее года по профилю специальности, по решению выпускающей кафедры может быть зачтена производственная практика.
Производственная практика организуется и проводится с целью обучения основам профессиональной деятельности будущих специалистов; выполнения должностных обязанностей в соответствии с профилем будущей специальности; углубления и закрепления полученных теоретических знаний и умений, приобретения практических навыков.
Задачами производственной практики являются:
- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в академии по курсу «Маркетинг» и смежным дисциплинам, а также изучение практического опыта работы предприятий;
- изучение опыта маркетинговой деятельности предприятия, как правило, имеющей маркетинговую службу, управление, отдел, либо работающих на принципах маркетинга;
- получение представления о структуре управления предприятия, его функциональных подразделениях, об основных поставщиках товаров, конкурентах предприятия, ассортименте предлагаемых товаров, предпочтениях потребителей и т.д.
- сбор и обработка материала о деятельности предприятия, который может быть использован при подготовке курсовых (дипломных) работ.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Организация и руководство производственной практикой возлагается на кафедру маркетинга и регионоведения. Руководитель практики от кафедры назначается заведующим кафедрой, что оформляется в приказе о направлении студентов на практику.
Практика студентов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» производится на предприятиях различных организационно-правовых форм, работающих на региональном потребительском рынке, создающих и реализующих многообразные товары и услуги, как правило, имеющих службу (отдел, управление) маркетинга или специалиста по маркетингу.
Заведующий кафедрой:
- распределяет студентов по базам практики и готовит проект приказа;
- проводит организационное собрание студентов для разъяснения целей, задач и содержания практики, порядка ее прохождения, программы практики;
- организует и осуществляет учебно-методическое руководство практиками;
- контролирует своевременность защиты и сдачи отчетов студентами;
- контролирует качество прохождения практики.
Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от академии и от предприятия, которые несут ответственность за соблюдение студентами правил техники безопасности и охраны труда, за организацию и проведение практики.
Руководитель практики от академии::
- разрабатывает и уточняет задания на практику, в том числе индивидуальные;
- устанавливает связь с руководителями практики от организации;
- выдает дневник практики, программу практики и другие необходимые документы;
- оказывает методическую помощь студентам при сборе материалов и оформлении отчетной документации;
- осуществляет текущий контроль за условиями прохождения практики;
- оценивает результаты выполнения практикантами программы практики, допускает отчет к защите;
- отвечает за качество проведения практики;
- информирует кафедру о ходе прохождения практики, а после завершения практики представляет отчет.
2.3. Руководитель практики от предприятия должен:
- предоставить места практики, обеспечивающие наибольшую эффективность ее прохождения;
- организовать инструктаж по технике безопасности, охране труда и ознакомить с правилами внутреннего распорядка, установленными на данном предприятии;
- организовать проведение ознакомительных экскурсий;
- дать возможность практиканту принимать участие в производственном процессе в соответствии с его специальностью;
- помочь студенту-практиканту в изучении различного вида первичной документации, ее сборе для отчета и приобретении практических навыков в ее ведении;
- ознакомить студента с законодательными документами, правительственными и другими руководящими материалами, нормативными актами и инструкциями вышестоящих организаций, регламентирующими деятельность данного предприятия;
- оценить работу студента во время прохождения практики и дать отзыв о проделанной работе.
Студент при прохождении практики обязан:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики, в установленные сроки;
- подчиняться действующим на предприятии правилам охраны труда и правилам внутреннего распорядка;
- своевременно подготовить, сдать на проверку и защитить отчет по практике с приложением дневника и направления.
Студент имеет право:
- получить документацию по прохождению практики;
- получить информацию о работе организации, касающуюся вопросов программы практики;
- получать консультации у руководителей практики от академии и предприятия.
Продолжительность рабочего времени студента – практиканта не должна превышать 40 часов в неделю.
III. ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Программа производственной практики должна соответствовать основной цели – изучения опыта маркетинговой деятельности предприятия и закрепление теоретических знаний, полученных в академии.
Примерный план сбора материалов для курсовых или дипломных работ включает в себя:
- ознакомление с организационной структурой организации и службы (управления, отдела) маркетинга этого предприятия;
- ознакомление с основными направлениями маркетинговой деятельности предприятия;
- посещение структурных подразделений предприятия и выяснение их связи с маркетинговой службой;
- изучение практики функционирования предприятия и связи его структурных подразделений;
- подбор и изучение документов, регламентирующих внутренние и внешние основы деятельности предприятия.
Структура программы производственной практики на предприятии для студентов специальности 080111 «Маркетинг»:
Первая неделя | Вопрос 1. Описание миссии предприятия, ее стратегических установок |
См.: раздел 1,2,3 в «Содержании практики». Там более подробное описание вопросов | Вопрос 2. Анализ микросреды: возможных политических, экономических, социальных и иных изменений с точки зрения их влияния на рынок продукции предприятия и на маркетинговую стратегию предприятия. Вопрос 3. Анализ конкуренции: выявление сильных и слабых сторон основных конкурентов, их стратегии и позиции на рынке. |
Итоги работы по 1-й неделе | Маркетинговая стратегия предприятия и цели маркетинга. Оценка конкурентоспособности фирмы, работающей на конкурентном рынке. |
Вторая неделя | Вопрос 1. Анализ рыночного потенциала и возможностей доли предприятия на рынке. |
См.: раздел 2 в «Содержании практики». | Вопрос 2. Анализ основных видов продукции предприятия (товарных групп): скорость оборота, норма прибыли (рентабельность), объем продаж и доля рынка по регионам в прошлом и текущем году. Ранжирование товарных групп продукции. |
Итоги работы по 2-й неделе | Анализ рыночного потенциала и возможностей доли предприятия на рынке. Прогноз объема продаж по продуктам (в натуральном и стоимостном выражении) по регионам и каналам сбыта. |
Третья неделя | Вопрос 1. Анализ покупателей: сегментация покупателей, их ранжирование – выделение покупателей, которые обеспечивают более 50% объема продаж. |
См.: раздел 2 и 3 в «Содержании практики». | Вопрос 2. Анализ цен по каждой товарной группе: цели и стратегии ценообразования, виды и размеры скидок, сравнительный анализ динамики различных цен – оптовых, дилерских, розничных; сравнение соответствующих цен с ценами конкурентов. Вопрос 3. Анализ маркетингового персонала: соотношение торгового и неторгового персонала, анализ их работы (продажа по месяцам); программа обучения персонала, распределение бюджета маркетинга по видам деятельности. |
Четвертая неделя | Вопрос 1. Маркетинговые исследования: цели, стратегия цен по товарным маркам, система скидок. Планирование состава маркетингового персонала предприятия, его численности, зарплаты, системы стимулирования, обучение персонала, общий бюджет, служба маркетинга. |
См.: раздел 2 и 3 в «Содержании практики». | Вопрос 2. Реклама и стимулирующие мероприятия: смета затрат по месяцам и средствам рекламы, связь с рекламными агентствами, общая эффективность рекламных мероприятий, ее оценка. Аналогичные разделы по стимулирующим мероприятиям. Вопрос 3. Сбыт: программа сбыта по регионам и по каналам сбыта, динамика продаж продукции предприятия. Вопрос 4. Оформление отчета по производственной практике. |
Итоги работы по 4-й неделе | Планируемые маркетинговые исследования, основные исследовательские проблемы. План коммуникаций по организации, в том числе реклама (расходы, бюджет, эффективность), календарное расписание маркетинговых работ (посещение клиентов, выставки). План сбыта продукции по предприятию. Контроль и оценка плана маркетинга. Оформление и представление отчета по производственной практике на кафедру маркетинга и регионоведения. |
Содержание практики
Раздел I. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
В начале практики студент должен ознакомиться с уставом предприятия, определив его хозяйственно-юридический статус, степень хозяйственной самостоятельности, форму собственности, организационную структуру управления предприятия; основные функции, права и обязанности предприятия; формирование капитала предприятия и использование его прибыли.
Студент-практикант должен дать оценку месторасположения изучаемого предприятия относительно основных транспортных потоков, центра города, мест посещения большого количества людей, наличие подъездных путей.
В отчете также отражается специализация предприятия, режим работы и оценка его оптимальности для данного предприятия; формы обслуживания покупателей и их совершенствование.
В завершении раздела дается краткая экономическая характеристика предприятия за отчетный период в сравнении с предшествующим на основе анализа основных показателей деятельности предприятия.
Раздел II. Внутренняя маркетинговая среда предприятия.
Описание миссии предприятия, его стратегических установок, маркетинговой стратегии предприятия, маркетинговых целей компании. Состояние маркетинговой службы на предприятии: ее наличие (в случае отсутствия описываются отделы, выполняющие маркетинговые функции, дается заключение о необходимости создания такой службы (отдела), структура, тип службы (товарная, региональная, функциональная….), права и обязанности директора по маркетингу, его подчиненных; описываются взаимоотношения службы с другими отделами предприятия.
Товарная политика фирмы предлагает изучение товарного ассортимента компании, его широты, полноты, глубины, построение «модельного ряда», анализ объемов производства и торговли товарами, в том числе:
- изучение нормативных документов, регламентирующих порядок отчетности и учета производства, РТО и товарных запасов;
- изучение организации бухгалтерского учета и отчетности по производству, РТО и товарным запасам;
- изучение и анализ динамики РТО, производства предприятия за ряд лет в действующих, сопоставимых ценах, натуральном выражении (производство). Определение влияния цен на РТО;
- изучение изменения структуры производства (РТО и его ассортиментного состава в современных условиях);
- анализ состояния, динамики и состава товарных запасов в отчетном периоде. Анализ товарооборачиваемости.
В раздел товарной политики входит построение графиков жизненного цикла товара, определение его типа, типа товара согласно матрице Бостон-Консалтинг групп, анализ ЖЦТ.
Немаловажное значение имеет изучение политики выпуска, создания новых товаров, объемов их производства, продажи роста коэффициентов устойчивости, обновления, % изготовления новых товаров в общем объеме производства, торговли.
Ценовая политика компании базируется на:
- изучении нормативных документов, регламентирующих порядок учета и отчетности по ценам;
- изучении порядка ценообразования, структуры цен;
- изучении вариации цен;
- анализ соответствия цен качеству товара и покупательским мнениям;
- анализ эластичности цен;
- расчет индексов цен;
- изучение цен конкурентов.
Потребители как предмет анализа: выявляются основные группы потребителей, проводится ранжирование их по степени привлекательности; анализ системы обслуживания потребителей, анализ поведения потребителей, сегментация потребителей.
Система товародвижения предполагает знакомство студента-практиканта с порядком учета и отчетности по поступлению товаров, анализа привлекательности поставщиков, форм снабжения, завоза товара, сырья, расчет коэффициентов звенности, анализ выполнения договорных обязательств, оценку ритмичности, равномерности поставки, анализ сервисного обслуживания (если таковое имеется).
Система маркетинговых коммуникаций: наличие программы ФОССТИС, структура программы, анализ расходов на мероприятия по формированию спроса, стимулированию сбыта, окупаемость средств, анализ (составление) рекламного бюджета, эффективности рекламы, коэффициента обращения; диагностика этих мероприятий.
Система планирования и контроля:
- анализ / составление производственной программы предприятия;
- планирование РТО по объему и в ассортименте по кварталам и месяцам года;
- планирование системы товародвижения, ФОСТИСС, расчет рекламного бюджета на будущий период;
- планирование выпуска новых товаров методом сопоставления валовых показателей, методом сопоставления предельных показателей;
- организация контроля на предприятии, внутренний и внешний аудит маркетинга в компании.
Раздел III. Внешняя маркетинговая среда предприятия.
Оценка взаимоотношений предприятия с конкурентами на рынке.
В процессе оценки конкурентной среды студент должен:
- дать характеристику рынку с точки зрения вида конкуренции;
- проанализировать отношения компании с основными конкурентами;
- оценить степень монополизации рынка, рассчитать реальную и потенциальную долю рынка для компании, коэффициенты интенсивности конкуренции на рынке;
- определить емкость рынка, перспективы рынка.
- проанализировать товарное предложение, уровень цен на товары предприятия и конкурентов, мнения потребителей о товарах;
- дать заключение о занимаемом предприятием месте на рынке;
- проанализировать внешнюю среду с позиций STEP – анализа: возможных политических, экономических, социальных и иных изменений с точки зрения их влияния на рынок продукции предприятия и на маркетинговую стратегию компании.