История развития социального аудита

Содержание

Введение

Становление социального аудита…………………………………….………..4-8

Сущность социального аудита……………………………………..…………9-16

Социальный аудит в России……………………………………...………….16-17

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Со временем развития аудиторское обследование стало не ограничиваться только финансовой сферой. Появились такие разновидности аудита как аудит качества, аудит управления персоналом, аудит природных ресурсов и многих других. Принципиально новым в современном рыночном

хозяйстве стала появление и развитие социального аудита.

Характерные черты финансового аудита значительно повлияли на формирование социального аудита. На первый взгляд представляется, что нет существенной разницы, между финансовым и социальным аудитом. Но прежде всего социальный аудит имеет свою теоретико-методологическую основу, которая позволяет определить объективные причины его появления и развития, основные цели, сущность и характерные черты, предмет аудиторского обследования.

Рождение социального аудита было связано с несколькими важными обстоятельствами. С одной стороны это был результат давления общества на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности корпорации, с другой – осознанием частного бизнеса, что положительный социальный имидж предприятия значительно повышает его конкурентную способность

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему, с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими проблемами и методами их решения

История развития социального аудита

Во второй половине ХХ века произошли важные структурные изменения в социально-экономической системе рыночного хозяйства. Появление и развитие социального аудита – одно из них.

Впервые словосочетание «социальный аудит» было использовано в 40-х годах Теодором Ж. Крепсом (Theodore J. Kreps) профессором экономии Стенфордской школы бизнеса.

В 1953 году американский исследователь Х.Р. Боуэн (H.R. Bowen) в одной из своих книг посвятил около десятка страниц социальному аудиту. Но еще большая заслуга формирования концепции социального аудита принадлежит Ж. Умблу (J. Humble), опубликовавшего работу «Социальный аудит на службе менеджмента выживания». В этом произведении автор освятил проблемы, которые позволяют аудитору оценить значение человеческого фактора для организации.

Несколько позже идеи и практика социального аудита пересекли Атлантический океан и перекинулись в страны Западной Европы. И здесь появились свои авторитеты в области теории социального аудита. Так например во Франции признанными исследователями в этой области зарекомендовали себя: Кандо П. (Candau P.), Перетти Ж.М. (Peretti J.M.), Игаленс Ж. (Igalens J.), Комбемаль М. (Combemale M.), Ландье У. (Landier H.) и другие.

Концепции социального аудита, безусловно, были попыткой теоретически осмыслить то, что появилось нового в сфере социальных отношений в послевоенный период в странах рыночной экономики.

Можно утверждать, что первые практические шаги социального аудита сделали США. Здесь он начался с того, что в 40-е годы прошлого столетия стали регулярно проводиться социальные рейтинги. Основное внимание обращалось на оценку отношений частного бизнеса с персоналом, профсоюзами, с местным сообществом, а также с местной властью. Важное значение приобрела и благотворительная деятельность бизнеса, связанная с социальными интересами местного населения.

Экономический рост, характерный для американской экономики в 60-70 годы, имел серьезные отрицательные последствия для общества: потребители были недовольны ухудшением качества ряда товаров и услуг, некоторые наемные работники протестовали против ухудшения условий безопасности труда и дискриминации в области его оплаты, население многих штатов выражало свое растущее беспокойство в связи с загрязнением окружающей среды.

Важные изменения происходили внутри делового сообщества. Шумные скандалы, связанные с неэтичным поведением руководителей крупных корпораций, породило недоверие к ним, что угрожало существенным сокращением клиентуры. Да и сами предприниматели, прежде чем инвестировать другие компании или их приобрести начали интересоваться не только результатами финансовой деятельности, но и социальным климатом в этих компаниях: управление персоналом, уровнем профессиональной квалификации работников, отношениями с профсоюзами и т.п.

Таким образом, рождение социального аудита было связано с несколькими важными обстоятельствами. С одной стороны это был результат давления общества на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности корпорации, с другой – осознанием частного бизнеса, что положительный социальный имидж предприятия значительно повышает его конкурентную способность.

Весьма показательно отношение американского законодательства к «социально ответственному поведению», например, частных банков. В 1977 году конгрессом был принят закон о реинвестициях в местном сообществе. По сути, в них шла речь о добровольных инвестициях в социальную инфраструктуру на территориях, на которых оперируют банки. Закон не предусматривал никаких карательных санкций против банков, которые отказывались заниматься благотворительной деятельностью. Однако, каждый год банк должен был отчитаться о своей деятельности.

На основе подобной отчетности составлялись рейтинговые списки активности банков в сфере социальных инвестиций, которые публиковались крупнейшими деловыми изданиями. Подобная практика оказала большое влияние на американских вкладчиков: они предпочитали помещать свои сбережения в банки, которые находились на верхних строках рейтинга. Естественно, банки стали стремиться доказать свое желание работать на благо местного сообщества.

Во Франции также правовые основы социального аудита стали закладываться под влиянием обострения социального климата на предприятии. После известных событий в мае 1968 года, в 70-х годах во Франции активно обсуждалась проблема реорганизации предприятия, а в 1977 году был принят закон, обязывающий предприятие предоставлять ежегодный социальный отчет.

В Германии в то же время и по той же причине появился аналогичный отчет Sozialbericht, который предоставлялся на добровольной основе. В США Совет по экономическим приоритетам (the Concil on economic priorities, CEP) начал публично ранжировать компании по их действиям в области социальной политики и защите окружающей среды. В результате в 1972-1977

Попытки регулирования нефинансовой отчетности предпринимались в разных странах, но лишь в отдельных из них они достигли некоторого законодательного оформления. В том или ином виде на законодательном уровне запрашивается нефинансовая информация в Дании (с 1995, «Green Act»), Швеции, Норвегии, Голландии, Франции (с 2002 года), Великобритании и Южной Африке (the King Report on Corporate Governance). Со стороны некоторых европейских государств, введение нормативных требований явилось ответом на принятую в 2001 году Европейской комиссией «Зеленую книгу о корпоративной социальной ответственности».

При этом следует отметить, что ни в одной из стран регулирование не носит силового характера и не имеет целью тотальный контроль со стороны государства над тем, что делает частный сектор. Как правило, законы не содержат жестких требований по формам отчетности (компании могут публиковать требуемую информацию в своих годовых отчетах, что они в большинстве случаев и делают, на сайтах, или выбирать иной способ ее предоставления). Однако эти требования касаются, в основном, только компаний определенных типов (тех, чьи акции свободно торгуются на биржах, и тех, которые являются наиболее крупными работодателями).

По содержанию отчетов также не предъявляется жестких требований – фактически законодательные акты являются лишь запросом на информацию по определенным аспектам деятельности. Например, в Бельгии в 1996 году был принят законодательный акт, обязывавший как государственные, так и частные организации предоставлять регулярные социальные отчеты внешней аудитории; минимальные показатели отчетности указывались прямо в законе. Требование было связано с проведением в Европе ряда болезненных социальных реформ в 90-х годах. С помощью этих отчетов правительство намеревалось вовремя определять наиболее слабые места в системе социальной защиты, не «прикрытые» ни государственным, ни частным сектором, и заранее предотвращать возможные кризисы, т.е. использовало в целях модной сегодня концепции риск менеджмента и социального партнерства. В ряде стран усилия компаний в области ответственного ведения бизнеса находят поощрения со стороны государства.

В общественном мнении наблюдался сдвиг в сторону более либерального отношения к корпоративному сектору. Граждане, похоже, больше доверяют добровольным действиям, чем вынужденным. Международное исследование общественного мнения относительно того, должна ли корпоративная ответственность компаний регулироваться со стороны государства, проводилось организацией GlobeScan Inc, в 2003 и 2004 годах. Результаты показали, что число граждан, согласных с обязательностью корпоративной отчетности во всех странах снижалось, иногда (например, во Франции) существенно. Исключение составляет только Канада, где число сторонников составило ровно половину от числа опрошенных.

Наибольшее распространение нефинансовая отчетность получила в Европе (лидер – Великобритания) и Северной Америке, причем в Канаде этот процесс происходил даже активнее, чем в США. В азиатском регионе активно подключились к процессу отчетности компании Японии и Южной Кореи. Еще один «очаг» активной отчетности – Австралия. Понимание того, что в глобальной экономике оставаться в стороне от общих процессов, – верный путь к потере конкурентоспособности, существенно расширило географию отчетности. В электронном депозитарии CorporateRegister.com на сегодня зарегистрировано 11 007 отчетов, представленных 3 163 компаниями из 109 стран.

Почти во всех странах первыми нефинансовые отчеты выпускали крупные компании, причем не всегда транснациональные, часто они были крупными только для своей страны или отрасли. Но это были компании, которые задают тон, направление основного развития в своей стране, те, кто раньше других улавливает мировые тенденции и требования, которые начинали предъявлять к бизнес-сообществу в мире. Чаще всего ими оказываются представители фармацевтической, нефтегазовой, машиностроительной отраслей, а также сектора потребительских товаров и розничной торговли. Химическая промышленность и банковский сектор во многих странах не отличаются открытостью, за что подвергаются постоянным нареканиям со стороны экспертов, СМИ и неправительственных организаций.

Характерными чертами становления зарубежного социального аудита следует считать не только социальные рейтинги или социальную отчетность, но и формирование социальных стандартов, которые стали основой социальной сертификации.

Наши рекомендации