Модели простого и расширенного воспроизводства
Под простым воспроизводством, или «воспроизводством в неизменном масштабе», Маркс понимает ситуацию воспроизводства «в неизменных условиях». Т.е. средства производства и рабочая сила зафиксированы в раз и навсегда повторяющихся условиях кругооборота сделок; покупатели совершают сделки с одними и теми же продавцами по одной и той же цене, при одних и тех объёмах покупок и продаж (позднее Й. Шумпетер введёт аналогичное простому воспроизводству понятие – хозяйственный кругооборот).
Понятия простого воспроизводства, хозяйственного кругооборота и стационарного состояния являются очевидно родственными. Они связаны с понятием «экономической статики» – подходом, когда основные экономические условия: величина дохода, способности, вкусы населения, количество земли и т.д. принимаются в качестве данных и известных величин, и эти последние должны определять собою некоторые неизвестные величины – годовой объем выпуска каждого товара или услуги, цены факторов их производства и цены самих товаров и услуг. В экономической динамике же наоборот, сами основные условия подвергаются изменениям, и соответствующими переменными будут не годовые объемы выпуска продукции, а увеличение или уменьшение этих объемов.
Следует отметить, что большая часть современной микро- и макроэкономики основана на статичном подходе. Эта традиция восходит ещё к дискуссии между Мальтусом и Рикардо, в ходе которой последний определял предмет изучения экономической науки как распределение дохода при ограниченных ресурсах. С некоторой корректировкой это определение предмета экономической теории используется и в современных курсах. В то же время наивная теория роста дохода и народонаселения Мальтуса осталась в истории экономических учений как первая попытка использования динамического подхода.
Существенным отличием капиталистического способа производства от других экономических формаций является массовое производство капитала в его физической форме – прежде всего, машин, оборудования. Учитывая, что обмен происходит пропорционально стоимости товаров, Маркс ставит вопрос о пропорциях такого обмена при простом воспроизводстве. Для анализа этой проблемы он использует следующие схемы:
;
где индексами (1) и (2) обозначены два крупных подразделения общественного производства:
(1) – сфера производства средств производства;
(2) – сфера производства предметов потребления;
C1, C2 – стоимость постоянного капитала, затраченного в первом и втором подразделении соответственно. Для упрощения анализа Маркс вслед за Рикардо вводит допущение, что постоянный капитал полностью изнашивается и переносит свою стоимость на продукт в течение одного года;
V1, V2 – стоимость переменного капитала (объёмы фонда заработной платы) в первом и втором подразделении соответственно;
m1, m2 – прибавочная стоимость (прибыль, доход капиталистов) в первом и втором подразделениях соответственно.
Таким образом, мы имеем несколько экономических агентов, между которыми происходит обмен:
1) капиталисты первого подразделения, которые нуждаются в предметах потребления. При этом постоянный капитал, который был потреблён ими в ходе производства, они могут приобрести в рамках обмена внутри своей сферы производства;
2) рабочие первого подразделения, которые нуждаются в предметах потребления;
3) капиталисты второго подразделения, которые нуждаются в замене изношенного постоянного капитала;
4) рабочие второго подразделения, которые покупают предметы потребления в рамках обмена внутри своей сферы производства.
В результате возникает обмен между двумя подразделениями, причём стоимость средств производства и предметов потребления, которые будут предлагаться к продаже на «межотраслевом» рынке будет равна для первого подразделения v1+m1, а для второго – c2. Отсюда условием простого воспроизводства по Марксу является:
,
в свою очередь, условие расширенного воспроизводства можно записать как:
В случае расширенного производства возникает «избыток» стоимости, овеществлённой в средствах производства. Такой избыток в дальнейшем может быть инвестирован в расширение производства как в первом, так и во втором подразделениях:
Если уровень органического строения капитала и пропорции между сферами производства остаются неизменными, то, как показывает Маркс на числовом примере, темпы роста остаются неизменными из года в год, при этом, естественно, и темпы роста подразделений (темпы роста W1 и W2) тоже будут одинаковыми. Однако если ввести посылку о росте органического строения капитала в эти уравнения, что и было проделано В.И. Лениным в ходе дискуссии с народниками о возможностях развития капитализма в России, то это приведёт к следующим последствиям:
1) Рост производства W1 окажется выше, чем W2. Более того, и ΔС1>ΔС2. В формулировке Ленина это звучало как «закон опережающего роста производства средств производства для производства средств производства над производством средств производства для производства предметов потребления». В рамках упомянутой дискуссии такой рост первого подразделения был тождественен росту капиталистического уклада, т.е. промышленность «сама создавала для себя рынок», в меньшей степени нуждаясь в спросе со стороны сельского хозяйства. Позднее в советской экономической литературе это получило название закона «опережающего роста отраслей промышленности «группы А» над отраслями промышленности «группы Б».
2) Общие темпы экономического роста замедляются вместе с ростом органического строения капитала. Это, впрочем, следовало из общей логики марксистской модели. Тем не менее позднее в развитие логики Маркса было введено понятие «структурного кризиса» – быстрое развитие отраслей группы А, не сопровождавшееся ростом спроса со стороны отраслей группы Б, приводит к относительному снижению цен на машины и оборудование, замедлению темпов роста первого подразделения, восстановлению межотраслевых пропорций и некоторому снижению фондовооружённости.