Понятие труда как объекта экономики и социологии
О.А. Затепякин
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
Конспект лекций для студентов всех форм обучения
по направлению 38.03.03 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
Новокузнецк 2016
Рецензенты:
к.э.н., доцент Масленкова О.Ф. доцент кафедры экономики Новокузнецкого филиала (Институт) Кемеровского государственного университета.
Затепякин Олег Арадьевич. Экономика и социология труда: Конспект лекций [Электронный ресурс]: для студентов всех форм обучения по направлению 38.03.03 «Управление персоналом» / О.А. Затепякин. – Электронные данные – Новокузнецк: СибГИУ, 2016.
Конспект лекций включает в себя материалы, касающиеся вопросов для прохождения итоговой аттестации по учебной дисциплине «Экономика и социология труда». В конспекте лекций предлагаются вопросы к промежуточной аттестации, основная и дополнительная литература для углубленного изучения учебной дисциплины, основные термины и понятия, тесты для самопроверки.
СибГИУ
Затепякин О.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
I ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ДИСЦИПЛИНЫ | ||
Понятие труда как объекта экономики и социологии | ||
Предмет дисциплины «Экономика и социология труда» | ||
Методология экономики и социологии труда | ||
ΙI ТРУДОВОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | ||
Понятие трудовых ресурсов | ||
Характеристика трудовых ресурсов | ||
Трудовой потенциал: понятие и его компоненты | ||
Рабочая сила: понятие и формирование | ||
Человеческий капитал: понятие и его составляющие | ||
Роль человеческого капитала в современном обществе | ||
Национальный человеческий капитал | ||
Структура и типы человеческого капитала | ||
Методы оценки стоимости человеческого капитала | ||
Кадры организации: понятие и классификация | ||
Количественные и качественные характеристики кадров организации | ||
ΙΙI ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА | ||
Эффективности труд: понятие и показатели | ||
Производительность труда: понятие, показатели, единицы измерения | ||
Уровни и показатели динамики производительности труда | ||
Методы измерения производительности труда | ||
Резервы роста производительности труда | ||
Факторы и условия изменения производительности труда | ||
ΙV РЫНОК ТРУДА | ||
Понятие и характеристика рынка труда | ||
Занятость населения | ||
Безработица населения | ||
Социальное партнерство | ||
V ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА | ||
Понятие организации труда | ||
Международная организация труда | ||
Государственная организация труда | ||
Разделение труда: понятие и виды | ||
Внутрифирменное разделение труда | ||
Кооперация труда: понятие и виды | ||
Формы внутриучастковой кооперации | ||
Конвейерная форма организации труда | ||
Условия труда: понятие и классификация | ||
Оценка условий труда | ||
Режим труда и отдыха | ||
Фонд времени работы работника: понятие, составление и анализ | ||
Гибкое рабочее время | ||
Дисциплина труда: понятие и методы ее укрепления | ||
VI ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА | ||
Понятие организации рабочего места | ||
Специализация и оснащение рабочего места | ||
Планировка рабочего места | ||
Обслуживание рабочего места | ||
Аттестация рабочего места | ||
VII НОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ | ||
Понятие и виды трудового процесса | ||
Рабочая операция | ||
Затраты рабочего времени | ||
Хронометраж операции | ||
Фотография рабочего времени | ||
Понятие нормирования труда, нормы и нормативы | ||
Классификация норм труда | ||
Производственные нормы труда: виды и методика расчета | ||
Расчет штатной численности работников | ||
VIΙI ДОХОДЫ И РАСХОДЫ РАБОТНИКОВ | ||
Понятие и виды доходов и расходов работников | ||
Заработная плата: понятие и ее организация | ||
Тарифная система: понятие и элементы | ||
Виды традиционных систем оплаты труда | ||
Нетрадиционные (бестарифные) системы оплаты труда | ||
Фонд оплаты труда: понятие и методы расчета | ||
Политика доходов и заработной платы | ||
Минимальные социальные стандарты оплаты труда | ||
Социальная защита работников наемного труда | ||
ЛИТЕРАТУРА | ||
ОСНОВНЫЕ ТЕРМЕНЫ И ПОНЯТИЯ | ||
ТЕСТЫ |
ВВЕДЕНИЕ
В системе подготовки по направлению 38.03.03 Управление персоналом особое место занимает дисциплина «Экономика и социология труда».
Актуальность изучения этой дисциплины на современном этапе обусловлена опытом прошлых лет, показавший, что экономику нельзя основывать на торговле ее природными ресурсами и манипуляциях в сфере финансов. Наметившиеся положительные тенденции в динамике народного хозяйства РФ вызвали повышенное внимание к трудовому фактору и проблемам его использования.
В дисциплине «Экономика и социология труда» изучаются трудовые ресурсы и современный рынок труда, организация, нормирование и оплата труда, эффективность труда и факторы ее роста, проблемы управления трудом в системе рыночных отношений, структура и механизм социальных процессов, складывающихся между различными социальными группами.
Изучение любой учебной дисциплины начинается с определения ее объекта, предмета и метода исследования, т.е. того, что изучается и как изучается.
Объект исследования – труд как функция человека, используемая в системе общественного воспроизводства.
Предмет исследования – социально-трудовые отношения, возникающие в обществе, регионе, организации при использовании труда в производственно-хозяйственной деятельности.
Цель дисциплины - дать целостное представление об социально-трудовых отношениях, возникающих в обществе, регионе, организации при использовании труда в условиях рынка.
Дисциплина «Экономика и социология труда» изучает все проблемы трудовой деятельности, но без подробной детализации, что выполняется в других дисциплинах. Она через объект исследования (труд) связана с такими дисциплинами, как «Микро- и макроэкономика», «Предпринимательство», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Социология», «Психология», «Трудовое право», «Статистика труда» и др.
Настоящий конспект лекций предназначен для изучения дисциплины «Экономика и социология труда» студентам направления подготовки Управление персоналом. Предлагаемая методическая разработка не является альтернативой для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешного начала освоения данной дисциплины. По замыслу автора, освоение программного материала дисциплины предполагает самостоятельную работу обучающихся как в процессе чтения, так и в практических занятиях (тесты, задачи, практические ситуации). В самостоятельной работе обучающимся первоначально необходимо готовиться по данному конспекту лекций, а затем для более углубленного освоения вопроса изучать другие источники. При подборе дополнительной литературы по экономике и социологии труд необходимо исходить из того, что эта дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе руководителя. Поэтому всю литературу можно условно разделить на три группы, во-первых, учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятия экономики и социологии труда, определения, взаимосвязи и взаимозависимости; во-вторых, проблемы, которые на сегодняшний день имеются в сфере труда (научные публикации, монографии); в-третьих, методические рекомендации и справочники, законы и подзаконные акты, которые могут быть использованы в практической работе. Необходимо заметить, что предлагаемый конспект лекций по экономике и социологии труда содержит несколько разделов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный курс. Поэтому по каждому из этих разделов есть достаточно большое количество литературы.
Понятие труда как объекта экономики и социологии
Эконо́мика (от др. - греч. οἶκος - дом и νόμος - правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике - отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов. Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.
С этих теоретических позиций труд в экономике рассматривается, во-первых, как деятельность, которая используется в производственно-хозяйственной деятельности общества (фактор производства), и, во-вторых, как ресурс - средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат (трудовой ресурс).
Понятие труда как целесообразная деятельность необходимо рассмотреть через более общее понятие – «деятельность человека» в контексте выше изложенного понимания экономики.
Деятельность человека – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Однако не каждая деятельность человека можно считать трудовой. Основными критериями, отличающими трудовую деятельность от нетрудовой деятельности, выступают:
- целенаправленность деятельности. Бесцельная деятельность отношение к труду не имеет, так как это бездарное расходования человеческой энергии, не имеющее позитивных последствий;
- связь с созиданием благ, т.е. создание и наращивание материальных, духовных и бытовых благ. Деятельность, не связанная с созиданием, трудом не является (например, прогулки, путешествия, игры как форма отдыха, прием пищи, лекарств…);
- легитимность деятельности. К труду относится только незапрещенная деятельность, запрещенная, преступная деятельность трудом не может быть, так как направлена на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;
- востребованность деятельности. Если человек затратил время и усилия на производство изделия, которое оказалось никому не нужным, то такую деятельность нельзя считать трудом.
Таким образом, труд с экономической точки зрения – процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Он проявляется в двух формах: как процесс (живой, настоящий труд) и как результат процесса (прошлый, овеществленный труд).
Труд - целесообразная деятельность людей по созданию благ для общества, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства.
Труд как ресурс (фр. ressourss - средства, запасы) - индивидуально-психологические особенности отдельных работников, личные мотивы, уровень индивидуальной квалификации, конкретные профессиональные знания и умения, навыки и имеющиеся возможности на будущее, которые могут быть использованы в производстве общественных благ.
В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая из них характеризует труд, выполняемый по заданному алгоритму (технологии, инструкции, схеме), когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называется регламентированным или a-труд. Вторая компонента характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда называется инновационным, творческим или b-труд.
Выделение a-труд и b-труд достаточно для анализа факторов продуктивности индивидуального трудового процесса в материальном производстве. Результаты коллективной работы во многом зависят от духовной компоненты деятельности человека, которая обозначается как g-труд.
Говоря о духовности, обычно используют такие понятия, как добро, честь, доверие, альтруизм. Однако существуют такие виды духовной деятельности, которые ориентированы на темные стороны человеческой натура, на усиление вражды, нетерпимости, жесткости, тоталитаризма. Компонента g-труд, определяющая эффективность труда, зависит от особого ресурса, который обычно не упоминается в экономической литературе. Этот ресурс – совесть человека, его нравственность и этой проблемой в большей степени занимается социология труда.
Функции труда
1 Производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества.
2 Обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды.
3 Формирование и накопление общественного материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники, культуры.
4 Развитие самого человека, личности, формирование творческой личности и свободного общества, рекреации человека.
Социоло́гия - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Социология труда - отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят своё выражение в отношении человека к труду, его социальной активности, взаимоотношениях людей и социальных групп в производственных коллективах. В узком смысле социология труда исследует поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.
Социология труда изучает трудовую деятельность как социальный процесс, исследует социальные факторы, повышающие эффективность труда, влияние технико-технологических и социо-культурных условий на отношение к труду.
В условиях научно-технического процесса (НТП) и непрерывного повышения образовательного и культурно-технического уровня населения особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного общества. Принципиально важным является то обстоятельство, что сегодня экономика и социология труда рассматривает труд как функцию человека не только как трудовой ресурс определенного состава, но в тесной связи с условиями, в которых они могут оптимально реализовываться: производственными, личностными, бытовыми, культурными, национальными.
Итак, категория труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии в процессе взаимодействия работника со средствами производства и друг с другом. Совокупность этих взаимодействий образуют социально-трудовые отношения общественного воспроизводства. От того, как будут построены социально-трудовые отношения, во многом зависит эффективность общественного воспроизводства. Поэтому данная дисциплина изучает социально-трудовые отношения человека с учетом влияния технических, организационных, психофизиологических, материальных и социальных факторов. Следовательно, предметом учебной дисциплины «Экономика и социология труда» будут социально-трудовые отношения.
2 Предмет дисциплины «Экономика и социология труда»
Социально-трудовыми отношения -взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)
При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.
Социально-трудовые отношенияхарактеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводит по трем элементам системы социально-трудовых отношений: субъекты, уровни, предметы, типы.
Элементы системы социально-трудовых отношений:
- субъекты социально-трудовых отношений;
- уровни социально-трудовых отношений;
- предметы социально-трудовых отношений;
- типы социально-трудовых отношений.