III. Самоопределение к деятельности.
— Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)
— А что необходимо для роста и развития животного? (Питание.)
Сегодня на уроке будем говорить о питании животных.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа Питание животных
— Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Медведь, заяц, волк, стриж.
— Расскажите, чем питаются эти животные. (Ответ. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.)
— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)
— Чем еще питаются животные? (Растениями.)
— Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей.
— Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.)
— А как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные.)
— А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.)
(Учитель рисует на доске схему.)
Животные
Хищники Растительноядные Насекомоядные Всеядные
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2.
— Приведите примеры животных разных групп.
(Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.)
Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.
Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось.
Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.
Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.
Работа по учебнику
Цепи питания
Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено.
Второе звено цепи - это растительноядные животные.
— Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.)
Третье звено - насекомоядные или хищные животные.
— Давайте попробуем составить цепь питания белки. Шишка -»белка -> куница.
— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания.
— С чего начинается цепь питания? (С растения.)
— Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.)
— Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.)
— Составьте свои примеры цепей питания.
Кто как приспособился
— Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96.
— Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)
— Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.)
V. Физкультминутка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
VI. Закрепление изученного материала