Список использованных источников. Заместитель директора по управлению знаниями Минского филиала МЭСИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по управлению знаниями Минского филиала МЭСИ

__________________ Н.С.Мальченко

27.08.2012

Рабочая инструкция вступает в силу 27.08.2012

Рабочая инструкция
«оформление контрольной,
курсовой, выпускной
квалификационной рабОт»
СМК РИ 7.2.1-1

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела СМК и
организационной работы

_________________Т.В.Прудникова

27.08.2012

© Является интеллектуальной собственностью Минского филиала МЭСИ

Перепечатка и/или дальнейшая передача третьим лицам запрещается

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

№ п/п Описание изменений Автор Дата пересмотра
Текст настоящей рабочей инструкции пересмотрен полностью Киселева Т.Д. 27.08.2012
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Содержание

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ.. 2

1. Введение.. 5

1.1. Цель рабочей инструкции. 5

1.2. Разработчики. 5

2. Область применения.. 5

3. Основные термины, сокращения.. 5

3.1. Основные термины.. 5

3.2. Сокращения. 5

4. ОСНОВНЫЕ положения.. 6

4.1. Структурные элементы контрольной, курсовой и выпускной квалификационной работ 6

4.2. Требования к содержанию структурных элементов контрольной, курсовой, выпускной квалификационной работ. 6

4.2.1. Титульный лист.. 6

4.2.2. Задание на курсовую работу / ВКР и календарный план работ.. 7

4.2.3. Реферат.. 7

4.2.4. Содержание. 7

4.2.5. Нормативные ссылки. 8

4.2.6. Термины и определения. 8

4.2.7. Обозначения и сокращения. 8

4.2.8. Введение. 9

4.2.9. Основная часть работы.. 9

4.2.10. Заключение. 10

4.2.11. Список использованных источников. 10

4.2.12. Приложения. 10

4.2.13. Последний лист ВКР.. 11

4.3. Правила оформления работ. 11

4.3.1. Общие требования. 11

4.3.2. Нумерация и заголовки структурных элементов ВКР.. 12

4.3.3. Перечисления. 13

4.3.4. Нумерация страниц работы.. 14

4.3.5. Иллюстрации. 14

4.3.6. Таблицы.. 15

4.3.7. Примечания. 17

4.3.8. Формулы и уравнения. 18

4.3.9. Ссылки. 19

4.3.10. Сноски. 20

4.3.11. Примеры.. 20

4.3.12. Сокращения. 20

4.3.13. Условные обозначения, изображения и знаки. 21

4.3.14. Единицы величин. 21

4.3.15. Числовые значения. 22

4.3.16. Список использованных источников. 23

4.3.17. Приложения. 24

4.4. Документы, прикладываемые к ВКР. 25

5. Нормативные ссылки.. 25

5.1. Внешние нормативные документы.. 25

5.2. Внутренние нормативные документы.. 25

6. Рассылка.. 26

7. Хранение.. 26

8. Приложения.. 26

8.1. Приложение 1. Пример оформления титульного листа контрольной работы.. 27

8.2. Приложение 2. Пример оформления титульного листа курсовой работы.. 28

8.3. Приложение 3. Примеры библиографических записей. 29

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ.. 33

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.. 34

ЛИСТ РАССЫЛКИ.. 35


1. Введение

1.1. Цель рабочей инструкции

Настоящая рабочая инструкция СМК РИ 7.2.1-1 «Оформление контрольной, курсовой, выпускной квалификационной работ» (далее – Инструкция) устанавливает общие требования, порядок выполнения и правила оформления контрольной, курсовой, выпускной квалификационной работ в Минском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» (Минский филиал МЭСИ) (далее – Филиал).

1.2. Разработчики

Настоящая Инструкция разработана сотрудниками отдела системы менеджмента качества и организационной работы и сотрудниками отдела дополнительного профессионального образования с учетом требований ГОСТ 1.5-2001, ГОСТ 7.54-88 СИБИД, ГОСТ 8.417-81, ГОСТ 9327-60, ГОСТ 7.1 – 2003, ГОСТ 7-32 – 2001.

2. Область применения

Требования настоящей Инструкции являются обязательными для всех студентов, слушателей и магистрантов Минского филиала МЭСИ.

Настоящая Инструкция является основным документом, на основании которого ведется оформление студентами, слушателями и магистрантами контрольных, курсовых и выпускной квалификационной работ на всех кафедрах.

3. Основные термины, сокращения

3.1. Основные термины

В настоящей Инструкции используются следующие термины, приведенные в соответствии со стандартом МС ИСО 9000:2005, и другие термины:

Документ– информация и соответствующий носитель.

Примечание 1. Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или комбинацией из них.

Примечание 2. Комплект документов, например технических условий и записей, часто называется «документацией».

Примечание 3. Некоторые требования(например, требование к разборчивости) относятся ко всем видам документов, однако могут быть иные требования к техническим условиям (например, требование к управлению пересмотрами) и записями (например, требования к восстановлению)

Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Выпускная квалификационная работа – исследование, проведенное студентом в предметной области профиля специальности (направления) и оформленное в форме дипломной работы, дипломного проекта или магистерской диссертации, выпускной аттестационной работы.

3.2. Сокращения

В настоящей инструкции использованы следующие сокращения:

ВКР – выпускная квалификационная работа;

ГОСТ ‑ межгосударственный стандарт;

ДСМК – документ системы менеджмента качества;

ЕСКД‑ Единая система конструкторской документации;

МЭСИ ‑федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»;

ППС – профессорско-преподавательский состав;

СИ ‑ международная система единиц;

СМК – система менеджмента качества;

ТЗ – техническое задание;

Филиал ‑ Минском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» (Минский филиал МЭСИ);

ЭВМ – электронная вычислительная машина.

4. ОСНОВНЫЕ положения

4.1. Структурные элементы контрольной, курсовой и выпускной квалификационной работ

Рассматриваемые работы в общем случае могут содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- задание на курсовую работу / ВКР;

- календарный план (ВКР);

- реферат;

- содержание;

- нормативные ссылки (при необходимости);

- термины и определения (при необходимости);

- обозначения и сокращения (при необходимости);

- введение;

- основная часть (раздел(ы));

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения(при наличии).

Обязательные структурные элементы работы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в работу при необходимости (с соблюдением требований разделов 4.2. и 4.3.).

4.2. Требования к содержанию структурных элементов контрольной, курсовой, выпускной квалификационной работ

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

Если работа состоит из двух и более частей, то каждая часть должна иметь свой титульный лист. Порядковый номер каждой части следует проставлять арабскими цифрами на соответствующем титульном листе под наименованием темы (например, «Часть 2»).

Пример оформления титульного листа контрольной работы приведен в Приложении 1.

Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в Приложении 2.

Титульный лист ВКР оформляется в соответствии с ДСМК МЭСИ «Положение о мероприятиях итоговой аттестации».

4.2.2. Задание на курсовую работу / ВКР и календарный план работ

Задание на курсовую работу / ВКР и календарный план работ должны быть оформлены в соответствии с ДСМК МЭСИ «Положение о мероприятиях итоговой аттестации».

Реферат

Реферат должен содержать:

- сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;

- перечень ключевых слов;

- текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

- объект исследования или разработки;

- цель работы;

- метод или методологию проведения работы;

- результаты работы;

- степень внедрения;

- область применения;

- экономическую эффективность или значимость работы;

- прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Содержание

Элемент «Содержание» размещают после элемента «Реферат», начиная с новой страницы.

В структурном элементе «Содержание» приводят порядковые номера и заголовки разделов (при необходимости ‑ подразделов) данной работы, обозначения и заголовки ее приложений.

Элемент «Содержание» должен включать:

- введение;

- наименования всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют свое наименование);

- заключение;

- список использованных источников;

- наименования приложений

с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка в верхней части страницы, на которой начинается содержание, посередине этой страницы, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом, отделяя одной пустой строкой от текста. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

В элементе «Содержание» номера подразделов приводят после абзацного отступа, относительно номеров разделов.

При этом после заголовка каждого из структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы стандарта, на которой начинается данный структурный элемент.

В элементе «Содержание» после обозначений приложений в скобках не указывают их статус (обязательные, рекомендуемые, справочные).

В элементе «Содержание» при необходимости продолжения записи заголовка раздела или подраздела на второй (последующей) строке его начинают на уровне начала этого заголовка на первой строке, а при продолжении записи заголовка приложения ‑ на уровне записи обозначения этого приложения.

Нормативные ссылки

Структурный элемент «Нормативные ссылки» приводят, если в тексте работы даны ссылки на нормативные документы.

Элемент «Нормативные ссылки» должен содержать перечень нормативных документов, на которые приводятся ссылки в тексте работы.

В перечне необходимо указывать обозначения стандартов и их наименования в том порядке, в котором они приведены в тексте работы.

Перечень нормативных документов должен начинаться со слов: «В настоящей работе использованы ссылки на следующие нормативные документы». После данной фразы ставят двоеточие и с новой строки приводят перечень нормативных документов с их регистрационными номерами и названиями. Каждый нормативный документ приводят с новой строки с абзацного отступа.

Термины и определения

Структурный элемент «Термины и определения» должен содержать определения использованных в работе терминов, требующих дополнительного уточнения, пояснения их сути.

Определение должно быть оптимально кратким и состоять из одного предложения. При этом дополнительные пояснения приводят в примечаниях.

Раздел «Термины и определения» должен начинаться со слов: «В настоящей работе применяют следующие термины с соответствующими определениями». После данной фразы ставят двоеточие и с новой строки приводят перечень терминов с определениями. Каждый термин приводят с новой строки с абзацного отступа.

В перечне должен сначала приводиться термин, после него через знак дефиса « – » его определение. Если определение термина взято из какого-либо источника, то на него необходимо сделать ссылку (в скобках, после определения).

Термины и определения приводятся в алфавитном порядке. Если в тексте есть термины на иностранном языке, то вначале приводятся термины на русском языке, а затем на иностранном.

Обозначения и сокращения

Если в работе необходимо использовать значительное количество (более пяти) обозначений и/или сокращений, то для их установления используют структурный элемент «Обозначения и сокращения».

В этом разделе приводят перечень обозначений и сокращений, применяемых в данной работе, и приводят их расшифровку и/или необходимые пояснения.

При этом перечень обозначений и/или сокращений составляют в алфавитном порядке или в порядке их первого упоминания в тексте стандарта, исходя из удобства поиска обозначений и/или сокращений в данной работе. Если в тексте есть сокращения на иностранных языках, то вначале приводятся сокращения на русском языке, а затем на иностранном с расшифровкой на иностранном и русском языках.

Раздел «Обозначения и сокращения» должен начинаться со слов: «В настоящей работе применяют следующие обозначения и сокращения». После данной фразы ставят двоеточие и с новой строки приводят перечень обозначений и/или сокращений с пояснениями. Каждое обозначение и/или сокращение приводят с новой строки с абзацного отступа.

Если используются обозначения и сокращения, принятые в том или ином российском (белорусском) стандарте, то в этом случае после их расшифровки и пояснения необходимо в скобках приводить краткое обозначение соответствующего стандарта (например, ГОСТ 1.5).

Допускается термины, определения, обозначения и сокращения приводить в одном структурном элементе «Термины, определения, обозначения и сокращения».

Введение

Элемент «Введение» размещают на следующей странице (страницах) после страницы, на которой заканчивается элемент «Содержание». При этом слово «Введение» записывают в виде заголовка в верхней части страницы, на которой начинается введение, посередине этой страницы, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом, отделяя одной пустой строкой от текста.

Введение в общем случае должно содержать:

- оценку современного состояния рассматриваемой проблемы;

- обоснование ее актуальности;

- цели и задачи работы;

- исходные, принципиальные предпосылки для разрешения курсовой работы / ВКР.

Введение не должно содержать требований.

Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.п.).

Содержание раздела в сжатом, кратком виде должно давать общее представление о теме работы, о характере и вариантах решения проблем, положенных в основу работы.

Объем введения не должен превышать 3-х страниц.

Основная часть работы

В данном разделе в логической последовательности и достаточно подробно должна быть изложена суть проведенной работы, включая исходные данные / информацию, ретроспективный анализ рассматриваемых проблем, их текущее состояние, концепции и применяемые методы решения, последовательные умозаключения, расчеты, выкладки, а также полученные / прогнозируемые результаты, включая аспекты эффективности (если это уместно).

Принципиальная последовательность изложения основной части работы:

а) обоснование выбора темы;

б) выбранные направления исследований, круг решаемых проблем, методы и способы решения, обоснования выбора этих методов / способов решения;

в) последовательное изложение хода теоретических и (или) экспериментальных исследований, расчетов, выкладок, умозаключений, характеристики промежуточных результатов, принципы действия разработанных объектов и т.п.;

г) обобщение и оценка прогнозируемых результатов работы, включая оценку полноты решения выбранных проблем, оценку достоверности полученных результатов, предложения о последующих направлениях работ по выбранной теме, обоснования их необходимости.

Данные о свойствах веществ и материалов должны приводиться в соответствии с ГОСТ 7.54, единицы физических величин — в соответствии с ГОСТ 8.417.

Заключение

Элемент «Заключение» размещают на следующей странице (страницах) после страницы, на которой заканчивается основная часть. При этом слово «Заключение» записывают в виде заголовка в верхней части страницы, на которой начинается заключение, посередине этой страницы, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом, отделяя одной пустой строкой от текста.

Раздел «Заключение»должен содержать:

- краткие выводы о полученных результатах работы (отдельных ее этапов – при необходимости);

- оценку полноты решений выбранных проблем;

- рекомендации по конкретному применению / использованию полученных результатов;

- оценку прогнозируемой эффективности внедрения.

Текст заключения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.п.).

Список использованных источников

Элемент «Список использованных источников» размещают на следующей странице (страницах) после страницы, на которой заканчивается заключение. При этом фразу «Список использованных источников» записывают в виде заголовка в верхней части страницы, на которой начинается список использованных источников, посередине этой страницы, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом, отделяя одной пустой строкой от текста.

Список должен содержать краткие сведения о библиографических источниках, использованных в работе (библиографические записи), и соответствовать ГОСТ 7.1.

Библиографические записи в общем случае должны содержать следующие сведения об источнике:

- название источника, первоисточника;

- место и год издания;

- издательство;

- количество страниц;

- обозначение структурных элементов источника (номер главы, раздела, номера страниц источника и т.п., ‑ в случае необходимости такого уточнения).

Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам нецелесообразно приводить в основной ее части, материалы, дополняющие основную часть работы.

В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема и/или формата, таблицы большого формата, методы расчетов, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

В качестве приложений могут приводиться:

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

- таблицы вспомогательных данных;

- протоколы испытаний;

- описания технических устройств, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;

- иллюстрации;

- копии различных документов или их шаблонов

и т.п.

Последний лист ВКР

Последний лист ВКР должен быть оформлен в соответствии с ДСМК МЭСИ «Положение о мероприятиях итоговой аттестации».

4.3. Правила оформления работ

Общие требования

В зависимости от особенностей содержания работы ее положения излагают в виде текста, таблиц, иллюстраций (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.

Изложение текста и оформление работы выполняют в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, ГОСТ 1.5, ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.32. Страницы текста работы и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327. В отдельных обоснованных случаях допускается применение формата А3 для размещения схем, иллюстраций, таблиц. В таких случаях листы формата А3 должны быть сложены в размер формата А4 с оставлением полей для переплета.

Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) с использованием междустрочного интервала «1,5». Цвет шрифта должен быть черным. Текст работы должен быть выполнен с использованием шрифта «Times New Roman», размер шрифта – 14 (для заголовков разделов и подразделов – 14 полужирный, строчные буквы, первая ‑ прописная). Названия разделов и подразделов печатаются с абзацного отступа, который используют только в первой строке.

В обоснованных случаях допускается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных фрагментах работы (терминах, формулах, обозначениях и др.), выделяя их полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием (или различными сочетаниями этих приемов).

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое ‑ 30 мм. Текст выравнивается по ширине с автоматической расстановкой переносов. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту работы и равен 1,25 см.

Повреждения листов работы, помарки и следы исправлений не допускаются.

Фамилии, названия учреждений, организаций, другие имена собственные, а также наименования / обозначения изделий, товаров, услуг, торговых марок и т.п. необходимо приводить на языке оригинала / первоисточника (если иное, сокращенное обозначение не принято в разделе «Обозначения и сокращения»).

Если работа состоит из двух и более частей, каждая часть должна иметь свой порядковый номер.

Каждый структурный элемент работы следует начинать с нового листа. Допускается разделы «Термины и определения» и «Обозначения и сокращения» приводить вслед за окончанием раздела «Нормативные ссылки» подряд без вынесения на новый лист.

Для структурных элементов работы (п.4.1.) должны применяться следующие заголовки:

- «Содержание»;

- «Нормативные ссылки»;

- «Термины и определения»;

- «Обозначения и сокращения»;

- «Введение»;

- «Заключение»;

- «Список использованных источников»;

- «Приложения».

После окончания каждого подраздела (перед заголовком следующего подраздела), а также после заголовка раздела необходимо оставлять промежуток в виде пустой строки.

Расстояние между строками заголовков подразделов и пунктов принимают таким же, как в тексте.

Наши рекомендации