Пузырь – хорошо это или плохо?
Пузыри на финансовых рынках
Что такое пузырь?
Пузырем на бирже называется чрезмерный рост стоимости какого-либо актива (акций, облигаций, сырьевого товара). Причем данный рост не имеет под собой фундаментальных оснований. То есть справедливая оценка актива говорит о том, что он должен стоить значительно дешевле. Но по каким-то причинам котировки все равно стремятся вверх. Это в целом подпадает и под определение перекупленности (когда заявок на покупку слишком много, более 80%). Но отличие пузыря от простой перекупленности – в масштабах. При надувании пузыря котировки растут слишком сильно и слишком быстро. И, как правило, такая ситуация сохраняется некоторое время. На графике пузырь обычно выглядит, как вертикальный полет линии цены вверх. А в качестве периода времени рассматриваются месяцы или годы.
Также главной характеристикой является необоснованность роста цен. Когда ажиотаж на рынке спадает – цена возвращается к справедливым значениям. Падение котировок на бирже может быть очень стремительным. Даже более быстрым, чем предшествовавший обвалу рост. Тогда говорят о том, что пузырь лопнул. Проводится аналогия с мыльным пузырем – по сути своей, являясь пустышкой, не представляя никакой ценности, он надувается, увеличиваясь в размерах, а потом лопается и перестает существовать.
Признаки пузырей на рынке
В экономической науке нет единой концепции, которая могла бы дать строгое определение пузыря по каким-либо критериям. Однако данное явление активно изучается специалистами. И можно говорить о наличии признаков, сочетание которых свидетельствует о надувании пузырей.
Главным признаком является резкий рост стоимости актива, зачастую многократный – то есть в 300-600% и более. Но цена может расти по разным причинам. Поэтому важным критерием здесь еще выступает справедливая оценка стоимости. За много лет существования биржи финансисты выработали различные модели, позволяющие проводить такую оценку. Для акций есть индикаторы, созданные на основе соотношения показателей компании. Самый распространенный из них – отношение рыночной стоимости к годовой выручке (P/S – Price/Sales). Исторически для справедливо оцененной компании оно не должно превышать 3-5. Если P/S больше 5 – то компания считается переоцененной (котировки акций завышены). Существуют и другие индикаторы. Они все применяются в совокупности. Скажем, если компания с высокой задолженностью, не показывающая увеличения продаж и страдающая от сокращения рынка сбыта, имеет многократный рост котировок акций на бирже – то, скорее всего, речь идет о пузыре.
Для сырьевых товаров справедливая оценка определяется в первую очередь спросом и предложением. Если цена на сырьевой товар стремительно растет, несмотря на серьезное превышение предложения над спросом – возможно, речь идет о пузыре. Надуванию пузыря нередко предшествует реальный рост спроса со стороны промышленности. То есть вначале стоимость повышается из-за того, что производственные предприятия действительно испытывают нужду в конкретном товаре. Но в какой-то момент к игре подключаются биржевые спекулянты. И тогда цены, устремляясь вверх, начинают значительно отрываться от справедливой оценки.
Финансовые эксперты стараются постоянно анализировать стоимость актива на основе различных методик. В некоторых случаях распознать пузырь бывает сложно даже специалисту. А порой его наличие на рынке становится понятно и неискушенному в биржевых делах человеку. Здесь немаловажную роль играет обыкновенная рациональность, адекватность, способность здраво оценивать ситуацию, проводить холодный, лишенный эмоций, критический анализ.
Еще одним важным признаком формирования пузыря является ажиотаж. Когда к покупке стремятся большие массы людей. То есть в обществе формируется некий модный тренд на приобретение данного продукта. При этом люди не всегда могут объяснить, зачем они совершают покупку, для каких целей. Просто создается определенное настроение толпы. Все хотят владеть каким-либо товаром. Спрос на него растет лавинообразно. И поэтому цена взлетает до заоблачных высот. Обычно такое происходит, когда к торгам на бирже подключаются неквалифицированные инвесторы – то есть люди, которые изначально не могут справедливо оценить стоимость актива. Они покупают потому, что все покупают, не задумываясь над тем, насколько это рационально в текущих условиях.
Однако надувание пузырей иногда происходит и в тех сегментах рынка, которые доступны только профессиональным инвесторам. Такое случается редко. Но тоже бывает.
Итак, среди основных признаков можно выделить три:
- Стремительный и многократный рост стоимости актива.
- Необоснованность роста стоимости. Рост стоимости значительно выше справедливых оценок.
- Массовый ажиотаж. Люди совершают покупку под влиянием толпы.
Сочетание этих трех признаков обычно свидетельствует о надувании пузыря.
Примеры пузырей
Тюльпаномания.
История знает немало случаев надувания пузырей на финансовых площадках. Одним из наиболее ярких является случай, произошедший в Голландии в 1630-ых годах. Цветы тюльпаны были впервые завезены в страну с Ближнего Востока в 16 веке. Их культивация требовала определенного труда в климатических условиях Европы. Но вскоре они стали прекрасным украшением в садах аристократии. В 20-ые годы 17 века некоторые редкие виды цветка уже могли стоить до тысячи гульденов (около 850 грамм золота).
Как правило, их покупателями выступали отдельные знатоки, флористы, садовники богатых особ. Однако после запуска торгов фьючерсных контрактов на бирже началась настоящая тюльпаномания. Ажиотажный спрос наблюдался не только на сами цветы, но и на картины художников с изображением тюльпанов. Пик роста цен пришелся на 1636-37 гг. Тогда стоимость подскочила в 20 раз. А потом котировки резко обвалились. До начала падения за одну луковицу тюльпана можно было купить особняк или получить несколько килограмм золота.
Это первый наиболее известный случай в истории надувания биржевого пузыря. Он получил свое отражение в искусстве, и долгое время высмеивался различными художниками. Многие люди называли тюльпаноманию безумием толпы. И эта оценка вполне справедлива.
По объективным причинам несколько луковиц цветка (если тот не обладает какими-либо уникальными биологическими свойствами) не могут стоить столько же, сколько особняк или слиток золота. В особняке можно жить много лет и растить детей. Тюльпан, кроме эстетических качеств (весьма спорный параметр), больше ничем похвастаться не может. Никакой практической ценности он не имеет. А по сравнению с тем же золотом – он весьма недолговечен. В лучшем случае завянет и станет невероятно хрупким. В то время как золотой слиток может храниться тысячи лет. Все это кажется вполне очевидным рациональному и разумному человеку. Но когда начинается массовый ажиотаж – даже мудрецы порой теряют голову.
Компания Южных морей.
Крах этого английского торгового предприятия в начале 18 века является другим интересным случаем. На его акциях пытались заработать многие представители аристократии, и даже такие известные личности, как Исаак Ньютон и Джонатан Свифт. Ажиотажный спрос на ценные бумаги был подогрет обещаниями о том, что компания будет успешно торговать с испанскими портами в Южной Америке. В действительности допуск судов в порты оказался весьма ограниченным. Но к тому времени, как это стало понятно – акциями владели не только спекулянты, но и представители британской власти, и даже простолюдины. Позже выяснилось, что руководство компании подкупало членов парламента ради принятия выгодных законодательных актов. А основатель предприятия обещал выкупить государственный долг Англии в обмен на привилегии.
Компанию Южных морей еще часто называют финансовой пирамидой. При ее образовании имели место быть случаи мошенничества и недобросовестной рекламы. В 1720 г. котировки ее акций выросли с 200 до 1000 фунтов стерлингов. А затем обвалились. Предприятие пришлось реструктурировать. Некоторых членов правления посадили за решетку. Другие бежали за границу.
Черный четверг 1929 г.
Перед началом Великой депрессии на фондовых рынках США также наблюдалось надувание пузыря. Одной из причин стала маржинальная торговля. Игроки спекулировали акциями на заемные средства – брали кредиты у брокеров. Когда же на рынке начался обвал – оказалось, что многие трейдеры просто не имеют достаточных средств для покрытия убытков. Это спровоцировало панику.
Но обвалу на биржах 1929-го предшествовал и кризис перепроизводства. Было выпущено слишком много товаров. При ограниченном объеме денежной массы это привело к дефляции, сокращению спроса и падению продаж. То есть в данном случае можно говорить не просто о пузыре на финансовых площадках, но и о пузыре в экономике.
Кризис 2008 г.
Этот пузырь отличается от других тем, что его надуванию поспособствовали не простые люди, а институциональные инвесторы. То есть банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы – профессиональные игроки рынка. Если посмотреть на американские фондовые индексы, то их рост лишь с оговорками подпадает под определение пузыря.
Пузырь надулся в отдельном внебиржевом сегменте – на рынке сложных деривативов (производных финансовых инструментов). Но этот рынок был недоступен частным инвесторам. Хождение ценных бумаг осуществлялось только между инвестиционными компаниями. Однако ценные бумаги были завязаны на различные кредиты. Самым крупным сегментом была ипотека. А это уже ближе к реальной экономике.
В ипотечном секторе в 2000-ых годах также надулся пузырь. И здесь уже немалую роль сыграли обычные люди, заемщики. Но когда началось схлопывание пузыря в ипотечном секторе – ситуация резко обострилась из-за второго пузыря, который надулся в сегменте сложных деривативов (они были взаимосвязаны). В итоге под угрозой краха оказалась вся банковская система США.
Как видно, пузыри могут надуваться в различных сегментах рынка. Как на биржевых площадках, так и в отдельных секторах реальной экономики.
На данный момент на рынках развитых стран надулся еще один интересный пузырь, не похожий на все предыдущие. Этот пузырь вызван действиями Центробанков. Чтобы выйти из кризиса 2008 года, ФРС опустила процентные ставки до нуля и начала вливать в банковскую систему большие объемы денег, выкупая различные облигации. Банки, которые получают деньги как напрямую от ФРС, так и от продажи этих облигаций – частично направляют их на латание дыр в своих бюджетах, а частично на покупку акций. Подобная ситуация наблюдается и в экономике Японии, и даже в экономике Еврозоны. Котировки акций растут не потому, что компании показывают высокие прибыли, а частично потому, что их покупают институциональные инвесторы, которым больше некуда девать дешевые деньги. Это довольно необычный вид пузыря. По состоянию на февраль 2016 г. он, кажется, начал сдуваться. Но дальнейшие движения будут зависеть от действий Центробанков.
Пузырь – хорошо это или плохо?
Надувание пузыря на рынке всегда представляет определенную угрозу. Даже если речь идет только о финансовых площадках. При сдувании пузыря, когда котировки резко идут вниз, инвесторы теряют деньги. Это отражается на их покупательской способности. В результате будущее потребление товаров тормозится. Конечно, на бирже постоянно происходят какие-то колебания, и кто-то теряет деньги.
Но пузырь, имеющий большие масштабы, приводит к огромным потерям сотен тысяч и миллионов людей. И эти потери значительно усиливаются, если ранее имела место быть маржинальная торговля (на заёмные средства). Кроме того, при резком обвале котировок могут банкротиться инвестиционные компании и брокеры. Именно это случилось в 2008 году. А далее по цепочке началось банкротство и крупных банков. Если актив, в котором надулся пузырь, закладывался в качестве обеспечения по каким-либо кредитам или долгосрочным инвестициям – то во время схлопывания пузыря из-за обесценивания актива деньги просто испаряются.
Намного хуже, если пузырь надулся не только на бирже, но и в отдельных секторах экономики. Производство каких-либо товаров или услуг оказывается чрезмерным, избыточным. Когда это становится понятно – компании терпят убытки, не имея возможности продать свой товар. Например, сейчас в Китае надулся пузырь в реальном производстве. При замедлении мировой экономики заводы не смогут реализовать продукцию и будут нести потери. Это запустит целую цепочку событий: увольнение рабочих, снижение их потребительской активности, еще большее снижение спроса на продукцию – и далее по кругу.
Пузыри могут становиться причиной серьезных проблем. Зарабатывать на них удается лишь тем единицам, которые грамотно оценили справедливую стоимость актива и вовремя вышли из него, получив прибыль на вершине тренда. Но такая игра довольно опасна. Пузырь может лопнуть в любой момент. А при правильной оценке актива от него обычно избавляются еще до того, как начинается надувание пузыря. Руководствуясь рациональными соображениями, покупают то, что дешево. А продолжать держать актив, который уже сильно переоценен – это всегда риск.