Анализ последствий экономического кризиса 2008-2009 г. в мире.
Далее рассмотрим текущую ситуацию в мировой экономике, которая явилась результатом вышеупомянутых причин.
1. Спад производства. В большинстве стран мира спад составил значительные величины (3,5% – в США; 8,5% – в России). Еще большие величины он составляет в секторе промышленности, которая является локомотивом научно-технического прогресса, а также обеспечивает большинство рабочих вакансий. Спад носит глобальный характер, что нашло отражение в падении мировых цен на ключевые ресурсы: на нефть этот спад составил более чем в 4 раза (со 147 долл. за баррель до 38 в феврале 2009 г., затем, правда, последовал рост до 70-75 долларов, но потребление в натуральных единицах измерения упало по сравнению с докризисным периодом в 2 раза). Такая же ситуация и в металлургической промышленности – спрос на металлы внутри страны упал в 2 раза (прежде всего, из-за стагнации строительного рынка), а в мире – более чем в 1,5 раза. Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении других естественных ресурсов.
2. Рост безработицы. В США безработица превысила 10% трудоспособного населения, в Испании – 19,5%, в России – работу потеряли более 2,5 млн. человек, а с учетом отсроченной безработицы (неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска и т.д.) эта цифра еще выше. На наш взгляд, данный показатель является наиболее важным с точки зрения оценки последствий кризиса, так как свидетельствует о снижении, причем значительном, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, препятствует росту потребления и развитию потенциала экономического роста. Безработица не носит избирательный характер, не зависит от конъюнктурных явлений или отраслевых особенностей – она выражает циклические процессы в экономике, а, следовательно, нельзя решить эту проблему, не обеспечив стабильного и долгосрочного экономического роста. Особую тревогу вызывает тот факт, что работу теряют высококвалифицированные специалисты, у которых уровень оплаты труда был выше среднерыночного.
3. Сверхликвидность. Общая сумма совокупной государственной помощи в виде финансовых вливаний превысила величину 20 трлн. долларов, что является самым большим денежным «проектом» человечества в истории. Абсолютное большинство этих денег – ничем не обеспеченные государственные обязательства, что вызвало обвальный рост долгов практически всех развитых стран. В свою очередь, появившиеся «лишние» деньги привели к спекулятивному росту биржевых активов, особенно в сырьевом секторе, но не отразились на ситуации в реальной экономике, где по-прежнему большинство предприятий испытывает трудности с оборотными активами. Большая часть этих необеспеченных активов оказалась в руках американских участников рынка (благодаря политике ФРС), что позволило им проводить масштабные скупки подешевевших активов по всему миру, делая акцент на реальные активы – сырье, энергетика, пищевые продукты и т.д.
4. Необеспеченность американского доллара. Как было отмечено выше, доллар США в настоящее время не обладает тем запасом доверия к нему, которое было 2-3 года тому назад. Валюта США не обеспечена никакими активами, в результате чего возникает угроза обесценения валютных резервов крупнейших кредиторов США – Китая, Японии, а также России. Следовательно, можно прогнозировать высокую нестабильность и волатильность национальных валют, курс которых привязан к доллару. Такая ситуация на валютном рынке привела к объявлению нескольких проектов региональных валют (таких как динар Залива – стран – экспортеров нефти, сукре – стран Южной Америки и др.). В ближайшем будущем доллар США перестанет быть единственной мировой валютой, что, несомненно, отразится на мировые потоки капитала.
5. Потенциальный дефолт США. Размер государственного долга Америки превышает 14,5 трлн. долларов, в то время как ВВП страны – только 14 трлн. долларов. Банкротство крупнейшей экономики мира приведет к малопрогнозируемым, но очень тяжелым экономическим и политическим последствиям. Страны, имеющие более слабую экономику, пострадают гораздо сильнее других, о чем свидетельствует опыт предыдущих кризисов.
6. Накачка ликвидностью китайской экономики. Китай – одна из немногих стран мира, которая демонстрировала в 2009 г. Устойчивые и высокие темпы роста – 8,5% годовых. Однако достигнуто это было в основном беспрецедентными государственными мерами по поддержке национальной экономики. Общая сумма финансовых вливаний превысила 1 трлн. долларов, которые были направлены на стимулирование потребительского спроса внутри страны, на инфраструктурные проекты (мосты, трассы автодорог и др.). Если же рассмотреть показатели экспорта в США, которые являются крупнейшими покупателями китайских товаров, то они сильно уменьшились и не росли в течение всего года. Таким образом, пока не восстановится в полном объеме экспорт Китая, говорить о реальном экономическом росте в крупнейшей по численности стране мира преждевременно. Кроме того, на рынке недвижимости раздувается очередной «пузырь», который может спровоцировать кризис в финансовой сфере.
7. Проблема перенаселенности и экологические проблемы. Эта проблема носит долгосрочный характер и появилась не вчера, но с каждым годом ситуация будет обостряться. Исчерпаемость природных ресурсов привела к обострению борьбы за них. На наш взгляд, в ближайшее время можно выделить несколько наиболее важных из них – энергоресурсы в Арктике, дефицит питьевой воды (в мире есть 4 крупнейших владельца питьевой воды – Россия, Бразилия, Канада и Гренландия), резкое уменьшение рыбных ресурсов в Мировом океане – рыбы осталось на 30-35 лет. Экологические проблемы резко обострились в связи в ростом численности населения планеты и экономического роста большинства стран и перешли из плоскости только экологических в разряд экономических и политических. В настоящее время жажду в мире испытывает более 1,6 млрд. человек, а постоянно голодает более 1 млрд. человек. У России эти проблемы также носят хронический и системный характер, например, по оценкам экологов, Волга полностью пересохнет через 100 лет.
8. Национализация отраслей и отдельных предприятий. С целью спасения от банкротства бюджетообразующие отрасли правительства многих стран пошли на их национализацию, но за счет средств налогоплательщиков, увеличивая нагрузку на бюджет. Кроме того, данная мера представляется спорной, так как спасают неэффективные предприятия, нарушая принцип рыночной конкурентной борьбы.