III. Самоопределение к деятельности.
— Отгадайте загадки.
• Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, другое — от тьмы свет, третье — дряхлых пеленание, а четвертое — людям колодец. (Дерево — береза; четыре угодья: банный веник, лучина, связывание берестой битых горшков, березовый сок.)
• Красно, а не кумач;
Кругло, а не мяч;
Кисло, а не квас;
С болот, а не бекас. (Клюква.)
Цветок — как бубенчик,
Беленький венчик...
Цветет он не пышно,
Звенит ли — не слышно. (Подснежник.)
— Что общего между отгадками? (Относятся к царству растений.)
— Назовите еще представителей царства растений. Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Разнообразие растений
Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
- Рассмотрите схему на доске.
Растения | ||||||||
1. | 1. | |||||||
2. | 2. | |||||||
3. | 3. | |||||||
На какие три группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)
Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.
- Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)
- Отгадайте загадки.
• Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)
• Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)
• Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)
• Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)
• Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества
и вода. (Стебель.)
• Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)
Работа по учебнику
- Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)
- Прочитайте текст на с. 70.
- На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)
- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)
- Где растут водоросли? (В воде.)
- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим
на перья.)
- Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 29).
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групццарства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
- Расскажите о разнообразии растений.
№2 (с. 29).
- Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте ответ. (В первом ряду лишнее — морская капуста. Она относится к водорослям, остальные — цветковые. Во втором ряду лишнее — липа. Она относится к цветковым растениям, остальные — к хвойным.)
(Учитель может предложить детям усложненное задание по аналогии составить свое задание и предложить выполнить егс другим ученикам.)
Работа по учебнику
- Прочитайте в учебнике текст на с. 72.
- К какой группе относятся растения, изображенные на иллюстрации? (Кгруппе цветковых.)
- Сколько видов растений на иллюстрации? (Три: одуванчик, подорожник, клевер.)
- Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение - плоды с семенами. Различия: разные по форме листья, цветки.)
Ученым сейчас известно около 500 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. цветковые. Мхов на свете около 27 тыс.; видов, папоротников - более 10 тыс. А вот хвойных всего около 600 видов.