III. Самоопределение к деятельности. €

— Отгадайте загадки.

• Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: пер­вое — больным на здоровье, другое — от тьмы свет, третье — дрях­лых пеленание, а четвертое — людям колодец. (Дерево — береза; четыре угодья: банный веник, лучина, связывание берестой битых горшков, березовый сок.)

• Красно, а не кумач;

Кругло, а не мяч;

Кисло, а не квас;

С болот, а не бекас. (Клюква.)

Цветок — как бубенчик,

Беленький венчик...

Цветет он не пышно,

Звенит ли — не слышно. (Подснежник.)

— Что общего между отгадками? (Относятся к царству растений.)

— Назовите еще представителей царства растений. Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Разнообразие растений

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слы­шали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действи­тельно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

- Рассмотрите схему на доске.

  Растения    
         
1.       1.  
2.       2.  
3.       3.  
                 

На какие три группы можно разделить все растения? (Де­ревья, кустарники, травы.)

Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.

- Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)

- Отгадайте загадки.

• Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)

• Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)

• Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)

• Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)

• Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества

и вода. (Стебель.)

• Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)

Работа по учебнику

- Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений игол­ки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)

- Прочитайте текст на с. 70.

- На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

- Где растут водоросли? (В воде.)

- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим

на перья.)

- Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые ра­стения.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 29).

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групццарства растений. Найдите их отличительные признаки, пронуме­руйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

- Расскажите о разнообразии растений.

№2 (с. 29).

- Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте ответ. (В первом ряду лишнее — морская капуста. Она от­носится к водорослям, остальные — цветковые. Во втором ряду лишнее — липа. Она относится к цветковым растениям, остальные — к хвойным.)

(Учитель может предложить детям усложненное задание по аналогии составить свое задание и предложить выполнить егс другим ученикам.)

Работа по учебнику

- Прочитайте в учебнике текст на с. 72.

- К какой группе относятся растения, изображенные на ил­люстрации? (Кгруппе цветковых.)

- Сколько видов растений на иллюстрации? (Три: одуванчик, подорожник, клевер.)

- Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение - пло­ды с семенами. Различия: разные по форме листья, цветки.)

Ученым сейчас известно около 500 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. цветковые. Мхов на свете около 27 тыс.; видов, папоротников - более 10 тыс. А вот хвойных всего около 600 видов.

Наши рекомендации