Определяемые параметры и погрешности измерений
6.2.1 При проведении испытаний определяемые параметры, их обозначения, единицы измерения, а также погрешности измерения или расчета параметров должны соответствовать указанным в таблице 3.
Т а б л и ц а 3
Наименование параметра | Обозначение | Единица измерения | Максимально допустимая погрешность измерения или расчета |
1 Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности | Ttq | Н·м (кг·м) | ± 1,5 % |
2 Тормозная мощность | P | кВт | ± 2,5 % |
3 Частота вращения | n | об/мин (мин-1) | ± 2,0 % |
4 Частота вращения при определении мощности | nd | об/мин (мин-1) | ± 1,0 % |
5 Частота вращения ротора турбокомпрессора | nt | об//мин (мин-1 ) | ± 2,0 % |
6 Атмосферное давление | pa | кПа (мм рт.ст.) | ± 0,5 % |
7 Давление сжатия | pc | кПа (кгс/см2) | ± 3,0 % |
8 Максимальное давление сгорания | pmax | кПа (кгс/см2) | ± 3,0 % |
9 Среднее индикаторное давление | pi | кПа (кгс/см2) | ± 10,0 % |
10 Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор | pd | кПа (кгс/см2) | ± 1,0 % |
11 Разрежение на входе в двигатель или компрессор | ∆pd | кПа (кгс/см2) | ± 1,5 % |
12 Давление наддувочного воздуха после компрессора | pb | кПа (кгс/см2) | ± 2,0 % |
13 Давление наддувочного воздуха после охладителя | ptnt | кПа (кгс/см2) | ± 2,0 % |
14 Давление отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах (только в двигателях с постоянной системой давления) | pg1 | кПа (кгс/см2) | ± 5,0 % |
15 Давление отработавших газов в выходном патрубке | pg2 | кПа (кгс/см2) | ± 5,0 % |
16 Давление охлаждающей жидкости (агента) | pcool | кПа (кгс/см2) | ± 5,0 % |
17 Перепад давления наддува в воздушном охладителе | ∆pab | кПа (кгс/см2) | ± 10,0 % |
Продолжение таблицы 3
Наименование параметра | Обозначение | Единица измерения | Максимально допустимая погрешность измерения или расчета |
18 Давление смазочного масла (на смазку двигателя, турбокомпрессора, охлаждение поршня, до и после фильтров и т.д.) | pо | кПа (кгс/см2) | ±5,0% |
19 Давление топлива | Pf | кПа (кгс/см2) | ±5,0% |
20 Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) | Ta (ta ) | К (ºС) | ±2 К |
21 Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) | Tb (tb ) | К (ºС) | ±4 К |
22 Температура наддувочного воздуха после охладителя | Tint (tint ) | К (ºС) | ±4 К |
23 Температура отработавших газов на выходе из цилиндра (блока) | Tg (tg ) | К (ºС) | ±25 К |
24 Температура отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах | Tg1 (tg1) | К (ºС) | ±20 К |
25 Температура отработавших газов в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на отработавших газах | Tg2 (tg2 ) | К (ºС) | ±15 К |
26 Температура охлаждающей жидкости (агента) на входе и выходе из двигателя (цилиндра), в отдельных цепях, на входе и выходе из охладителей | Tcool (tcoll ) | К (ºС) | ±4 К |
27 Температура смазочного масла на входе и выходе из двигателя | To (to ) | К (ºС) | ±2 К |
28 Температура топлива | Tf (tf ) | К (ºС) | ±3 К |
29 Расход топлива | B | г/с (кг/с) (кг/ч) | ± 1,0 % |
30 Удельный расход топлива | b | г/ (кВт·ч) | ± 3,5 % |
31 Расход смазочного масла: - цилиндрового - циркуляционного | Ccyl Ccyr | г/с (кг/с) (кг/ч) | ± 10 % |
32 Удельный расход смазочного масла: - цилиндрового - циркуляционного | ccyl ccyr | г/ (кВт·ч) | ± 12,5 % |
33 Расход воздуха | A | кг/с (кг/ч) | ± 5,0 % |
Окончание таблицы 3
Наименование параметра | Обозначение | Единица измерения | Максимально допустимая погрешность измерения или расчета |
34 Поток охлаждающей жидкости | mcI | кг/с (кг/ч) | ± 5,0 % |
35 Циркуляционный расход смазочного масла | mo | кг/с (кг/ч) | ± 5,0 % |
36 Относительная влажность воздуха | φr | % | ± 5,0 % |
37 Положение упора подачи топлива или исполнительного органа регулятора | - | - | ± 0,5 деления шкалы |
38 Параметры дымности отработавших газов | В соответствии с ГОСТ 24028 | ||
39 Параметры выбросов вредных веществ с отработавшими газами | В соответствии с ГОСТ 31967 | ||
П р и м е ч а н и я 1 Погрешности измерения относятся к максимальному значению измеряемого параметра при длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре подачи топлива (полной мощности). 2 Погрешности измерения давления (за исключением давления по пунктам 6 и 11) выражены в процентах от избыточного давления. 3 Погрешность измерения времени при испытаниях не должна превышать ± 0,07 %. 4 Если общая погрешность измерения включает измерение ряда величин, каждая из которых имеет свою погрешность измерений, то общую погрешность определяют путем извлечения квадратного корня из суммы квадратов отдельных погрешностей, каждая с необходимым коэффициентом, равным показателю степени данного параметра в расчетной формуле. 5 Предельную погрешность комплекса средств измерений рассчитывают как корень квадратный из суммы квадратов погрешностей отдельных средств измерений, входящих в комплекс. 6 По согласованию с потребителем допускается для измерения температуры в системах смазки и охлаждения применять манометрические термометры класса 4. |
6.2.2 Применяемая измерительная аппаратура указана в рекомендуемом приложении Б.
6.2.3 Применяемые приборы должны быть выбраны таким образом, чтобы измеряемые параметры находились на участке шкалы с наибольшей точностью измерений.
6.2.4 Места установки датчиков измеряемых параметров на стенде и испытываемом двигателе, а также специальная измерительная аппаратура регламентируются программой испытаний.