Необходимо различать случаи, когда в продукции имеютсядефекты, а когда— допускаемые отклонения
Допускаемым считается отклонение действительного значения показателя качества от номинального значения,находящееся впределах, установленных нормативной документацией»
При превышении предельных значений допуска, продукциюпереводят в соответствующую градацию качества или брак.
Существование в нормативных документах установленных пределов допускаемых отклонений является признаниемтого, что отсутствие недостатков каждого признака качествав продукции в обычных условиях физически невозможно илиэкономически нецелесообразно. Поэтому отсутствие недостатковможно рассматривать лишь как некоторую желательную цель.
В зависимости от наименования, размеров, степени выраженности, количества, места расположения дефектов внешнеговида и (или) значений допускаемых отклонений показателейсвойств, некоторые виды продукции в соответствии со стандартами подразделяются на градации (условные меры) качества: сорта, группы сложности, группы Качества и т. п.
Порядок определения градаций качества устанавливаетсяв стандартах на соответствующую продукцию.
Обозначается сорт цифрами (1,2,3 и т. д.) или словами (высший, первый, второй).
Ш2
Сортная продукция должна полностью соответствовать • ^ бованиям технических регламентов или обязательным требов ниям других нормативных документов.
Существует балльная и ограничительная система сорт
ровки продукции.
При балльной системе сортировки каждый дефект оце! вав-гся определенным количеством баллов. Общее количесг баллов, определяющее тот или иной сорт каждого изделш порядок подсчета баллов, устанавливается в соответствуюш
стандартах.
В ограничительной системе сортировки, для каждого со{ продукции устанавливается перечень допустимых дефекте! указанием их местонахождения, размеров или количества.
Термин "дефект" связан с термином "неисправность", он не является его синонимом, поскольку неисправность хара теризует определенное состояние продукции, при котором с может иметь один или несколько дефектов.
Термин "неисправность" применяют на стадии эксплуат ции, при хранении и транспортировании. Очевидно, что терм "неисправность" не применим для характеристики всех ви, продукции, например, материалов, топлива, химических и щевых продуктов и т. п.
"Критический дефект" — это дефект, при наличии кс рого использование продукции по назначению практически i возможно или недопустимо.
Под "значительным дефектом" понимается дефект, торый существенно влияет на использование продукции назначению и (или) на ее долговечность, но не является крю
ческим.
"Неустранимый дефект" — дефект, устранение kotoj технически невозможно или экономически нецелесообразнс
Анализ приведенных понятий и терминов показывает, введенные Законом РФ "О защите прав потребителей" по* тия "недостаток" и "существенный недостаток" являются I лее общими и рассчитанными на широкого потребителя. Их i
лью является повысить ответственность изготовителя, поставщика, продавца и исполнителя за качество товара.
Подразделение дефектов на "явные" и "скрытые" обусловливается предусмотренными нормативными документами правилами, методами и средствами контроля качества продукции.
"Явный дефект" — дефект, для выявления которого в нормативной документации предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
"Скрытый дефект" — дефект, для выявления которого в нормативной документации не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Многие "явные" дефекты выявляются при внешнем осмотре (визуально). Однако если нормативной документацией предусмотрена проверка отсутствия какого-либо дефекта с помощью инструментальных методов, то такой дефект относится к категории явных, несмотря на невозможность его визуального обнаружения.
В связи с использованием для выявления дефектов (недостатков) различных средств, предусмотренных нормативной документацией, различают контроль органолептический (при котором первичная информация воспринимается органами чувств человека) и измерительный (лабораторный), основанный на использовании различных средств измерений.
Наиболее распространенной разновидностью органолепти-ческого контроля является контроль, осуществляемый органами зрения — визуальный. К органолелгическому контролю можно отнести также технический осмотр.
Органолептическим методом оценивается товарный вид продукции, •консистенция, вкус, цвет, запах и т. п. .
При органолептическом методе могут применяться средства контроля, не являющиеся измерительными, но увеличивающие разрешающую способность или восприимчивость органов чувств. Недостатком органолептического контроля являйся его субъективность. Для доказательства соответствия продукции конкретному стандарту или другому нормативному до-
кументу необходимо осуществление контроля, сопровог щегося измерениями.
По времени проведения контроль качества подразделяе на непрерывный, периодический (через определенный пер» времени) и летучий (без установления срока проведения). J тучий контроль проводится в случайные моменты, выбирае» в установленном порядке. Эффективное* летучего контре обусловливается его внезапностью, правила которого разра(| тываются соответствующими контролирЯщими органами.
По объему охвата контролем партии продукции различа|
сплошной и выборочный контроль. I
Сплошной контроль — это контроль каждой едини^ продукции, осуществляемый с одинаковой полнотой. Ta«j контроль может почти полностью исключить возможность ij падания к потребителю товара ненадлежащего качества, о дм ко он трудоемок и дорог.
Выборочный контроль — это конпрлъ определенного ■ личества (выборки или выборок) продущии, отобранного] партиипродукции1, на основании результатов проверки когй рой принимают решение о приемке или тклонении партг Выборочный контроль с распространением результат проверки какой-то части (выборки) на всю партию продукц допускается в случае, когда это предусмотрено норматив! документами или договором.
При проведении выборочного контроля качества това| необходимо строго соблюдать установленные соответствуют^ стандартами правила отбора единиц продукции для осме испытания или лабораторного исследования. Отклонение от | тановленного объема и правил отбора единиц продукции мо* повлечь невозможность признания доказанным факт нена жащего качества товаров.
1 Под партией продукциипонимают стремленное количество н« торой товарной продукцииодного наименован^, изготовленное из о^ го материала, в одно время,при неизменном «хнологическом оформленное однимдокументом о качестве.
Одним из основных понятий выборочного контроля является контрольный норматив—критерий для принятия решения по результатам контроля. Для контроля по альтернативному (качественному) признаку контрольный норматив выражается через число несоответствующих единиц продукции.
Стандартами предусматриваются два контрольных норматива — приемочное и браковочное числа.
Приемочное число представляет собой наибольшее число несоответствий или несоответпетвующих единиц в выборке, при котором допускается приемка партии.
Браковочное число.— наименьшее число несоответствий или несоответствующих единиц в выборке, при котором партия должна быть отклонена.
Величина контрольных нормативов зависит от установленного в стандарте значения приемлемого уровня качества и объема выборки. ,
Различают следующие виды выборочного контроля: одноступенчатый, двухступенчатый и многоступенчатый контроль.
Под одноступенчатым контролем понимается выборочный контроль, при котором решение о приемке или отклонении партии принимают на основе результатов контроля, получаемых из одной выборки заранее определенного объема.
При двухступенчатом выборочном контроле после контроля первой выборки объема пх принимают решение о приемке, отклонении партии или отборе второй выборки объема п2 для принятия решения о приемке или отклонении партии в соответствии с определенными правилами.
Многоступенчатый контроль представляет собой выборочный контроль, при котором после контроля каждой выборки принимают решение в соответствиисойределенными правилами 0 приемке, отклонении партии или отборе следующей выборки, пРичем правила принятия решения основаны на накопленных Данных всех выборок партии.
Отбор образцов оформляется актом отбора образцов, а результаты контроля качества товаров—актом приемки товаров по качеству.
Контроль качества подразделяется на внутрипроизводс венный, ведомственный и государственный инспекционный.
Внутрипроизводственный контроль осуществляется предприятиях промышленности службами технического кс троля — ОТК. Главной задачей ОТК является предотвращен выпуска предприятием продукции, не соответствующей tj бованиям: нормативных документов, утвержденным образщ эталонам, условиями договора поставки, проектно-конструк-ской и технологической документации.
Внутрипроизводственный технический контроль охват! ет все стороны производственного процесса. ОТК осуществл ет: входной контроль поступающих на предприятие сырья, j териалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий; операц| онный контроль (контроль во время выполнения или после вершения технологической операции); приемочный kohtj: готовой продукции.
В соответствии с действующим законодательством пред
ятие может реализовать лишь продукцию, принятую ОТК:
изготовленную лицами, работающими в условиях самоконтр
На продукцию должны быть оформлены сертификат, декла^
ция о соответствии, паспорт и другие документы, удостоверя!
щие ее соответствие установленным требованиям. ^
Контроль качества в торговле, осуществляемый по до| ворам поставки и купли-продажи проводится товароведами| следующих этапах:
1) при поступлении товаров в оптовые и розничные торим
предприятия;
2) при подготовку товаров к продаже.
На первом этапе контроль проводится с целью прш решения относительно качества поступившей партии. Прав! приемкипартий продукщш устанавливаются стандартам** группу однородной продукции, где отражается вид kohtj качества (сплошной или выборочный), количество отбирае! для контро Л»: изделий (при выборочном контроле), порядок j бора, приемочные и браковочные числа.
В случаях поставки продукции ненадлежащего качества, некомплектной или более низкой градации качества (сорта, группы сложности и т. п.), чем указано в документе, удостоверяющем ее качество или в договоре, торговое предприятие вправе применить к изготовителю (поставщику) меры правового воздействия в соответствии с действующим законодательством.
На этапе подготовки товаров к продаже розничные торговые предприятия осуществляют сплошной контроль качества с целью недопущения к продаже товаров, не отвечающих установленным требованиям. Этот контроль должен осуществляться на складе магазина и предшествовать подаче товара в торговый зал.
Ведомственный контроль осуществляется на отраслевом уровне управления—министерствами и ведомствами. Этот вид контроля включает как собственно контроль качества продукции, так и контроль за деятельностью подчиненных предприятий и организаций по контролю качества.
Министерства организуют и осуществляют ведомственный контроль через свои органы и службы—инспекции по качеству (управления контроля качества) и службы стандартизации.
Государственный инспекционный контроль за каче
ством продукции осуществляют органы Федеральной служ
бы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо
лучия человека (Роспотребнадзор) и другие государственные
органы, наделенные в соответствии с действующим законода
тельством административно-властными полномочиями в об
ласти контроля за безопасностью продукции и сертифициро
ванной продукцией, ;
Под экспертизой качества товара понимается логическое и (или) экспериментальное исследование товара, осуществляемое по установленным правилам экспертом (группой экспертов) в целях установления химического состава, свойств и (или) характеристик товаров, наличия дефектов, их вида, причин их происхождения или решения других вопросов, в условиях неопределенности или наличия разногласий между покупателем 11 изготовителем, торговым предприятием (индивидуальным предпринимателем) или предприятием бытового обслуживания.
Экспертиза может проводиться по заявлению потреб* лей (физических лиц), заявкам организаций и предприятий, решению суда, прокуратуры, таможенных и других органов.
Как правило, экспертизе качества предшествует идет фикационная экспертиза, которая проводится с целью опред ления принадлежности товара к однородной группе или кла<| сификационной группировке (код ОКП, код ТН ВЭД), парт! марке товара, изготовителю, продавцу, информации в това^ сопроводительных документах и т. п.
Объектами экспертизы качества могут выступать образг товара, имеющие явные признаки недоброкачественности, разцы товаров, не имеющие документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, сопроводительнс информации или не соответствующие представленной инфора ции и в отношении которых имеются обоснованные подозреш в их фальсификации, а также товар, находившийся в эксплу| тации у потребителя определенное время, в течение которо^ потребителем был выявлен недостаток.
.Экспертиза качества товара проводится, как правил| специальными экспертными организациями, органами rocj дарственного контроля и надзора и является дополните льне проверкой качества товара с привлечением специалисте которые должны удовлетворять следующим требованиям: ладать профессиональной, метрологической и процессуальнс компетентностью и наличием необходимого практического и i следовательского опыта в соответствующей области; логичеи мышлением и научной интуицией, сенсорными способностя! заинтересованностью в объективных результатах экспертиз и независимостью суждений.
♦ Срок проведения экспертизы, как правило, устанавливас ей йо согласованию с заявителем после предварительного 03i комления эксперта с представленными материалами.
Срок проведения экспертиз в соответствии со ст. 21 рального закона "О защите прав потребителей", связан со cpoi ми замены товара ненадлежащего качества в течение двадца1! дней сб дня предъявления соответствующего требования.
Изделия и материалы могут предъявляться на экспертизу как в упакованном и опечатанном, так и в открытом виде, по усмотрению органа, представившего эти изделия и материалы.
Необходимые измерения, испытания товаров, должны осуществляться в соответствующих аккредитованных испытательных лабораториях.
Эксперт направляет образцы в аккредитованную испытательную лабораторию с сопроводительным письмом, в котором должны быть отражены: наименование продукции, перечень показателей, по которым следует провести испытания, с указанием нормативной документации на методы испытаний.
6 случае невозможности проведения экспертизы изделия или материала неразрушающими методами необходимо иметь на разрушение образцов (для измерения физико-химических и физико-механических показателей) письменное согласие заявителя или органа, назначившего экспертизу. При этом следует обеспечить минимальное нарушение целостности исследуемого материала в целях сохранения его первоначального вида в качестве вещественного доказательства.
Результаты испытаний оформляются протоколом испытаний по установленным правилам. Протокол испытаний подписывается сотрудниками лаборатории, проводившими испытания, утверждается начальником испытательной лаборатории и заверяется печатью.
Эксперт профессионально оценивает выявленные в процессе исследования факты, формулирует обоснованные выводы и оформляет экспертное заключение.
Судебная экспертиза изделий, предъявленных в установленном порядке в госинспекцию, производится комиссией в составе трех человек» Комиссия назначается начальником госинспекции и возглавляется главным (ведущим) экспертом или начальником лаборатории.
Арбитражные пробы, отобранные представителями конфликтующих сторон, согласно ГОСТу или техническим условиям (ТУ), опечатываются и в сопровождении соответствующего акта направляются в госинспекцию.
•результаты экспертизы оформляются актом экспертиз установленной форме. -Л1о завершении экспертизы лицо, возглавляющее komi
проверяет обоснованность выводов экспертов и прав* сию, *\ г
^ оформления акта экспертизы.