При полной загрузке мощностей

В условиях полной загрузки производственных мощностей недостаточно знать величину прибыли на единицу изделия для включения его в план производства: при наличии «узких мест» или ограничивающих факторов необходимо исчислять значение финансового результата на единицу ограничивающего фактора.

Произведем расчет производственной программы на основе полной себестоимости и по системе «директ-костинг» при полной загрузке с учетом ограничивающего фактора.

Производственная программа предприятия включает в себя изделия А, Б, В, Г, Д и Е. При полной загрузке производственных мощностей объемы производства каждого изделия составляли: А – 5000 шт., Б – 2000, В – 4000, Г – 6000, Д – 3000, Е – 1000 шт.

Исследования рынка показали, что продукция может быть реализована в следующих количествах: А – 7000 шт., Б – 3000, В – 5500, Г – 8000, Д – 4500, Е – 2000 шт. Производство изделий отдельных видов связано с «узкими местами» (нехватка складских площадей, дефицит сырья или материалов, мощности оборудования или рабочей силы на единицу изделия). Наличие «узких мест» или так называемых ограничивающих факторов по отдельным изделиям измеряется в единицах ограничивающего фактора (ЕОФ) и составляет по изделиям: А – 2 ЕОФ; Б – 3 ЕОФ; В – 1 ЕОФ; Г – 4 ЕОФ; Д – 6 ЕОФ; Е – 0,5 ЕОФ.

Общая пропускная способность «узкого места» или ограничивающего фактора предприятия: 2 * 5000 + 3 * 2000 + 1 * 4000 + 4 * 6000 + 6 * 3000 + 0,5 * 1000 = 62500 ЕОФ.

Переменные производственные затраты на 1 изделие следующие: А – 40 руб., Б – 60 руб., В – 50, Г – 80, Д – 30, Е – 70 руб.

Общие накладные расходы за отчетный период составляли 232000 руб. (остаются в дальнейшем без изменения). Ставка их распределения между изделиями пропорциональна переменным производственным расходам: 20 % (232000 : 1160000 = 0,2).

Продажные цены по изделиям: А – 50 руб., Б – 80, В – 65, Г – 102, Д – 55, Е – 80 руб.

Оценим эффективность производственной программы предприятия (имеющийся вариант):

Прибыль = Выручка – Полная себестоимость =

= 1527000 – 1392000 = 135000 руб.

Таблица 3 Эффективность существующей программы

Вид изделия Объем производ-ства (сбыта), шт. Переменные затраты, руб. Постоянные затраты, руб. Полная себестоимость, руб. Выручка, руб.
на ед. всего на ед. всего на ед. всего на ед. всего
А                
Б                
В                
Г                
Д                
Е                
Итого ---- ----   ----   ----   ----  

.

Планирование на основе учета полной себестоимости

Требуется спланировать наилучшую с точки зрения прибыли программу производства и сбыта. Для этого, во-первых, нужно определить выход прибыли в расчете на единицу ограничивающего фактора; во-вторых, предусмотреть увеличение объемов наиболее выгодных по этому показателю изделий до величины спроса (но в пределах имеющихся мощностей) (табл. 4):

1) прибыль в расчете на единицу изделия делится на ЕОФ по производству этого изделия;

2) заполняется в соответствии с занимаемым местом по прибыльности ЕОФ. Одновременно определяется расход ОФ на этот объем с тем, чтобы производство всего ассортимента изделий находилось в пределах объема ОФ (мощности).

Прибыльпри планировании на основе учета полной себестоимости =

= Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты

Таблица 4 Эффективность первого варианта плана

Вид изделия Прибыль в расчете: Место по прибыль-ности ЕОФ План пр-ва, соответств. спросу, шт. 2) Расход ОФ Переменные затраты, руб. Выручка, руб.
на ед. всего всего на ед. на ед. всего  
на 1 изд., руб. на ЕОФ, руб. 1)
А              
Б              
В              
Г              
Д              
Е         0,5      
Итого --- --- --- --- ---   --- ---  

Планирование на основе определения маржинального дохода

Маржинальный доход на единицу изделия определяется как разность между ценой изделия и переменными затратами на единицу изделия (MD = Ц – Сперем.).

Вычислим прибыль при планировании на основе учета маржинального дохода:

Прибыль = Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты

Прибыль = ____________________________________________руб.

Таблица 5 Эффективность 2 варианта плана

Вид изде-лия Маржинальный доход на 1 ед., руб. MD на ЕОФ, руб. Место по доходности (MD/ЕОФ) План пр-ва, соответств. спросу, шт. (оптим. план) Расход ОФ на оптим. план пр-ва (сбыта) Переменные затраты, всего, руб. Выручка, всего, руб.
А              
Б              
В              
Г              
Д              
Е              
Итого --- --- --- ---    

Расчеты свидетельствуют, что полученная в качестве оптимальной производственная программа, исчисленная по информации системы «директ-костинг», дает прибыли больше, чем программа, спланированная на базе информации учета полной себестоимости.

Безусловно, можно сделать правильный расчет прибыли и при учете полной себестоимости, если иметь всегда под рукой информацию о переменных и постоянных расходах. Однако, мы намеренно упростили пример, чтобы показать, как может быть принято неправильное решение, если игнорировать факт разного поведения затрат при изменении объема. Тем более что такого рода решения приходится принимать зачастую оперативно и для этого требуется соответствующая простая первичная информация, не нуждающаяся в какой-либо специальной обработке.

На делении расходов на постоянные и переменные основана концепция так называемых дополнительных затрат, широко применяемая в аналитической практике западных предприятий для принятия управленческих решений. Сущность концепции в том, что, принимая решение о дополнительных заказах или выпуске дополнительной продукции, выручку4 от ее реализации сравнивают не с полной себестоимостью, а с себестоимостью только в части переменных затрат, непосредственно связанных с выполнением данного заказа или изготовлением продукции. Такой подход целесообразен в том случае, когда накладные постоянные расходы возмещаются в ценах каких-то базовых изделий.

При большом количестве ограничивающих факторов, планируя производственную программу, используют методы линейного программирования, в частности, симплексный.

Библиографический список

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-.М, 1999. – 260 с.

2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. – 308 с.

3. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 184 с.

4. Кузык Б.Н. Прогнозирование, планирование и национальное программирование: Учебник. – 2-е изд. – М. Экономика, 2008. – 575 с.

5. Личко К.П. Прогнозирование и планирование аграрно - промышленного комплекса. – М.: КолосС, 2007. – 286 с.

6. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 128 с.

7. Прогностика. – М.: Наука, 1991. – 25 с.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, ООО «Новое знание», 2003. – 686 с.

9. Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Новикова А.А., Салтанова Т.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ПРИОР, 1999. – 176 с.

10. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. – М.: Статистика, 1977. – 319 с.

Наши рекомендации