Этапы традиционного жизненного цикла товаров
Характеристика жизненного цикла товара
Объем продаж | Исследования и разработки | Внедрения | Рост продаж | Зрелость | Вытеснение с рынка | ||||
Инвестиции Убыток | |||||||||
Время | |||||||||
Дифференциация | Значительная | Снижающаяся | Низкая | Низкая | |||||
Уровень продаж | Низкий | Быстрый рост | Медленный рост | Снижение | |||||
Прибыль | Отрицательная | Максимум | Снижение | Низкая | |||||
Выручка | Отрицательная | Небольшая | Высокая | Низкая | |||||
Клиенты | Новаторы | Специфические | Массовый рынок | Аутсайдеры | |||||
Конкуренция | Незначительная | Растущая | Много конкурентов | Снижающаяся | |||||
Ц е н ы | Дифференциация | Дифференциация | Стабильные | Защитная ценовая политика | |||||
Количество товара | Одна или несколько | Быстрое увеличение | Несколько новых | Быстрое уменьшение | |||||
Стратегия | Расширение рынка | Проникновение на новые рынки | Сохранение доли рынка | Увеличение отдачи | |||||
Расходы по маркетингу | Высокие | Высокие | Снижаются | Низкие | |||||
Акцент в маркетинге | Знакомство с товаром | Предпочтение одной из марок | Верность своей марке | Выборочные | |||||
Сбытовая цель | Небольшая | Интенсивная | Интенсивная Поиск случайных клиентов | Выборочная | |||||
Цены | Высокие | Снижаются | Самые низкие | Растут | |||||
Продукция | Основной тип | Уникальные свойства | Дифференциация | Рационализация | |||||
Усилия по продвижению товара | Высокие удельные расходы | Рост удельных расходов | Стабильные | Быстрое снижение | |||||
Целевая группа покупателей | Первопроходцы | Первые последователи | Аутсайдеры | Специфические группы | |||||
Стратегия в разработке продукции | Первооткрыватель рынка | Следование за лидером | Рационализация сфер применения | Товарная группа вытесняется | |||||
Виды жизненных циклов
"Бум"(классическая кривая)описывает популярный товар со стабильным сбытом на протяжении длительного периода времени;
"Увлечение"- описывает товар с быстрым взлетом и падением популярности.
"Продолжительное увлечение"- проявляется также, но "остаточный" сбыт продолжается в объеме, значительно меньшем, чем прежде.
Сезонная кривая (мода) - имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных по времени.
"Возобновление" (ностальгия) - характеризует продукт, на который по истечении времени спрос возобновляется.
Кривая провала - описывает товар, не имеющий рыночного успеха.
Кривая "с повторным циклом"- характеризует повышение сбыта, вырываемое мероприятиями по его стимулированию, проведенными на этапе упадка товара.
"Гребешковая" кривая - состоит из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей.
Задача маркетологов ¾ использовать жизненный цикл товара для повышения эффективности и прибыльности предприятия.
Курировать товар на протяжении всего его жизненного цикла, учитывать проблемы и возможности, специфичные для каждой стадии жизненного цикла, реализовать потенциальные возможности получения максимальной прибыли в различных его стадиях - к этому должен стремиться руководитель маркетинговой службы.