Задания для выполнения самостоятельной работы

Наименование раздела (темы) Содержание самостоятельной работы Форма контроля
Раздел 1. Труд и социально-трудовые отношения
Тема 1. Труд как социально-экономическая категория Анализ современных социально-экономических концепций труда (по материалам периодических изданий). Эссе на тему «Современная парадигма исследований трудовой деятельности» (не более 2-х страниц)
Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал Анализ возрастной структуры численности населения в РФ (по материалам Госкомстата) Проверка задания
Тема 3. Рынок труда как регулятор социально-трудовых отношений Анализ основных характеристик социального партнерства (по Трудовому кодексу РФ) Проверка задания
Раздел 2. Экономика трудовой деятельности
Тема 4. Экономическое содержание труда Классификация резервов повышения производительности труда Проверка задания
Тема 5. Организация, нормирование и проектирование трудовых процессов Классификация затрат рабочего времени управленческого персонала Проверка задания, обсуждение
Тема 6. Анализ и планирование показателей трудовых процессов Функционально-стоимостный анализ службы управления персоналом организации (по материалам практики) Проверка задания
Раздел 3. Социология трудовой деятельности
Тема 7. Сущность социологии труда Подготовка выступления на заданную тему. Проверка задания (тренинг)
Тема 8. Социология трудовой организации и личности в трудовой организации Анализ факторов повышения качества трудовой в организации социально-культурной сферы Круглый стол
Тема 9. Социологические исследования трудовой деятельности Сравнительный анализ методов социологического исследования трудовых процессов Тренинг
Раздел 4. Эффективность трудовой деятельности
Тема 10. Учет и анализ затрат на рабочую силу Классификация затрат на рабочую силу по местам возникновения (по материалам практики) Проверка задания
Тема 11. Социально-экономические результаты деятельности трудовой организации Анализ основных методов оценки результатов труда управленческих работников Дискуссия
Тема 12. Аудит в социально-трудовой сфере Классификация основных методов анализа аудиторской информации Проверка задания

Самостоятельная работа № 1. Тема «Труд и социально-трудовые отношения»

Задание и методика выполнения:

Задание №1 Перечислить 20 вариантов ответов на вопрос: «Почему необходимо трудиться?»

Например:

1. Самореализация

2. Удовлетворение материальных потребностей

3. Социальный статус

4. …..

Задание №2

Ø Перечислить 10 примеров результатов своего труда.

Ø Выберите один результат и разработайте технологическую цепочку его достижения (15-20 этапов).

Ø Перечислите 10 общественно – полезных результатов вашего труда.

Ø Определите 20 видов энергозатрат

Например:

1. Время

2. Финансы

3. Умственная энергия

Первое задание выполняется путем сбора информации (в соответствии с перечнем рекомендованных журналов), ее анализа и синтеза схемы (модели) «Эталонная модель трудового человека».

Для выполнения второго задания проводится критический анализ традиционных результатов труда с выделением их практических недостатков, после чего на основе применения информации вопросов «Развитие теории и практики экономики труда» и «Системный подход к организации управления» определяются аргументы в пользу названных результатов.

Самостоятельная работа № 2. Тема «Экономика трудовой деятельности»

Задание и методика выполнения:

На основе интеграции информации по вопросам «Экономическое содержание труда», «Организация, нормирование и проектирование трудовых процессов», «Анализ и планирование показателей трудовых процессов», «Трудовые ресурсы и трудовой потенциал» и «Рынок труда как регулятор социально-трудовых отношений», сформировать модель (схему) «Закономерности управления организацией и государством». Подготовить текст для ее презентации.

Самостоятельная работа № 3. Тема «Социология трудовой деятельности»

Задание и методика выполнения:

Задание №1

Ø На каждой стадии распишите по 8 – 10 функций (содержания стадий).

Например:

a. Стадия врабатываемость

Функции: 1. Организация рабочего места

2. Формулировка целей работы

3. Определение этапов работы

4. Активизация внутреннего настроя на работу

5. Определение мотивов к работе

6. Готовность к восприятию информации

Задания для выполнения самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 1.Стадии работоспособности

Ø Разбейте график работоспособности по времени на основе своих внутренних часов.

Сделайте 15 выводов относительно графика (рекомендации по активизации трудовой деятельности)

Задание №2

Ø Разнесите личные качества в таблице:

Обладаю Не обладаю
   
   
   

Ø Разработайте 20 рекомендаций по совершенствованию профессиональных и личных качеств:

Система профессиональных и личностных характеристик руководителя.

1) общественно-гражданская зрелость;

Первая группа включает следующие качества:

-способность подчинять личные интересы общественным,

-умение прислушиваться к критике,

-быть самокритичным,

-активно участвовать в обще­ственной деятельности,

-обладать высоким уровнем политической грамотности.

2) отношение к труду;

Вторая группа охватывает:

-чувство личной ответственности порученное дело,

-чуткое и внимательное отношение к людям,

-трудолюбие,

- личную дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими,

-уровень эстетики работы.

3) уровень знаний и опыт работы;

Третья группа включает:

-наличие квалификации,

-соответствующей занимаемой должности,

-знание объективных основ управления производством,

-знание передовых методов руководства,

-возраст,

-стаж работы в данной организации (в том числе в руководящей должности).

4) организаторские способности;

В четверную группу входят;

-умение организовать систему управления умение организовать свой труд,

-владение передовыми методами руководства,

-умение проводить деловые совещания,

-способ­ность к самооценке своих возможностей и своего труда,

-способность к оценке возможностей и труда других.

5) умение работать с людьми;

Пятая группа включает:

-умения работать с подчиненными и руководителями разных организаций,

-умение создавать сплоченный коллектив,

-подобрать, расставить и закрепить кадры.

6) умение работать с документами и информацией;

В шестую группу входят:

-умения коротко и ясно формулировать цели,

-составлять деловые письма, приказы, распоряжения,

-умение четко формулировать поручения, выдавать задания,

-знание возмож­ностей современной техники управления и умение использовать ее всвоем труде,

-умение читать документы.

7) умение своевременно принимать и реализовывать решения;

Седьмая группа охватывает:

-умение своевременно принимать ре­шения,

-способность обеспечить контроль за исполнением решений,

-умения быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации,

-способность к соблюдению психогигиены,

-умение владеть собой, уверенность в себе.

8) способность увидеть и поддержать передовое;

Восьмая группа объединяет:

-умения увидеть новое, распознать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;

-умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретрогра­дов и авантюристов;

-инициативность;

-смелость и решительность и поддержании и внедрении нововведений;

-мужество и способность идти на обоснованный риск.

9) морально-этические черты характера, применяемые при анализе и оценке кадрового потенциала работника.

В девятую группу входят качества:

-честность,

-добросовестность,

-порядочность,

-принципиальность,

-уравновешенность,

-выдержан­ность,

- вежливость,

- настойчивость,

-общительность,

-обаятельность,

-скромность и простота,

-опрятность и аккуратность внешнего вида,

-хорошее здоровье,

-отношения в семье.

Самостоятельная работа № 4. Тема «Эффективность трудовой деятельности»

Задание и методика выполнения:

1. Подготовьте организационную диаграмму групп стратегий.

2. Используя основные инструменты стратегического менеджмента, проанализируйте практическую управленческую ситуацию (по выбору студента) и сформулируйте аргументы в пользу конкретной группы стратегий.

3. Заготовьте «шаблон» разработки стратегии.

Тестовые задания

(примеры из разных вариантов)

Тестовое задание
  Труд- это… 1) средство самовыражения и самоутверждения личности 2) процесс преобразования ресурсов 3) все ответы верны
Следствием трудовой деятельности становится : 1) насыщение рынка товарами 2) конкурентоспособность предприятия 3) экспорт товаров  
Труд способствует 1) рентабельности производства 2) НТП 3) увеличению численности учредителей 4) уменьшению численности работников
Основные виды деятельности – преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно - ориентационная, художественно- творческая. 1) верно 2) неверно
К факторам концепции качества трудовой жизни относятся 1) безопасность и здоровые условия труда 2) правовая защищенность работника 3) достойное место работы и жизни человека 4) все ответы верны
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) учитывает: 1) заработную плату 2) возраст 3) уровень образования  
Потребность – это: 1) ощущение физического недостатка чего-либо; 2) ощущение физического и психологического недостатка чего-либо; 3) ощущение психологического недостатка чего-либо;  
Теории мотивации основываются на: 1) удовлетворении потребностей; 2) получении вознаграждения; 3) удовлетворении потребностей и получении вознаграждения;  
Мотивация – это: 1) совокупность принципов и методов управления; 2) метод, в котором используется накопленный опыт и допущения насчет будущего; 3) процесс побуждения себя и других к действию;  
Примером первичных потребностей является: 1) потребность в уважении; 2) потребность в любви; 3) потребность в пище;  
А. Маслоу выделяет потребности : 1) внешние и внутренние; 2) первичные и вторичные; 3) роста и развития;  
Двухфакторная теория мотивации принадлежит 1) А. Маслоу; 2) Ф. Герцбергу; 3) К. Альдерферу.  
Рабочая сила включает занятых и безработных. 1) да; 2) нет
Трудовой потенциал - это… 1) совокупная способность к труду трудовых ресурсов 2) неработающее население 3) предприятия и организации  
Типы миграции 1) социальная; 2) экономическая; 3) межгосударственная
Характеристики трудового потенциала: 1) здоровье, образование, нравственность; 2) уровень дохода, работоспособность, географическое положение  
Повышением эффективности руководства не является: 1) развитие инициативы и предприимчивости; 2) низкая степень внедрения научной организации труда; 3) повышение организованности труда; 4) постоянное повышение квалификации сотрудников
Критериями при определении экономической эффективности управления могут быть: 1) сокращение численности работников; 2) соотношение между доходами и суммарными издержками; 3) соотношение объема продукции (услуг) за определенный период и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции; 4) повышение квалификации работников
Максимальная эффективность трудовой деятельности наблюдается на стадии: 1) полной компенсации и конечного порыва; 2) оптимальной работоспособности; 3) врабатываемости;  
Развитие производства благотворно влияет на воспроизводство населения, повышение его материального и духовного уровня 1) да 2) нет
Психофизиологические основы трудовой деятельности изучают 1) логистика 2) менеджмент 3) эргономика
Определение потребности в персонале через затраты труда может осуществляться 1) методом прямого расчета; 2) нормативным методом
Категория работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание 1) руководители 2) специалисты 3) служащие 4) рабочие
Обширный и устойчивый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки 1) специальность 2) профессия 3) квалификация 4) должность
Если численность работающих не изменилась, а объём товарной продукции вырос на 10%, то выработка на одного работающего… 1) увеличилась на 15% 2) не изменилась 3) увеличилась на 10% 4) уменьшилась на 10%
Функция заработной платы, направленная на повышении заинтересованности работников в развитии производства 1) воспроизводственная 2) стимулирующая 3) учетно-производственная
Категория работников, занятых инженерно-техническими, экономическими, юридическими видами работ 1) руководители 2) специалисты 3) служащие 4) рабочие
Степень овладения работником той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях 1) специальность 2) профессия 3) квалификация 4) должность
Если численность работающих на предприятии уменьшилась на 15%, а объём товарной продукции не изменился, то выработка на одного работающего… 1) увеличилась на 15% 2) не изменилась 3) увеличилась на 10% 4) уменьшилась на 15%
Заработная плата в денежном исчислении, полученная работником за определенный промежуток времени 1) средняя 2) номинальная 3) реальная
Эта оплата труда производится по сдельным расценкам в пределах установленной нормы выработки, а за выполнение работы сверх нормы – по повышенным сдельным расценкам 1) простая сдельная 2) сдельно-премиальная 3) сдельно-прогрессивная 4) аккордно-премиальная
Количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним работником (бригадой) за определенное время 1) норма времени 2) норма выработки 3) норма обслуживания 4) норма управляемости
Особенности функционирование рынка труда: 1) неотделимость прав собственности на товар, 2) высокая степень индивидуализации сделок 3) все ответы верны
Одной из функций рынка труда является: 1) установление равновесных ставок заработной платы; 2) снижение налогов; 3) кредитование работников
Механизм рынка труда включает следующие элементы: 1) цена рабочей силы, 2) спрос на рабочую силу, 3) конкуренция. 4) все ответы верны 5) нет правильного ответа
Зависимость спроса на рабочую силу от его цены называется эффектом масштаба и эффектом замещения 1) да 2) нет
Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями. 1) да; 2) нет.
Предложение рабочей силы на каком-то определенном рынке должностей прямым образом связано 1) со ставками заработной платы, доминирующими на этом рынке. 2) с конкуренцией предприятий 3) с экономическим подъемом
Если рыночная заработная плата ниже рыночного равновесия, то 1) спрос будет высоким, а предложение — низким и спрос будет превышать предложение. 2) спрос будет низким, а предложение- высоким  
Эффект замены связан со склонностью индивида 1) уменьшать время работы; 2) увеличивать время работы вместе с ростом ставки заработной платы.
Пожизненный найм характерен: 1) шведской модели рынка труда; 2) американской; 3) японской.
Уровень заработной платы, за которым следует эффект дохода 1) индивидуальный; 2) коллективный; 3) рыночный.
Неформальная занятость- это занятость 1) торговлей на улицах, 2) вещевых рынках, 3) по объявлениям, 4) все ответы верны, 5) нет правильного ответа.
Экономические последствия безработицы: 1) недовыпуск продукции, 2) снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, 3) снижение уровня заработной платы занятых, 4) увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных. 5) все ответы верны.
Социальные и психологические последствия безработицы: 1) усиление политической нестабильности в обществе; 2) появление высококвалифицированных работников; 3) экономический рост.  
Доля численности экономически активного населения : это соотношение численности занятых и безработных к общей численность населения. 1) да; 2) нет.
Организация труда –это достижение наилучших результатов использования живого труда в процессе производства. 1) да 2) нет
Выполняемая работа должна подвергаться 1) анализу конкурентов; 2) персональному учету; 3) общественному контролю.
Основными признаками управленческого разделения труда являются: 1) состав и содержание функций управления; 2) характер решаемых задач; 3) технологическая однородность работ; 4) состав управляемых объектов; 5) все ответы верны; 6) нет правильного ответа.
Направления НОТ: 1) разработка рациональных форм разделения труда, нормирование труда, стимулирование, укрепление трудовой дисциплины; 2) обучение персонала, анализ внешней среды, миграция.
Максимальная производительность и минимальное утомление достигается при предельном ограничении движений. 1) да; 2) нет.
Основные цели аттестации: 1) контроль деятельности предприятия; 2) повышение эффективности производства, качества выпускаемой продукции и рациональное использование основных фондов и трудовых ресурсов; 3) реорганизация предприятия.
Укрепление трудовой дисциплины осуществляется методами: 1) убеждения, стимулирования и принуждения; 2) планирования, контроля, активизации.  
Все элементы и подсистемы, обеспечивающие непосредственный производственный процесс создания материальных благ или оказания услуг относят к 1) управляемой системе; 2) управляющей системе
Российская модель менеджмента приближается к: 1) американской; 2) японской; 3) смешанной.  
Какой параметр внутренней среды организации является центральным фактором в любой системе управления? 1) цель; 2) структура; 3) задача; 4) персонал;  
Элементами внутренней среды организации являются: 1) поставщики; 2) корпоративная культура; 3) состояние экономики страны;  
Характеристики этапа входа функционирования организации как системы: 1) работники; 2) капитал; 3) сырье и материалы;  
Как связаны понятия «цель» и «стратегия»? 1) цель является средством реализации стратегии; 2) стратегия является причиной существования цели; 3) стратегия является средством достижения цели;  
Менеджмент – управление в условиях рынка. Рыночная экономика – это … 1) хозяйственная зависимость; 2) использование устаревшей информационной базы; 3) ориентация фирмы на спрос и потребление рынка.  
Прибыль распределяется в соответствии с трудовым вкладом в. 1) открытом акционерном обществе; 2) акционерных обществах; 3) товариществах; 4) кооперативах.  
Основным отличием команды от обычной рабочей группы является: 1) наличие лидера; 2) размер; 3) групповое единомыслие; 4) наличие ролевой структуры; 5) наличие синергетического эффекта

Правильное утверждение пометить - 1

Неправильное - 0

Наши рекомендации