Задания для выполнения самостоятельной работы
Наименование раздела (темы) | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля |
Раздел 1. Труд и социально-трудовые отношения | ||
Тема 1. Труд как социально-экономическая категория | Анализ современных социально-экономических концепций труда (по материалам периодических изданий). | Эссе на тему «Современная парадигма исследований трудовой деятельности» (не более 2-х страниц) |
Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал | Анализ возрастной структуры численности населения в РФ (по материалам Госкомстата) | Проверка задания |
Тема 3. Рынок труда как регулятор социально-трудовых отношений | Анализ основных характеристик социального партнерства (по Трудовому кодексу РФ) | Проверка задания |
Раздел 2. Экономика трудовой деятельности | ||
Тема 4. Экономическое содержание труда | Классификация резервов повышения производительности труда | Проверка задания |
Тема 5. Организация, нормирование и проектирование трудовых процессов | Классификация затрат рабочего времени управленческого персонала | Проверка задания, обсуждение |
Тема 6. Анализ и планирование показателей трудовых процессов | Функционально-стоимостный анализ службы управления персоналом организации (по материалам практики) | Проверка задания |
Раздел 3. Социология трудовой деятельности | ||
Тема 7. Сущность социологии труда | Подготовка выступления на заданную тему. | Проверка задания (тренинг) |
Тема 8. Социология трудовой организации и личности в трудовой организации | Анализ факторов повышения качества трудовой в организации социально-культурной сферы | Круглый стол |
Тема 9. Социологические исследования трудовой деятельности | Сравнительный анализ методов социологического исследования трудовых процессов | Тренинг |
Раздел 4. Эффективность трудовой деятельности | ||
Тема 10. Учет и анализ затрат на рабочую силу | Классификация затрат на рабочую силу по местам возникновения (по материалам практики) | Проверка задания |
Тема 11. Социально-экономические результаты деятельности трудовой организации | Анализ основных методов оценки результатов труда управленческих работников | Дискуссия |
Тема 12. Аудит в социально-трудовой сфере | Классификация основных методов анализа аудиторской информации | Проверка задания |
Самостоятельная работа № 1. Тема «Труд и социально-трудовые отношения»
Задание и методика выполнения:
Задание №1 Перечислить 20 вариантов ответов на вопрос: «Почему необходимо трудиться?»
Например:
1. Самореализация
2. Удовлетворение материальных потребностей
3. Социальный статус
4. …..
Задание №2
Ø Перечислить 10 примеров результатов своего труда.
Ø Выберите один результат и разработайте технологическую цепочку его достижения (15-20 этапов).
Ø Перечислите 10 общественно – полезных результатов вашего труда.
Ø Определите 20 видов энергозатрат
Например:
1. Время
2. Финансы
3. Умственная энергия
Первое задание выполняется путем сбора информации (в соответствии с перечнем рекомендованных журналов), ее анализа и синтеза схемы (модели) «Эталонная модель трудового человека».
Для выполнения второго задания проводится критический анализ традиционных результатов труда с выделением их практических недостатков, после чего на основе применения информации вопросов «Развитие теории и практики экономики труда» и «Системный подход к организации управления» определяются аргументы в пользу названных результатов.
Самостоятельная работа № 2. Тема «Экономика трудовой деятельности»
Задание и методика выполнения:
На основе интеграции информации по вопросам «Экономическое содержание труда», «Организация, нормирование и проектирование трудовых процессов», «Анализ и планирование показателей трудовых процессов», «Трудовые ресурсы и трудовой потенциал» и «Рынок труда как регулятор социально-трудовых отношений», сформировать модель (схему) «Закономерности управления организацией и государством». Подготовить текст для ее презентации.
Самостоятельная работа № 3. Тема «Социология трудовой деятельности»
Задание и методика выполнения:
Задание №1
Ø На каждой стадии распишите по 8 – 10 функций (содержания стадий).
Например:
a. Стадия врабатываемость
Функции: 1. Организация рабочего места
2. Формулировка целей работы
3. Определение этапов работы
4. Активизация внутреннего настроя на работу
5. Определение мотивов к работе
6. Готовность к восприятию информации
Рис. 1.Стадии работоспособности
Ø Разбейте график работоспособности по времени на основе своих внутренних часов.
Сделайте 15 выводов относительно графика (рекомендации по активизации трудовой деятельности)
Задание №2
Ø Разнесите личные качества в таблице:
Обладаю | Не обладаю |
Ø Разработайте 20 рекомендаций по совершенствованию профессиональных и личных качеств:
Система профессиональных и личностных характеристик руководителя.
1) общественно-гражданская зрелость;
Первая группа включает следующие качества:
-способность подчинять личные интересы общественным,
-умение прислушиваться к критике,
-быть самокритичным,
-активно участвовать в общественной деятельности,
-обладать высоким уровнем политической грамотности.
2) отношение к труду;
Вторая группа охватывает:
-чувство личной ответственности порученное дело,
-чуткое и внимательное отношение к людям,
-трудолюбие,
- личную дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими,
-уровень эстетики работы.
3) уровень знаний и опыт работы;
Третья группа включает:
-наличие квалификации,
-соответствующей занимаемой должности,
-знание объективных основ управления производством,
-знание передовых методов руководства,
-возраст,
-стаж работы в данной организации (в том числе в руководящей должности).
4) организаторские способности;
В четверную группу входят;
-умение организовать систему управления умение организовать свой труд,
-владение передовыми методами руководства,
-умение проводить деловые совещания,
-способность к самооценке своих возможностей и своего труда,
-способность к оценке возможностей и труда других.
5) умение работать с людьми;
Пятая группа включает:
-умения работать с подчиненными и руководителями разных организаций,
-умение создавать сплоченный коллектив,
-подобрать, расставить и закрепить кадры.
6) умение работать с документами и информацией;
В шестую группу входят:
-умения коротко и ясно формулировать цели,
-составлять деловые письма, приказы, распоряжения,
-умение четко формулировать поручения, выдавать задания,
-знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее всвоем труде,
-умение читать документы.
7) умение своевременно принимать и реализовывать решения;
Седьмая группа охватывает:
-умение своевременно принимать решения,
-способность обеспечить контроль за исполнением решений,
-умения быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации,
-способность к соблюдению психогигиены,
-умение владеть собой, уверенность в себе.
8) способность увидеть и поддержать передовое;
Восьмая группа объединяет:
-умения увидеть новое, распознать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;
-умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;
-инициативность;
-смелость и решительность и поддержании и внедрении нововведений;
-мужество и способность идти на обоснованный риск.
9) морально-этические черты характера, применяемые при анализе и оценке кадрового потенциала работника.
В девятую группу входят качества:
-честность,
-добросовестность,
-порядочность,
-принципиальность,
-уравновешенность,
-выдержанность,
- вежливость,
- настойчивость,
-общительность,
-обаятельность,
-скромность и простота,
-опрятность и аккуратность внешнего вида,
-хорошее здоровье,
-отношения в семье.
Самостоятельная работа № 4. Тема «Эффективность трудовой деятельности»
Задание и методика выполнения:
1. Подготовьте организационную диаграмму групп стратегий.
2. Используя основные инструменты стратегического менеджмента, проанализируйте практическую управленческую ситуацию (по выбору студента) и сформулируйте аргументы в пользу конкретной группы стратегий.
3. Заготовьте «шаблон» разработки стратегии.
Тестовые задания
(примеры из разных вариантов)
№ | Тестовое задание |
Труд- это… 1) средство самовыражения и самоутверждения личности 2) процесс преобразования ресурсов 3) все ответы верны | |
Следствием трудовой деятельности становится : 1) насыщение рынка товарами 2) конкурентоспособность предприятия 3) экспорт товаров | |
Труд способствует 1) рентабельности производства 2) НТП 3) увеличению численности учредителей 4) уменьшению численности работников | |
Основные виды деятельности – преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно - ориентационная, художественно- творческая. 1) верно 2) неверно | |
К факторам концепции качества трудовой жизни относятся 1) безопасность и здоровые условия труда 2) правовая защищенность работника 3) достойное место работы и жизни человека 4) все ответы верны | |
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) учитывает: 1) заработную плату 2) возраст 3) уровень образования | |
Потребность – это: 1) ощущение физического недостатка чего-либо; 2) ощущение физического и психологического недостатка чего-либо; 3) ощущение психологического недостатка чего-либо; | |
Теории мотивации основываются на: 1) удовлетворении потребностей; 2) получении вознаграждения; 3) удовлетворении потребностей и получении вознаграждения; | |
Мотивация – это: 1) совокупность принципов и методов управления; 2) метод, в котором используется накопленный опыт и допущения насчет будущего; 3) процесс побуждения себя и других к действию; | |
Примером первичных потребностей является: 1) потребность в уважении; 2) потребность в любви; 3) потребность в пище; | |
А. Маслоу выделяет потребности : 1) внешние и внутренние; 2) первичные и вторичные; 3) роста и развития; | |
Двухфакторная теория мотивации принадлежит 1) А. Маслоу; 2) Ф. Герцбергу; 3) К. Альдерферу. | |
Рабочая сила включает занятых и безработных. 1) да; 2) нет | |
Трудовой потенциал - это… 1) совокупная способность к труду трудовых ресурсов 2) неработающее население 3) предприятия и организации | |
Типы миграции 1) социальная; 2) экономическая; 3) межгосударственная | |
Характеристики трудового потенциала: 1) здоровье, образование, нравственность; 2) уровень дохода, работоспособность, географическое положение | |
Повышением эффективности руководства не является: 1) развитие инициативы и предприимчивости; 2) низкая степень внедрения научной организации труда; 3) повышение организованности труда; 4) постоянное повышение квалификации сотрудников | |
Критериями при определении экономической эффективности управления могут быть: 1) сокращение численности работников; 2) соотношение между доходами и суммарными издержками; 3) соотношение объема продукции (услуг) за определенный период и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции; 4) повышение квалификации работников | |
Максимальная эффективность трудовой деятельности наблюдается на стадии: 1) полной компенсации и конечного порыва; 2) оптимальной работоспособности; 3) врабатываемости; | |
Развитие производства благотворно влияет на воспроизводство населения, повышение его материального и духовного уровня 1) да 2) нет | |
Психофизиологические основы трудовой деятельности изучают 1) логистика 2) менеджмент 3) эргономика | |
Определение потребности в персонале через затраты труда может осуществляться 1) методом прямого расчета; 2) нормативным методом | |
Категория работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание 1) руководители 2) специалисты 3) служащие 4) рабочие | |
Обширный и устойчивый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки 1) специальность 2) профессия 3) квалификация 4) должность | |
Если численность работающих не изменилась, а объём товарной продукции вырос на 10%, то выработка на одного работающего… 1) увеличилась на 15% 2) не изменилась 3) увеличилась на 10% 4) уменьшилась на 10% | |
Функция заработной платы, направленная на повышении заинтересованности работников в развитии производства 1) воспроизводственная 2) стимулирующая 3) учетно-производственная | |
Категория работников, занятых инженерно-техническими, экономическими, юридическими видами работ 1) руководители 2) специалисты 3) служащие 4) рабочие | |
Степень овладения работником той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях 1) специальность 2) профессия 3) квалификация 4) должность | |
Если численность работающих на предприятии уменьшилась на 15%, а объём товарной продукции не изменился, то выработка на одного работающего… 1) увеличилась на 15% 2) не изменилась 3) увеличилась на 10% 4) уменьшилась на 15% | |
Заработная плата в денежном исчислении, полученная работником за определенный промежуток времени 1) средняя 2) номинальная 3) реальная | |
Эта оплата труда производится по сдельным расценкам в пределах установленной нормы выработки, а за выполнение работы сверх нормы – по повышенным сдельным расценкам 1) простая сдельная 2) сдельно-премиальная 3) сдельно-прогрессивная 4) аккордно-премиальная | |
Количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним работником (бригадой) за определенное время 1) норма времени 2) норма выработки 3) норма обслуживания 4) норма управляемости | |
Особенности функционирование рынка труда: 1) неотделимость прав собственности на товар, 2) высокая степень индивидуализации сделок 3) все ответы верны | |
Одной из функций рынка труда является: 1) установление равновесных ставок заработной платы; 2) снижение налогов; 3) кредитование работников | |
Механизм рынка труда включает следующие элементы: 1) цена рабочей силы, 2) спрос на рабочую силу, 3) конкуренция. 4) все ответы верны 5) нет правильного ответа | |
Зависимость спроса на рабочую силу от его цены называется эффектом масштаба и эффектом замещения 1) да 2) нет | |
Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями. 1) да; 2) нет. | |
Предложение рабочей силы на каком-то определенном рынке должностей прямым образом связано 1) со ставками заработной платы, доминирующими на этом рынке. 2) с конкуренцией предприятий 3) с экономическим подъемом | |
Если рыночная заработная плата ниже рыночного равновесия, то 1) спрос будет высоким, а предложение — низким и спрос будет превышать предложение. 2) спрос будет низким, а предложение- высоким | |
Эффект замены связан со склонностью индивида 1) уменьшать время работы; 2) увеличивать время работы вместе с ростом ставки заработной платы. | |
Пожизненный найм характерен: 1) шведской модели рынка труда; 2) американской; 3) японской. | |
Уровень заработной платы, за которым следует эффект дохода 1) индивидуальный; 2) коллективный; 3) рыночный. | |
Неформальная занятость- это занятость 1) торговлей на улицах, 2) вещевых рынках, 3) по объявлениям, 4) все ответы верны, 5) нет правильного ответа. | |
Экономические последствия безработицы: 1) недовыпуск продукции, 2) снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, 3) снижение уровня заработной платы занятых, 4) увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных. 5) все ответы верны. | |
Социальные и психологические последствия безработицы: 1) усиление политической нестабильности в обществе; 2) появление высококвалифицированных работников; 3) экономический рост. | |
Доля численности экономически активного населения : это соотношение численности занятых и безработных к общей численность населения. 1) да; 2) нет. | |
Организация труда –это достижение наилучших результатов использования живого труда в процессе производства. 1) да 2) нет | |
Выполняемая работа должна подвергаться 1) анализу конкурентов; 2) персональному учету; 3) общественному контролю. | |
Основными признаками управленческого разделения труда являются: 1) состав и содержание функций управления; 2) характер решаемых задач; 3) технологическая однородность работ; 4) состав управляемых объектов; 5) все ответы верны; 6) нет правильного ответа. | |
Направления НОТ: 1) разработка рациональных форм разделения труда, нормирование труда, стимулирование, укрепление трудовой дисциплины; 2) обучение персонала, анализ внешней среды, миграция. | |
Максимальная производительность и минимальное утомление достигается при предельном ограничении движений. 1) да; 2) нет. | |
Основные цели аттестации: 1) контроль деятельности предприятия; 2) повышение эффективности производства, качества выпускаемой продукции и рациональное использование основных фондов и трудовых ресурсов; 3) реорганизация предприятия. | |
Укрепление трудовой дисциплины осуществляется методами: 1) убеждения, стимулирования и принуждения; 2) планирования, контроля, активизации. | |
Все элементы и подсистемы, обеспечивающие непосредственный производственный процесс создания материальных благ или оказания услуг относят к 1) управляемой системе; 2) управляющей системе | |
Российская модель менеджмента приближается к: 1) американской; 2) японской; 3) смешанной. | |
Какой параметр внутренней среды организации является центральным фактором в любой системе управления? 1) цель; 2) структура; 3) задача; 4) персонал; | |
Элементами внутренней среды организации являются: 1) поставщики; 2) корпоративная культура; 3) состояние экономики страны; | |
Характеристики этапа входа функционирования организации как системы: 1) работники; 2) капитал; 3) сырье и материалы; | |
Как связаны понятия «цель» и «стратегия»? 1) цель является средством реализации стратегии; 2) стратегия является причиной существования цели; 3) стратегия является средством достижения цели; | |
Менеджмент – управление в условиях рынка. Рыночная экономика – это … 1) хозяйственная зависимость; 2) использование устаревшей информационной базы; 3) ориентация фирмы на спрос и потребление рынка. | |
Прибыль распределяется в соответствии с трудовым вкладом в. 1) открытом акционерном обществе; 2) акционерных обществах; 3) товариществах; 4) кооперативах. | |
Основным отличием команды от обычной рабочей группы является: 1) наличие лидера; 2) размер; 3) групповое единомыслие; 4) наличие ролевой структуры; 5) наличие синергетического эффекта |
Правильное утверждение пометить - 1
Неправильное - 0