Процесс и функции управления качеством
Процесс управления качеством осуществляется путем реализации управленческих функций в состав которых входят планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом.
Эти функции тесно связаны между собой и их последовательная реализация охватывает все этапы: исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс представляют в виде так называемой «петли качества».
Петля качества
Понятие «петли качества» является центральным в организации деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных стандартах ИСО 9000.
Характерной особенностью «петли качества» является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследования рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся снова
Система качества |
Планирование качества | Управление качеством | Обеспечение качества | Улучшение качества |
1.Маркетинг; поиски и изучение рынка | ||||||||||
| 2.Разработка продукции | |||||||||
11.Утилизация | ||||||||||
10.Техническая помощь в обслуживании | 3.Материально- техническое снабжение |
9.Монтаж и эксплуатация | 4.Подготовка и раз- работка производ- ственных процессов |
8.Реализация и распределение | 5.Производство | ||||||||
6.Контроль | |||||||||
7.Упаковка и хранение | |||||||||
с маркетинга, но уже с учетом возможных изменений требований рынка, предпочтений и пожеланий покупателей.
Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов «петли качества» неминуемо приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия.
Современная концепция управления качеством
Тенденции общественно-экономического развития
Общественно-экономическое развитие мирового сообщества характеризуется тремя новыми тенденциями, изменившими роль качества в развитии современного мира и отношение к нему.
Первая тенденция заключается в глобализации, интернационализации и открытости мирового рынка, ужесточении конкуренции на нем.
Вторая тенденция вызвана повышением активности покупателей в развитии рынка (как «рынка покупателя») с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей и пожеланий.
Третья тенденция связана с изменением условий конкуренции на рынке. С одной стороны, производитель должен нести затраты, чтобы удовлетворить требования покупателя к качеству продукции. С другой – в противоречие вступает рыночная цена, которую может оплатить покупатель.