Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации

Сегодня практически на всех предприятиях установлены персональные компьютеры. Их применение значительно упрощает работу бухгалтера, сокращает затраты времени на обработку первичной документации и сводных данных, ускоряет расчеты.

Применение комплексной автоматизации дает возможность повысить аналитичность учета, вести его в масштабе реального времени, дифференцировать отчетные показатели в зависимости от вида и уровня принимаемых решений, оперативно и гибко реагировать на изменяющиеся условия хозяйственной и другой деятельности предприятия, открывает новые пути для разработки и внедрения более эффективной технологии обработки данных.

В частности, на ООО «Цезарь» применяется программное обеспечение «1С: Предприятие 7.7». Эта программа значительно облегчает труд бухгалтера, позволяет ускорить процесс составления налоговых отчетов, позволяет оперативно получить необходимую информацию по состоянию товарных запасов, наличие денежных средств и т.д.

«1С: Предприятие 7.7» – это инструментальная система, представляющая собой совокупность механизмов, предназначенных для манипуляции различными типами объектов предметной области. Набор всех возможных функций, алгоритмы расчетов определяет конфигурация. Она является открытой и доступной для внесения в нее любых изменений.

Для проведения анализа хозяйственной деятельности организации максимально подходит программа Microsoft Excel для Windows. Это одна из самых популярных сегодня программ электронных таблиц. Программа позволяет вычислить суммы по столбцам и строкам таблиц, подсчитать среднее арифметическое, банковский процент или дисперсию. С ее помощью ведут разнообразные списки, каталоги и таблицы, составляют финансовые и статистические отчеты. Она доступна для начинающих пользователей, и одновременно может служить приемлемым инструментом для опытных разработчиков благодаря наличию микрокоманд и возможности вставки модулей Visual Basic for Application.

Для проведения анализа очень удобны сводные таблицы. При создании сводной таблицы в нее включаются все нужные поля из исходного списка или таблицы. Сводная таблица создается на основе данных из: отдельного списка или базы данных Microsoft Excel, файла базы данных, созданного внешним приложением, нескольких объединенных таблиц, другой сводной таблицы какой-нибудь книги. Сводные данные в таблице вычисляются на основе выбранной функции. Промежуточные и общие итоги помещаются в таблицу автоматически. Для проведения анализа по стандартным методикам данные отчетности организации вводятся вручную в электронную таблицу по заранее настроенным формам. Предусматривается также возможность импорта данных из различных бухгалтерских программ.

В ООО «Цезарь» используется система «Клиент-Банк», которая позволяет без посещения филиала (путем представления документов в электронном виде с проставлением электронной цифровой подписи) осуществлять широкий спектр операций, таких как:

– проведение платежей посредством платежных поручений, требований, требований-поручений, чеков, аккредитивов;

– получение в любой момент времени информации об исполнении распоряжений и состоянии лицевых счетов;

– получение выписок по счетам;

– ведение архива переданных в банк платежных документов;

– получение оперативной информации о состоянии картотек «Расчетные документы, не оплаченные в срок», «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».

Оснащение различной техникой, позволяет экономить управленческие и накладные расходы, проводить более эффективное внутрифирменное планирование, управление и контроль. Обеспечить руководителя как можно быстрее необходимой ему достоверной информацией для принятия оперативных решений возможно с помощью новейших технических средств. Руководитель в своей деятельности использует различные технические средства для принятия управленческих решений.

В ООО «Цезарь» установлена телефонная мини АТС, позволяющая параллельно подключить городской телефон в несколько отделов и выполнять следующие функции:

1) внутренние телефонные звонки;

2) перевод входных звонков из города на другие внутренние номера;

3) при занятости городской линии устанавливать автоматически очередь на выход в город.

В то время, когда в ООО «Цезарь» есть электронная почта Интернет, многие сотрудники продолжают использовать факс. В ООО «Цезарь» находится факс. Использование факса иногда нельзя трактовать как недостаток, так как у получателя факса может не быть электронной почты. Однако использование факса, при описанной выше проблеме, часто парализует телефонную систему на 2 – 3 часа.

Появление локальной сети и глобальной сети Интернет году и дальнейшее её развитие положительно повлияло на работу ООО «Цезарь». Сократились затраты времени и средств так как локальная сеть позволяла:

1) Быстро производить переустановку программного обеспечения;

2) Сократить расходы на приобретение дискет, CD-ROMов, принтеров, жестких дисков;

3) Посылать и получать электронную почту;

4) Поучать и использовать новейшую информацию из глобальной сети Интернет;

5) Сократить обслуживаемый персонал.

Индивидуальное задание

2.1 Анализ финансово – экономической деятельности организации

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение организации является его платежеспособность.

Платежеспособность - это возможность своевременно погашать свои платежные обязательства имеющимися в наличии денежными ресурсами.

В качестве показателей для оценки платежеспособности субъектов хозяйствования используются:

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

- коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) характеризует общую обеспеченность субъекта хозяйствования оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств (сравнивает часть активов, которая относительно скоро – как правило, в срок до одного года – будет превращена в деньги, с величиной относительно скоро наступающих обязательств) и рассчитывается по формуле:

Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru , (2.1)

где КА – краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса);

КО – краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

К1 (2014 г.) = 8314 Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 7261 = 1,15

К1 (2015 г.) = 8291 Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 7403 = 1,12

В ООО «Цезарь» величина его на начало 2015 года составляет 1,15, на конец – 1,12. Допустимое минимальное значение для организаций данной отраслевой принадлежности – 1,3.

Фактическое значение (1,15 и 1,12) коэффициента текущей ликвидности ООО «Цезарь» за 2014-2015 гг. ниже данного уровня (1,3), то это является одним из оснований признания организации неплатежеспособной.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) рассчитывается как отношение суммы итога раздела III бухгалтерского баланса и итога IV бухгалтерского баланса за вычетом итога раздела I бухгалтерского баланса к итогу раздела II бухгалтерского баланса по следующей формуле:

Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru , (2.2)

где СК – собственный капитал (строка 490 бухгалтерского баланса);

ДО – долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);

ДА – долгосрочные активы (строка 190 бухгалтерского баланса);

КА – краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса).

К2 (2014 г.) = (4071+1179-4197) Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 8314 = 0,13

К2 (2015 г.) = (5128+737-4977) Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 8291 = 0,11

На начало 2015 года данный коэффициент составил: 0,13, на конец отчетного периода – 0,11. В отрасли установлено нормативное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 0,2. Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами ООО «Цезарь» за 2011-2015 г. ниже нормативного, что говорит о финансовой неустойчивости организации.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) характеризует способность субъекта хозяйствования рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и определяется по формуле:

Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru , (2.3)

где КО – краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса);

ДО – долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);

ИБ – итог бухгалтерского баланса (строка 300).

К3 (2014 г.) = (537261+1179) Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 12511 = 0,67

К3 (2015 г.) = (7403+737) Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 13268 = 0,61

В Республике Беларусь нормативное значение данного коэффициента для всех отраслей составляет не более 0,85. Чем ниже его значение, тем лучше. Смысл состоит в том, что обязательства не должны превышать 85 % общей стоимости активов, иначе наступает реальная угроза ликвидации (банкротства). Обоснованность уровня в 85 % не вполне очевидна, однако вероятно, что этот 15-процентный допуск сделан с учетом возможных различий в учетной и рыночной стоимости активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами составил в 2014 г. - 0,67, в 2015 г. – 0,61, что меньше максимального значения для организаций данной отраслевой принадлежности – 0,85. Следовательно, организация в достаточной степени обеспечила свои финансовые обязательства активами. Оценка показателей финансового состояния ООО «Цезарь» за 2011-2015 гг. представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика показателей финансового состояния ООО «Цезарь» за 2014-2015 гг.

Показатель 2014 г. 2015 г. норматив Отклонение норматива от
2014 г. 2015 г.
Коэффициент текущей ликвидности (К1) 1,15 1,12 Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 1,3 -0,15 -0,18
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) 0,13 0,11 Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 0,2 -0,07 -0,09
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) 0,67 0,61 Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 0,85 -0,18 -0,24

Примечание – Источник: собственная разработка

Анализ коэффициентов платежеспособности свидетельствует о том, что коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2014 г. – 0,13, что на 0,07 ниже норматива; в 2015 г.– 0,11, что на 0,09 ниже норматива. Коэффициент текущей ликвидности в 2014 г. составил 1,15, что на 0,15 ниже норматива, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами в 2015 г. составил 0,61, что в пределах нормы.

ООО «Цезарь» способно рассчитаться по финансовым обязательствам после реализации активов. Об этом говорит значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на уровне нормативного.

Все основные показатели, характеризующие финансовое состояние, по со­стоянию на 01.01.2016 года имеют значение ниже нормативного (кроме коэф­фициента КЗ), что свидетельствует о том, что структура баланса неудовлетворительная, а организация – неплатежеспособная.

2.2Пути увеличения финансово – экономических показателей ресторана «Кавказская пленница»

На основании проведенного анализа финансово – экономических показателей ресторана «Кавказская пленница» рассмотрим основные мероприятия по их увеличению.

В ресторане должна быть создана гибкая система скидок.

1) Скидка на бизнес-ланчи с 11 до 12 часов. Размер скидки 10% только в рабочие дни (270 дней в году).

Планируемый прирост реализации бизнес-ланчей в среднем в два раза. Количество потребителей, пользующихся услугами бизнес-ланча с 11 до 12 часов – 6 чел. С введение скидки реализация бизнес-ланчей составит 12. Средняя стоимость бизнес-ланча – 70 000 руб.

Проведем расчет экономической эффективности:

(70 тыс. руб. – 70 тыс.руб. х 10% Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 100%) х 6 чел. х 270 дней = 102,06 млн. руб.

2) Скидка на продукцию ресторана с 16 до 18 часов

Размер скидки 20% только в рабочие дни (270 дней в году). Планируемый прирост товарооборота в среднем 25%. Товарооборот ресторана с16 до 18 часов в рабочие дни – 9,3 млн. руб.

Рассчитаем эффективность:

Э = (9,3 – 9,3. х 20% Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 100%) х 25% : 100% * 270

Э = 502,2 млн. руб.

3) Скидка постоянным клиентам по карте «Любимый гость».

Постоянные клиенты, посещают ресторан 2-3 раза в неделю. По словам официантов их количество составляет в среднем 50 человек, поэтому предполагается первоначально выпустить 50 карт постоянных клиентов.

Затраты на выпуск карт составят 2,5 млн. руб. (50000 х 50).

Карта постоянного клиента будет давать постоянную скидку в размере 5% на продукцию ресторана. Предполагается, что увеличится посещаемость ресторана постоянными клиентами, а также их спутниками. Предполагаемое увеличение товарооборота составит 10%.

Средний чек в ресторане составляет 600 000 руб.

Товарооборот на постоянных потребителей:

600000 х 50 чел. х 156 дней = 4680 млн. руб.

Сумма скидки: 4680 х 5% Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 100% = 234 млн. руб.

Прирост товарооборота (4680 – 234) х 10% Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru 100% = 444,6 млн. руб.

Экономический эффект от внедрения скидок составит:

Эф = Д – Р, (2.4)

где Д - доход, млн.руб.;

Р – расходы на внедрение мероприятия, млн.руб.

Эф = (102,06 + 502,2 + 444,6) – 2,5 = 1048,86 – 2,5 = 1046,36 млн. руб.

Таким образом, экономический эффект от реализации мероприятий по увеличению прибыли ресторана составит 1046,36 млн. руб.

В ходе проведения анализа финансово – экономических показателей ресторана особое внимание следует уделять выявлению и мобилизации возможностей и прогнозных резервов роста прибыли за счет увеличения объема оказанных услуг, улучшения его структуры, сокращения и предупреждения товарных потерь, снижения уровня издержек обращения и налогов, взимаемых за счет валового дохода и т.д.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru П) и снижение себестоимости товарной продукции (Р Анализ информационных технологий, используемых в коммерческой деятельности в организации - student2.ru С).

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую) прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

Р↑ПVРП = Р↑VРПi × Пiфед.,(2.5)

Резервы роста прибыли ресторана «Кавказская пленница» за счет увеличения объема реализации продукции представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции на 2016 г.

Вид продукции Резерв увеличения объема реализации, ед. Фактическая сумма прибыли на 1 ед. за 2015 г., тыс.руб. Резерв увеличения суммы прибыли, млн.руб.
Ребрышки к пиву «Хрустальное» 3,2 11,8
Салат «Ковчег» 2,9 7,4
Блины с грибами 2,2 5,3
Мачанка с драниками 18,9 28,7
Итого     53,3

Примечание – Источник: собственная разработка

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Р↑ПС = ∑(Р↓Сi (VРП + Р↑VРПi))., (2.6)

Резервы роста прибыли ресторана «Кавказская пленница» за счет увеличения объема реализации продукции представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Резервы увеличения суммы прибыли планируемого года за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции Резерв снижения себестоимости 1 ед. продукции, тыс.руб. Планируемый объем реализации продукции, ед. Резерв увеличения суммы прибыли, млн.руб.
Ребрышки к пиву 1,5 23,6
Салат «Ковчег» 1,3 25,3
Блины с грибами 0,8 7,7
Мачанка с драниками 3,6 30,0
Итого     86,5

Примечание – Источник: собственная разработка

В заключение анализа необходимо обобщить выявленные резервы роста прибыли в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Обобщение резервов увеличения суммы прибыли

Источник резервов Вид продукции Всего
Ребрышки к пиву Салат «Ковчег» Блины с грибами Мачанка с драниками
Увеличение объема продаж, млн.руб. 11,8 7,4 5,3 28,7 53,3
Снижение себестоимости продукции, млн.руб. 23,6 25,3 7,7 30,0 86,5
Итого 35,4 32,7 13,0 58,7 139,8

Примечание – Источник: собственная разработка

Таким образом, общий резерв увеличения прибыли составляет 139,8 млн.руб., в том числе: по ребрышкам к пиву - 35,4 млн.руб., салату «Ковчег» – 32,7 млн.руб., блинам с грибами — 13,0 млн.руб., мачанке с драниками – 58,7 млн.руб.

Заключение

Объектом прохождения практики является ООО «Цезарь» ресторан «Кавказская пленница».

Проведенный анализ основных экономических показателей показал, что в целом наблюдается отрицательная тенденция динамики экономических показателей предприятия.

В 2015 г. по сравнению с 2014 г. снижение выручки ООО «Цезарь» составило 1576 млн. руб., себестоимости – 675 млн. руб.; прибыль от реализации снизилась – на 1882 млн. руб., что свидетельствует о снижении эффективной работы предприятия в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Снижение выручки обусловлено уменьшением объемов производства и продаж.

Чистая прибыль в 2015 году снизилась почти в 3 раза по сравнению с 2014 г. и составила 843 млн. руб. Если сравнивать показатели динамики себестоимости реализованной продукции с темпами роста выручки от реализации, то следует вывод, что в 2015 г. темпы роста себестоимости реализованной продукции превышают рост выручки от реализации, это говорит об ухудшении финансового состояния предприятия. Исходя из показателей себестоимости и прибыли реализованной продукции видно, что уровень рентабельности реализованной продукции в 2015 году снизился на 4,47 п.п. по сравнению с 2014 г., что говорит об отрицательной тенденции развития предприятия.

Анализируя динамику реализованной продукции за 2014-2015 гг. видно, что в 2015 г. общая сумма реализованной продукции снизилась по сравнению с 2014 г. на 6,27 %, что составило 1576 млн. руб.

Анализ финансового состояния показал, что все показатели - коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше нормативного значения, а коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами в пределах нормы, следовательно, структура баланса признается неудовлетворительной, а ООО «Цезарь» является неплатежеспособной организацией.

Обеспеченность трудовыми ресурсами в целом по организации в 2015 г. по сравнению с 2014 выросла соответственно на 5,6%. Наблюдается увеличение численности работников наблюдается по всем категориям, в том числе по рабочим, неизменным остается только количество руководителей предприятия. Заработная плата в абсолютной сумме всех категорий персонала по сравнению с прошлым годом возросла. Так, заработная плата персонала увеличилась в динамике на 676,7 млн.руб.

Основными мероприятия по увеличению финансовых показателей являются:

- скидка на бизнес-ланчи с 11 до 12 часов. Размер скидки 10% только в рабочие дни (270 дней в году);

- скидка на продукцию ресторана с 16 до 18 часов – 20 %;

- скидка постоянным клиентам по карте «Любимый гость».

Наши рекомендации