Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя

;

В основе производственной деятельности людей лежат их потребности. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности человека. Поэтому для того, чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен производить необходимые ему продукты и услуги. Следовательно, цель любого общественного производства состоит в создании продуктов (товаров) и услуг для удовлетворения потребностей членов общества. Таким образом, потребности являются предпосылкой производства, а потребление – его конечной целью.

Потребности носят объективный характер и зависят от уровня развития производительных сил общества. Чем выше уровень потребностей, тем должен быть выше уровень производства, а новый уровень производства вызывает к жизни еще более высокий уровень потребностей. Взаимосвязь и взаимозависимость между производством и потреблением находит выражение в объективном экономическом законе возвышения потребностей.

Потребности классифицируются определенным образом (рис.1.).

Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя - student2.ru

В чем же состоят потребности?

1. Материальные потребности - в пище, одежде, жилье и т.д., а духовные потребности - в образовании, информации, культурном досуге и т.п.

2. Производственные потребности - в средствах производства, рабочей силе, производственной инфраструктуре, а личные - в предметах потребления.

3. Первичные потребности (питание, одежда, жилье и т.п.) подлежат удовлетворению в первую очередь, они не могут быть заменены другими, а вторичные потребности удовлетворяются после первичных и могут быть заменены другими (например, кино, театр, дискотека и т.п.).

4. Абсолютные потребности – весь набор потребностей, в том числе и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время, так как уровень производства не позволяет их произвести; а действительные потребности могут быть удовлетворены при данном уровне производства. Потребности, подлежащие удовлетворению выступают в форме платежеспособного спроса (есть и деньги, и товар, и желание купить). Фактически удовлетворяемые – потребности, которые удовлетворены при данном масштабе и структуре производства.

Следует отметить, что существование потребностей предполагает наличие необходимых для их удовлетворения средств, которые называются благами. К таким благам относятся все материальные вещи и услуги, естественные природные условия (воздух, свет, вода), которые используются для удовлетворения человеческих потребностей. Поэтому выделяют свободные блага – средства, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека (солнечное тепло, атмосферный воздух и т.д.); и экономические блага – средства, которые можно получить в ходе производственной деятельности человека (или которые опосредованы деятельностью человека). Экономические блага ограничены по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Классификация благ представлена на рис. 2.

 
  Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя - student2.ru

В чем же состоит суть, представленных в классификации благ?

1. Общественные блага - фундаментальные научные исследования, национальная оборона, охрана порядка и т.д. Эти блага доступны всем в равной степени, нет конкуренции при их потреблении. Необщественные блага – те, которые удовлетворяют производственные и личные потребности и в их потреблении всегда присутствует конкуренция.

2. Материальные благасостоят из полезных материальных вещей и прав на их владение и использование (естественные дары природы, земля, вода, продукты сельского хозяйства, здания, сооружения, продукция отраслей промышленности и строительства, долговые обязательства (векселя, паи), права пользования (гражданские привилегии, право проезда и т.п.). Нематериальные благавключают в себя качества, способности, предприимчивость человека, деловые связи, репутацию человека в обществе.

3. Долговременные благамогут быть использованы для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, т.е. они потребляются постепенно (производственное оборудование, машины, холодильники, телевизоры и т.д.). Недолговременные блага могут удовлетворять данную потребность лишь один раз, т.е. они полностью потребляются в одном процессе использования (пища, сырье, материалы и т.д.).

4. Взаимозаменяемые благамогут заменять друг друга в удовлетворении некоторой потребности (масло и маргарин). Взаимодополняемые блага в состоянии удовлетворить некоторую потребность лишь тогда, когда они используются вместе (автомобиль и бензин, видеомагнитофон и кассета и т.п.).

5. Настоящие блага находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта и удовлетворяют потребность сегодня, в настоящем времени. Будущие блага – те, которыми субъект может располагать лишь в будущем.

6. Прямые благаудовлетворяют непосредственно (прямо) какую-то потребность (пища, одежда, бытовые предметы). Косвенные блага удовлетворяют потребность лишь как средство создания других благ (средства производств в процессе производства).

Следует отметить, что из всей совокупности потребностей следует выделить экономические потребности, то есть те, которые удовлетворяются продуктами труда, человеческой деятельности, являющимися экономическими благами. При товарно-рыночном производстве экономические потребности лежат в основе такого понятия как спрос. Спрос представляет собой не всякую, а платежеспособную потребность, т.е. потребность, которая обеспечена необходимыми денежными средствами.

В условиях рыночной экономики потребителю приходится делать выбор между различными видами товаров (благ). В связи с этим выделяют такое понятие как потребительское поведение.Потребительское поведение - это формирование спроса потребителей на различные товары и услуги, в результате чего потребитель как бы оценивает работу производителя. Так, если потребитель за товар отдает деньги, да причем столько, чтобы покрыть затраты производителя, то тем самым деятельность производителя признается общественно-полезной для общества. Если же потребитель не купил товар, то производитель разоряется. Поэтому, анализируя поведение потребителей, целесообразно учитывать их желания, предпочтения, возможности.

Каждый потребитель должен ранжировать свои потребности и принимать личное решение о покупке нужного ему товара (блага). Это в свою очередь определяет экономическое поведение производителя, его поведение в производстве товаров и услуг. Самостоятельность или "суверенитет потребителя" предполагает, что результаты деятельности производителя оценивает потребитель, а производитель при этом координирует свою деятельность, приспосабливаясь под спрос. В свою очередь свобода потребительского выбора на рынке ограничена двумя факторами: ценами и доходами.

Рациональным потребителем принято считать потребителя, для которого целью является потребление таких экономических благ, которые при определенных ценах и доходе могли бы лучшим образом удовлетворить его потребности. При этом следует учитывать, что каждый потребитель имеет свои предпочтения и стремится выбрать для себя наиболее предпочтительный набор товаров при своем ограниченном доходе и заданном уровне цен. Поэтому выбор потребителя заключается в стремлении так распределить свою покупательную способность, чтобы получить максимальную полезность от потребляемых благ и услуг.

Наши рекомендации