Основы современной типологии предприятий ресторанного бизнеса
По совокупности характеристик меню и цикла производства и обслуживания различают полносервисные предприятия и специализированные. А также выделяют несколько типов предприятий.
Типпредприятия общественного питания — совокупность общих характерных признаков производственно-торговой деятельности заведения общественного питания.
Ресторан — предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Бар — предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Кафе — предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.
Столовая — общедоступное пли обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Закусочная — предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.
Полносервисноепредприятие общественного питания – разновидность предприятия общественного питания с обслуживанием официантами и значительной частью фирменных и заказных кушаний и (или) напитков в продукции собственного производства. Полносервисными, как правило, являются рестораны, бары, кафе. К полносервисным относят такие рестораны, для которых характерно обширное меню, содержащее значительное количество фирменных блюд, приготовленных непосредственно в ресторане с использованием сырых и свежих ингредиентов и попадающих в разряд haute cuisine.
В экономически развитых странах в полносервисных ресторанах в основном представлена французская и северо-итальянская кулинария, которые, по мнению экспертов, считаются лучшими в мире, а также китайская, считающаяся самой изысканной. Уровень обслуживания также предельно высок. Исключительно высокая конкуренция в верхнем сегменте ресторанного бизнеса приводит существенному снижению доходности. Так, в одном из наиболее известных ресторанов Нью-Йорка «Tavern of the Green» при самом высоком среди ресторанов этого класса объеме продаж в 26 млн. долл. с 1000 мест в год средняя цена обеда составляет всего 43,5 долл. , в то время как в «московских ресторанах средний чек» – выше.
Помимо ценовых факторов конкуренция на рынке полносервисных ресторанов имеет неценовую составляющую. Например, журнал «Nation's Restaurant News» с 1980 г. проводит кампанию по выявлению лучших ресторанов США. В настоящее время рейтинговый список содержит 150 позиций и составлен на основе оценки таких показателей, как качество кухни, обслуживания, степень вышколенности персонала.
Организационно большинство полносервисных ресторанов существуют как самостоятельные, или независимые структуры, соответствующие классу «люкс» и являются фешенебельными - отвечающими требованиям лучшего вкуса и моды.
Отсутствие централизованных структур в данном сегменте ресторанного рынка объясняется несколькими факторами.
Во-первых, экономия от централизации оказывается трудно достижимой, поскольку приготовление высококачественных пищевых продуктов весьма сложный технологический процесс, требующий предельно высокой квалификации.
Во-вторых, сложности материально-технического обеспечения сети ресторанов связаны с высокими накладными расходами, что сводит на нет положительную экономию от централизации.
В-третьих, ввиду сложности приготовления блюд очень сложно обеспечить стандартность эксклюзивного блюда в сети. Полносервисные рестораны прибыльны лишь в крупных городах с высоким процентом небедного населения.
Тем не менее, будучи автономными в части производственно-хозяйственной деятельности, отдельные группы полносервисных ресторанов, существуют в виде «квазисетей» под единым названием, представляющим собой брэнд или торговую марку, что открывает для ресторанов ряд маркетинговых преимуществ.
Специализированное заведение— заведение общественного питания какого-либо типа с определенным однородным ассортиментом покупных товаров или продукции собственного производства: блюд, булочных, кондитерских изделий. К специализированным предприятиям относят рестораны, кафе, закусочные, выпускающие и реализующие специфический ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий и покупных товаров (рестораны с национальной кухней, кафе-мороженое, кафе-кондитерская, закусочная-пельменная, вареничная, шашлычная, бары — пивной, винный и др.). Категория специализированных ресторанов более многочисленна, занимает иную рыночную нишу и практически не конкурирует с фешенебельными полносервисными ресторанами, которые в отдельных случаях также могут быть специализированными, например, рестораны итальянской кухни «Olive Garden» или кухни, основанной на приготовлении морепродуктов - рестораны «Red Lobster».
Специализация способствует снижению конкурентного давления и достигается различными способами
1. Специализация посредством дифференциации меню
2. Специализация посредством дифференциации расширенного продукта