Законодательства о туризме
Ключевой задачей государственной поли тики в сфере туризма является совершенствование законодательной базы, отвечающей современным условиям и международному праву. Комитет Го судар ственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает, что закон «Об основах туристской деятельности в Российской Фе дерации » «выполнил миссию по легализации туристской сферы…
Однако, назрела необходимость принятия
целого ряда дополнительных за ко нодательных актов» [45, с. 3]. Пре дполагается,что совершенствование законодательствабудет осуществляться по следующим направлениям.
Вопервых, в современных условиях становится насущной ревизия действующей базы правовых документов, связанных u1089 с регулированием туризма, и разработка пакета нормативноправовых
актов нового поколения, в первую очередь, Федерального закона РФ «О туризме».
Вовторых, преодоление причин, сдерживающих развитие туризма, которые были раскрыты при освещении предыдущего вопроса.
Втретьих, туристская отрасль до сих пор осуществляет свою деятельность при отсутствии Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» [40] и истечении срока реализации
Концепции развития туризма в Российской Федерации [41], то есть только
на основании устаревшего Федерального закона «Об ос новах туристской деятельности в Российской федерации» [18]. Исходя из этого, ведущим направлением повышения качества нормативноправовой базы становится
выработка современной государственной политики и стратегии развития туризма. Наиболее актуальной, на наш взгляд, должна стать государственная политика: в области развития потребительского комплекса «спорт—отдых—ту ризм» с дос тижением стандарта его доступности; поддержки въездного туризма и введения механизма туристской ренты от него; включения механизма социальной поддержки туризма, использования оздоровительных
комплексов для детского отдыха и туризма; создания академического подразделения, занимающегося наукой о туризме; выработки Федеральных целевых программ «Сохранение природы и культурного наследия РФ на период 2007– 2010 гг.» и «Развитие туризма в РФ до 2015 г.».
Вчетвертых, внесение изменений в законодательство о туристской деятельности должно осуществляться при обязательном согласовании с другими нормативноправовыми актами и процессами подготовки кадров, развитием науки и культуры, деятельностью религиозных конфессий, повышением безопасности, страхованием и органами государственного управления.
Впятых, новый пакет законодательных актов должен предусматривать развитие туризма, с одной стороны, как социальнокультурной сферы, а с другой — как сферы предпринимательства (бизнеса), то есть способствовать достижению как социальных, так и экономических целей.
Вшестых, для выработки пакета нормативных актов следует сосредоточить и согласовать усилия Правительства, Академии наук, других подразделений законодательной и исполнительной власти страны. Таким образом, сформулированные нами общие направления и пути совершенствования
законодательства в сфере туризма будут способствовать более активному развитию всех видов массовых путешествий в стране в современных условиях.
В заключение отметим: исследование первоначальных основ законодательной базы и правоприменительной практики подтверждает, что благодаря им в конце прошлого — начале нынешнего столетия в России произошли коренные изменения и решительный переход от идеологически,
политически и материально деформированного в советское время туризма к новому уровню его развития применительно к условиям рыночных отношений. Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» 1996 г. легализовал и способствовал реализации потребностей общества в осуществлении не только внутреннего, но и внешнего туризма в России.
Вместе с тем, некоторая поспешность в принятии закона, недостатки
его реализации и несвоевременная корректировка под влиянием быстро меняющихся международных и внутренних условий привели к снижению эффективности правового регулирования туризма, который пока утверждается в качестве эффективной отрасли экономики России.
Выход из создавшегося положения возможен лишь на путях совершенствования законодательства о туризме с учетом преодоления допущенных ошибок и в полном соответствии с перспективами развития страны в новых условиях, а также требованиями международного права.