Глава 6. Примеры каналов внешнего влияния на страну
Ниже описаны лишь некоторые из каналов такого воздействия - и притом только на страны, находящиеся в посткоммунистическом состоянии, так как это состояние (когда происходит переход к новой структуре власти) наиболее подвержено внешним воздействиям.
Материал, приведенный в этой главе, можно рассматривать как детализацию ряда описанных в предыдущих главах общих закономерностей для обеспечения оптимального функционирования государства. Фактически, здесь мы приводим примеры как анализа конкретных ситуаций на общегосударственном уровне, так и разработки эффективных путей решения возникающих задач, основываясь на развитом нами формализме. К тому же, для читателей, которые имеют рациональный тип личности, весьма важным обстоятельством при усвоении ими новой информации является возможность ознакомления с конкретными примерами и конкретными методиками их решения (см. наш учебник "Социальные Технологии...").
Подбрасывание и обоснование "перспективных" новых идей, "проектов века" и тому подобных, которые имеют целью "связать" научные и технические кадры и финансы страны, подверженной такой "агрессии" (и направить страну на неперспективный путь развития).
Фактически, это "связывание" информации и финансов (особенно - свободных финансов - см. параграф 7.3), вовлечение их на ложные, неперспективные пути.
Характерными чертами такой "ложной проблемы" являются следующие:
· проблема должна быть доступной пониманию как общества, так и специалистов;
· в стране должны быть уже готовые и люди, и технологии к ее реализации (это можно выразить словами: "развивайте то, что уже имеете" - но оставайтесь при этом на том же уровне развития и на том же месте). Характерный пример на уровне стран СНГ: тезис о том, что разрыв связей "с другими странами СНГ" привел к ухудшению жизни, и поэтому надо возобновить старые связи; или же - тезис о необходимости комплекса социальной защиты более высокого, чем был раньше.
Что этим достигается:
a) вкладываются - замораживаются свободные финансы страны - и при этом сравнительно большие (так как "есть уже готовые наработки"), что приводит к резкому снижению запасов свободных финансов и выходу на "социально - опасные" траектории - см. параграф 7.3;
b) связываются люди, умеющие решать научные и практические задачи - тем самым уменьшается количество и качество инфраструктур, способных осуществлять "доводку" результатов К - группы до социально и экономически значимых (тем самым стимулируется отрыв К - группы от общества);
c) формируется рынок ("рыночная среды"), неадекватный современным требованиям;
d) формирование неправильных целей, задач и методов их решения (на уровне уже всего общества).
Противодействие заключается в стимулировании развития национальной К - группы и создании инфраструктур для роста и укрепления ее связей с остальной массой общества. Например, это могут быть такие "мероприятия":
a) хорошо организованные потоки информации как к пользователю, так и от него - к обществу;
b) вкладывание свободных финансов в ученых (координаторов), разрабатывающих самые разные подходы, проблемы и методы, особенно те, которые в настоящий момент "не получили признания" (ибо только такие решения могут обеспечить место на "Мировом Рынке" - и, следовательно, наибольшую прибыль в случае успеха данного исследования)[65];
c) вкладывание свободных финансов в предварительное теоретическое исследование вопроса;
d) перенос теоретической проработки (а также и экспериментальной), а также и проведение научной экспертизы из государственных учреждений (например, Национальной Академии Наук) в университеты, технологические вузы и консультационные фирмы разного уровня и разной формы собственности, так как только в них может быть достигнута необходимая широта охвата проблемы, особенно в случае необходимости получения экспертного заключения[66];
e) на стадии технологической проработки и далее - отдавать "дело" в руки частных и негосударственных фирм: ибо на этом этапе "новое" должно быть адаптировано в социально - экономическую среду, а это возможно лишь тогда, когда некоторое количество людей (преимущественно - тиражировщиков, но также и некоторое количество координаторов) свяжут с этим "новым делом" достаточно продолжительный период своей жизни;
f) принципиальный пересмотр понятия "секретность" и связанных с этим мероприятий.
Примеры нескольких "ложных целей":
a) "необходима социальная защита (всех!) при переходе к рынку";
b) "Рынок" - но при отсутствии рынка рабочей силы (квартирный вопрос - и полное отсутствие в зарплате компоненты на оплату найма квартиры!) и прописки;
c) "национализм - это всегда (!) плохо" (или "хорошо", - в зависимости от политических убеждений говорящего);
d) "все объединяются - а мы разъединяемся";
e) "надо восстановить разорванные связи в СНГ - и жить сразу станет легче".
Примеры можно множить - они остаются без изменения на протяжении всего времени существования Украины как независимого государства. Далее - уже более кратко - опишем еще несколько видов каналов воздействия на страну.
Широкая раздача иностранными государствами и частными фондами Грантов и целевой финансовой поддержки как под конкретные Проекты, так и тем координаторам, которые могут сформировать Национальную К - группу (естественно, широта охвата по необходимости будет значительно шире).
Достигается:
a) отрыв К - группы от местного социума;
b) получение более дешевой, чем в стране - "агрессоре", высококачественной рабочей силы;
c) ориентирование К - группы на задачи чужой страны (и пойдут члены К - группы на это: ведь наметятся интересные задачи и появятся возможности для их осуществления!);
d) возрастает отрыв К - группы от местных тиражировщиков, поскольку последние просто не смогут (!) понять результатов К - группы (так как: 1) эти результаты будут ориентированы на использование в чужой стране и 2) образовательный уровень тиражировщиков резко снизится и станет недостаточным);
e) ориентирование национальной системы подготовки и отбора лучших кадров на задачи другой страны (то есть - отрыв системы образования от нужд своей страны);
f) создание изолированной от своей страны (то есть - фактически закрытой!) информационной сети (преимущественно - частной);
g) ориентирование общественного мнения на престижность либо работы по Грантам в своей стране, либо - работы за границей;
h) создание предпосылок для внедрения чужой культуры и чужого образа жизни (мотив: надо с детства готовить себя к жизни "там");
i) создание "комплекса неполноценности" у нации (и тогда - своему Правительству, Президенту и Парламенту народ не верит; кстати, при этом еще достигается дополнительно: ненависть социума к специалистам высшей квалификации, и, как результат, - эти специалисты отторгаются обществом и вынуждены создавать "свой клуб", а также искать поддержки за пределами своей страны, что приведет к "расслоению" нации, разделению ее по признаку, например, "реализованного интеллекта");
j) в стране создаются условия (как в техническом, так и в социальном плане) для ориентации на покупку у чужой страны новых технологий, товаров, и т.п., - то есть страна - "агрессор" готовит себе тем самым рынок сбыта (причем - далеко не самой современной продукции).
Противодействие: формирование и развитие национальной К - группы и усиление ее связи с "Мировой К - группой". Это - общее направление, а среди частных задач можно выделить такие:
a) создание развитого информационного пространства внутри страны;
b) подключение к международному информационному пространству (в том числе - создание международных журналов (научных, посвященных искусству и т.п.), обеспечение издания внутри страны, а также перевода и издания за границей современных монографий отечественных авторов[67]);
c) создание структур (а также - условий для их образования) по законодательному закреплению и охране прав на интеллектуальную собственность и авторские права;
d) создание системы налогообложения, стимулирующей внедрение новых (в мировом смысле!) технологий - например, посредством стимулирования экспорта;
e) создание условий для развития и распространения обучения с международным участием;
f) создание банка государственных стипендий и стимулирование создания частных, общественных и т.п. стипендий и фондов поддержки (учеников, студентов, молодых исследователей, сложившихся ученых, направлений исследования и т.п.);
g) стимулирование создания (государственных, частных и т.п.) фондов для инновационных исследований[68];
h) налоговое стимулирование фирм по научному приборостроению ( то есть по изготовлению приборов для научных исследований);
i) создание системы антимонопольных условий для развития науки. (Например, это может быть: "минимальная гарантированная государством зарплата" (и деньги на научные исследования) для научных работников, доказавших, что они способны давать научную продукцию (естественно - при отсутствии у них иных источников доходов); одновременно - обеспечить таким исследователям "минимум публикаций" - например, специальном журнале, издаваемом на нескольких языках (и ориентированном как на "внутреннее", так и на "внешнее" использование) по 2-3 (до 6 страниц каждая) статьи в год, принимаемые без рецензии).
Формирование у жителей страны чужого культурного поля и ментальности.
Достигается:
a) формирование у отдельного человека неадекватной модели окружающего мира;
b) увеличение степени напряженности в обществе путем роста недовольства отдельного жителя;
c) разрыв во взаимопонимании между молодым, средним и старшим (например, - пенсионерами) поколениями;
d) падение поддержки народом Кабинета Министров, Парламента, Президента и местных органов (само)управления;
e) нежелание жителей работать с полной отдачей;
f) формирование ориентации исключительно на потребление зарубежных товаров;
g) формирование понимания "успеха в жизни" как жизни вне пределов родной страны;
h) движение внутренних финансов исключительно только в направлении создания совместных форм производства - при импортных технологиях и чужой интеллектуальной собственности;
i) формирование острого чувства собственной неполноценности у целого народа;
j) отсутствие доверия к рекомендациям членов национальной К - группы ("Не бывает пророка без чести, разве только в доме своем" - евангелие от Матфея, 13.57);
k) полная зависимость от зарубежных советников, технологий и т.п.;
l) нежелание вкладывать (из-за недоверия) свободные финансы в развитие собственного производства;
m) формирование экономики по "колониальному типу" - для обслуживания запросов Мировой экономики развитых стран.
Противодействие: Общее - формирование и развитие национальной К - группы и усиление ее связи с Мировой К - группой, а также с собственным социумом. Частные - например, такие:
a) национальная религия;
b) национализм;
c) формирование собственного культурного поля страны;
d) формирование у населения адекватного представления как о сегодняшнем месте страны в мире (искусство, наука, культура, экономика, технология и т.п.), так и о перспективном ее положении в будущем;
e) формирование национальных черт у социально - экономического пространства страны.
Специфические каналы (преимущественно - информационные, и особенно в смысле масс - медиа) воздействия на страну, находящуюся в "неустойчивом" состоянии.
Термином "неустойчивость" обозначается наличие процессов структурной перестройки общества вследствие имеющей место неадекватности во взаимодействии с имеющими место внешними потоками финансов и информации. Характерный пример - посткоммунистические государства, которые без осуществления структурной перестройки общества просто не могут выйти из кризисного состояния.
Итак, это такие каналы воздействия:
a) непрерывные изменения информационных потоков, проходящих сквозь страну (чтобы не дать "закрепиться" вновь зарождающейся структуре);
b) большие массивы информации непроверенной, неверной, ложной, тенденциозной и т.п., которая затрагивает интересы каждого индивидуума по широкому спектру вопросов (национальные, моральные, финансовые, стимулирующие неуверенность в будущем и т.п.), и которую по всем поводам просто физически невозможно опровергнуть;
c) широкий набор информации о "возможном развитии событий", причем - самой разнообразной (и негативной!), чтобы приучить индивидуума (да и общество в целом!) к реальной возможности их осуществления и к возможности выбора лишь из их совокупности (мафия, война, коррупция, голод и т.п., - часто формулируя искусственные альтернативы "если не идти по нашему пути, - то... (голод)...! Третьего - не дано!");
d) необычайно широкий спектр информации о "чужих странах", - но такой, которая близка и понятна жителям своей страны (Тем самым достигается: 1) нестабильность в стране (как реакция на предоставленную извне информацию, что в других странах нестабильность - это норма жизни), 2) желание "решать чужие задачи" и вмешиваться в чужие дела (то есть формирование "имперского мышления" - и, как следствие, желание жить в империи), 3) отвлечение внимания от насущных задач своей страны, 4) индивидуум пребывает в состоянии "ожидания", когда "до дела" по перестройки страны и среды обитания .... "руки не доходят"...);
e) постоянное изменение финансовых потоков через границы данной страны, постоянное изменение ее внешнего экономического окружения (а также - "правил игры") - все это не дает возможности для возникновения и закрепления зарождающимся новым социально - экономическим структурам, и приводит к формированию "ложной" - то есть неправильной, неадекватной - структуры общества (которую поэтому впоследствии придется "ломать");
f) постоянное "мусирование" извне военных, территориальных и национальных вопросов: они задевают интересы "личной безопасности" каждого индивидуума.
Для противодействия этим каналам внешнего воздействия необходимо формирование и укрепление национальной К - группы, создание условий для ее "сцепления" с социумом.