Раздел 1. Человек и среда обитания.

Екатеринбург

2010 г.

Учебно-методический комплекс проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека» на Факультете Среднего Профессионального Образования. Занятия по БЖД на ФСПО проводятся по программе, утверждённой заведующим кафедрой физического воспитания и спорта в осеннем семестре 1 курса обучения в 2010 – 2011 учебном году.

I Цели и задачи дисциплины:

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» – обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), и вопросом защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучение дисциплины достигается формированием у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищённости человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных ситуациях.

Основная задача дисциплины:

Вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки чрезвычайных ситуаций;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварии, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В дисциплине рассматриваются:

Современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологичности процессов; методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических средств в ЧС, прогнозирование ЧС и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в ЧС, в том числе в условиях ведения военных действий и ликвидации последствий аварии, катастроф и стихийных бедствий, правовые и нормативно-технические и организационные основы БЖД, контроль и управление условиями жизнедеятельности.

II Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины БЖД студент должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «Человек – среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы БЖД;

- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности, анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов ЧС;

- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

- методы прогнозирования ЧС и разработки моделей их последствий.

Объём дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы Всего часов 1семестр
Общая трудоёмкость дисциплины Лекции Практические занятия Семинары Внеаудиторные контрольные работы Консультации лекторские Консультации текущие Самостоятельная подготовка Итоговый зачёт 3,4 24,6 3,4 24,6

План-график

на 1 семестр 1 курса 2010 – 2011 учебный год

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека»

Раздел и содержание занятий Количество часов Номера занятий
1. Лекции + +   +   +   +   +   +   +   +   +
2. Практич. занятия     +   +   +   +   +   +          
3. Семинар. занятия                             +   +  
4. Внеаудитор. контр. Работы                                    
5. Консул. лекторские 3,4 + +   +   +   +   +   +   +   +   +
6. Консул. текущие     +   +   +   +   +   +   +   +  
7. Итоговый зачёт                                    
  Итого 162,4                                    
Раздел и содержание занятий Количество часов Номера занятий
       
1. Лекции   +   +   +   +   +   +   +        
2. Практич. танятия                                    
3. Семинар. занятия +   +   +   +   +   +   +          
4. Внеаудитор. контр. работы                                    
5. Консул. лекторские 3,4   +   +   +   +   +   +   +        
6. Консул. текущие +   +   +   +   +   +   +          
7. Итоговый зачёт                           +        
  Итого 162,4                                    
                                                             

Тематический план

на 1 семестр 1 курса 2010 – 2011 учебный год

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека»

№ п/п Наименование тем лекций, практических и семинарских занятий Количество часов
Лекции Семинары Практические занятия
1. 2. 3. 5.
  Чрезвычайные ситуации природного характера. Тема № 1. «Вводная в дисциплину БЖД, Правовые основы создания РСЧС.» Тема № 1.1. «РСЧС, задачи, организационная структура, периоды деятельности.» Тема № 1.2.«Биосфера и место в ней человека.» Тема № 1.3.«ЧС геологического характера – землетрясения.» Тема № 1.4.«ЧС гидрологического характера – наводнения.» Тема № 1.5. «ЧС метеорологического характера – лесные и торфяные пожары.» Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Тема № 2.1.«Характеристика и классификация ЧС техногенного характера.» Тема № 2.2.«Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). Деление АХОВ на 4 класса опасности. Характеристика наиболее распространённых АХОВ – хлора и аммиака. Женевская конвенция 1993 года о запрещении разработки, производстве, накоплении и применении ОВ.» Тема № 2.3.«Методика оценки химической обстановки по данным прогнозирования. Исходные данные при оценке химической обстановки. Степень вертикальной устойчивости воздуха. Решение задач по определению площади возможного разлива АХОВ, глубина заражения. Время подхода заражённого воздуха к населённому пункту.» Тема № 2.4.«Методика оценки химической обстановки по данным разведки. Исходные данные при оценке химической обстановки. Степень вертикальной устойчивости воздуха. Решение задач по определению площади возможного разлива АХОВ, глубина заражения. Время подхода заражённого воздуха к населённому пункту.» Тема № 2.5.«По данным управления ГО и ЧС при главе администрации г. Екатеринбурга дать оценку химической обстановки в общежитиях № 2 и № 3, ГУКе и в учебном корпусе на ул. Колмогорова, 54 при авариях на объектах, содержащих хлор и аммиак.» Опасности природно-техногенного характера. Тема № 3.1.«Опасности природно-техногенного характера: наведённая сейсмичность, опускание территории, подтопление.» Тема № 3.2.«Опасности природно-техногенного характера: карстово-суффозионные процессы, техногенные геофизические поля.» Тема № 3.3.«Ионизирующее излучение. РОО экономики.» Радиационная опасность Тема № 4.1.«Ионизирующие излучения. Радиоактивность. Период полураспада. Действие радиации на человека. Внешнее и внутреннее облучение. Источники естественной и техногенной аварии.» Тема № 4.2. «Радиационно-опасные объекты. Аварии на АЭС. Причины аварии на Чернобыльской атомной станции 26.04.1986 г. Переработка отработанного ядерного топлива. Хранение радиационных отходов.» Тема № 4.3.«Оценка радиационной обстановки при взрыве атомной бомбы и при аварии АЭС. Решение задач по определению доз облучения, полученных формированием при ликвидации аварии, допустимой продолжительности работы формирования, дозы облучения сельского населения, при проживании его на местности, заражённой радиоактивными выбросами при аварии на ЧАЭС за период от 10 до 70 лет после аварии.» Тема 4.4.«Методы обнаружения и измерения ионизирующих излучений. Дозиметрические приборы. Измерение уровня радиации в аудитории бытовыми приборами Бэлла и РКСБ –104.» Чрезвычайные ситуации на пожаро-, взрывоопасных объектах промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Тема № 5.1.«Проблемы, правовые основы обеспечения пожарной безопасности России. Государственный пожарный надзор – специальный вид государственной надзорной деятельности. Горение веществ. Склонность веществ к самовозгоранию.» Тема № 5.2.«Взрывоопасные газовоздушные и пылевоздушные смеси. Принципы прекращения горения. Взрывчатые вещества.» Тема № 5.3.«ЧС военного времени. Виды ядерных боеприпасов. Поражающие факторы ядерного оружия.» Роль государства в борьбе с ЧС мирного и военного времени. Тема № 6.1.«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Территориальные и функциональные подсистемы, пять уровней РСЧС. Силы и средства РСЧС. Координирующие органы на всех уровнях РСЧС. МЧС России – федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации ЧС. Структура, права, силы и средства МЧС России.» Тема № 6.2. «ФЗ о гражданской обороне. ГО объекта. Порядок комплектования гражданских организаций ГО (формировании) объекта.» Устойчивость работы объеков народного хозяйства в ЧС. Тема № 7.1.«Сущность и факторы, влияющие на устойчивость работы ОНХ. Основные мероприятия по повышению устойчивости работы ОНХ. Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования в противопожарных отношениях ГУКа и общежитиях УрГЮА.» Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Тема № 8.1.«Инженерная защита населения и территории от ЧС, Радиационная и химическая защита населения. Основные требования к возведению защитных сооружений: убежищам и противорадиационным укрытиям.» Тема № 8.2.«Эвакуация населения и рассредоточение рабочих и служащих УрГЮА. Порядок эвакуации в загородную зону профессорско-преподавательского состава, студентов, рабочих и служащих.» Тема № 8.3.«Сигналы оповещения и действия населения по ним. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.» Ликвидация ЧС. Тема 9.1.«Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы выполнения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий землетрясений.» Тема № 9.2.«Постановление правительства Российской Федерации от 27.07.1995 г. «Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.» Итого:                           -     -     -     -   -   -           -     -                 -         -     -         -       -   -     -   -   -   -   -     -     -     -     -             -     -   -     -     -   -   -     -   -       -         -     -           -   -     -   -   -   -   -     -                 -   -   -     -     -           -   -   -     -   -   -     -     -         -     -  

Примечание: Количество часов лекционного курса указано для всего потока, а семинарских и практических занятий – на одну группу.

Содержание разделов дисциплины.

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения.

Характерные системы «Человек – среда обитания». Взаимодействие человека со средой обитания. Аксиома «О потенциальном негативном воздействии в системе «Человек – среда обитания». Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Раздел 1. Человек и среда обитания.

1.1. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

Ударная волна, особенности ее прямого и косвенного воздействия на человека. Воздействие ударной волны на человека, сооружения технику, природную среду. Электромагнитные поля. Воздействие на человека статических, электрических и магнитных полей. Особенности электромагнитного импульса ядерного взрыва. Ионизирующие излучения. Внешние и внутренние облучения, их действия на организм человека. Поглощенная, экспозиционная, эквивалентная доза. Категории облучаемых лиц и группы критических органов. Допустимые уровни для отдельных нуклидов и их смеси. Допустимые уровни для внешнего излучения. Загрязнение кожных покровов и поверхностей. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания. Отдаленные последствия. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания.

Наши рекомендации