Эластичность спроса. Показатели, факторы и виды эластичности спроса
Эластичность спроса - это степень изменения величины спроса при изменении цены. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. В связи с этим различают несколько видов эластичности:
1. Эластичность спроса по цене- степень изменения спроса в зависимости от изменения цены
2. Эластичность спроса по доходу- степень изменения спроса в зависимости от изменения дохода потребителя
Факторы эластичности спроса:
1. Наличие товаров - заменителей (чем их больше, тем более эластичным является спрос);
2. Степень интенсивности потребности в товаре (чем она выше, тем менее эластичен спрос);
3. Удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя (чем он больше, тем более эластичен спрос);
4. Фактор времени (с течением времени спрос становится более эластичным);
5. Доступность товара или услуги (чем дефицитнее товар, тем менее эластичным будет спрос).
Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения. Показатели, факторы и виды эластичности предложения.
Предложение - это то количество товаров и услуг, которое производится и продается на рынке или может быть доставлено немедленно в определенный промежуток времени.
Величина предложения - это то количество товара, которое будет предложено для продажи приданной цене в данный период времени.
Кривая предложения (SS) показывает отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и описывает рыночное поведение продавцов. В отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх, поскольку повышение цены влечет за собой возрастание предложения.
Закон предложения гласит, что существует прямая зависимость между величиной предложения и ценой товара. Различают изменение величины предложения (движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого предложения (сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов)
Цена предложения - это та цена, по которой производитель еще готов продавать свою продукцию.
Факторы, влияющие на предложение:
· цены на ресурсы (все, используемые в производстве, включая труд, капитал, сырье н т.п.);
· налоги и дотации со стороны государства ;
· появление новых технологий;
· изменение цен на другие товары; количество производителей или продавцов;
· ожидания изменений на рынке.