Под сложностью В.С, понимается число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания на рынке
Подвижность (динамичность) среды это скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. И наконец, неопределенность В.С. является функцией, зависящей от количества и качества информации о конкретном факторе В.С, Чем неопределеннее внешнее окружение тем труднее принимать эффективное решение.
В зависимости от характера влияния внешняя среда подразделяется на:
- микросреду и макросреду.
Микросреда – это среда прямого воздействия на предприятие. К факторам прямого воздействия относятся:
- государство (гос. органы);
- финансово-кредитные учреждения;
- поставщики;
- потребители;
- конкуренты и др.
непосредственно влияют на принятие решений предприятием в сфере хозяйственной деятельности. Среда внешних факторов прямого воздействия выступает как спектр некоторых ограничений. Государство и его органы выступают регулирующим, защищающим и руководящим звеном для предприятия. Эта роль может принимать разнообразные формы налоговых льгот, субсидий, юридического контроля на нерегулируемом рынке, ставки процента и т.п.
Серьезное влияние на деятельность предприятия оказывают поставщики – это предприятия и отдельные лица, принимающие участие в процессе материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятия. Серьезными ограничениями со стороны поставщиков, могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.
Коммерческого успеха на рынке достигает тот хозяйственный субъект, который всесторонне и систематически изучает своих конкурентов, предлагает потребителям конкурентоспособную продукцию. При этом решающее значение для предприятия имеет разработка рыночной стратегии и тактики поведения на рынке с учетом всего многообразия факторов, оказывающих непосредственное влияние на его деятельность.
Схема 1. Внешнее окружение предприятия.
- Макросреда – охватывает материально-технические и экономические условия, общественные отношения и институты, которые влияют на предприятие и их среду опосредовано. Среди наиважнейших компонентов макросреды выделяют: демографические, научно-технические, экономические, экологические, политические, культурные, оказывающие существенное влияние на микросреду факторы.
Факторы среды косвенного воздействия (макросреды) обычно влияют столь же существенно, как и факторы прямого воздействия. Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия, поскольку описание, характеристика и возможность спрогнозировать последствия воздействия косвенных факторов для предприятия затруднительны и трудоемки.
Экономические факторы в силу своих динамичных изменений активно влияют на деятельность предприятия. Причем это влияние может иметь как негативные, так и позитивные последствия.
Уровень занятости населения хотя и косвенно, но существенно влияет на предприятие. Безработица негативно влияет на деятельность предприятия с точки зрения спроса на товары и услуги, происходит «усыхание» спроса и возникают проблемы с продажей товаров.
Следующей группой факторов косвенного воздействия являются факторы научно-технического и технологического характера. Предприятие для успешного функционирования должно быстро приспосабливаться к техническим и технологическим измерениями и использовать их для получения преимуществ среди конкурентов.
Политические факторы играют важную роль, определяют политическую обстановку и степень стабильности общества, а также настроение федеральных, законодательных органов в отношении производства. Это отношение реализуется через систему налогообложения доходов, различных налоговых льгот, законодательство по защите прав потребителей, стандартов на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы.
Анализ внешней среды и количественная оценка влияния отдельных факторов на деятельность предприятия осуществляется по следующей схеме:
1) На основании качественных оценок внешней среды определяются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на предприятие;
2) Осуществляется взвешивание каждого из факторов внешней среды и измеряется его значимость для предприятия;
3) Исчисляется количественная характеристика влияния каждого фактора на предприятие по принятой шкале баллов.
4) На основании полученной информации осуществляется оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия и выявляются его потенциальные возможности, использованные резервы улучшения работы трудового коллектива.
К факторам микросреды относятся: поставщики, посредники, потребители, конкуренты, контактные аудитории.