Раздел 1. Маркетинг как рыночная концепция управления

ББК 65

Б 73

Рецензенты:

Попова Т.Г.,зав. кафедрой «Парикмахерское и визажное искусство» ГОУ СПО ВТК;

Трубина В.С.,преподаватель кафедры «Маркетинг» Волгоградского Государственного Университета

Богданова И.Н. Основы маркетинга. Рабочая тетрадь. – Волгоград: ГОУ СПО ВТК, 2008. – 32 с.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов вторых, третьих курсов специальности «Парикмахерское искусство», «Косметика и визажное искусство» Волгоградского технологического колледжа, обучающихся по очной и заочной форме.

Содержание тетради соответствует требованиям ГОС СПО по дисциплине «Маркетинг» и рекомендовано учебно-методическим советом ГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж» для внутреннего пользования.

Раздел 1. Маркетинг как рыночная концепция управления

1. 1 Маркетинг – философия успеха

Впервые маркетинг как особый вид коммерческой деятельности был использован в США почти 90 лет назад. Это было обусловлено перепроизводством товаров, которые необходимо реализовать. Первоначально маркетинг охватывал только сферы сбытовой деятельности.

Сфера производства не входила в предмет маркетинга. Цель маркетинга состояла в том, чтобы найти покупателя и продать ему то, что уже произведено. Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

В настоящее время цель маркетинга __________________________________________________

_________________

Задачами современного маркетинга являются:__________________________________________

_________________

Маркетинг – это___________________________________________________________________

_________________

В маркетинговых программах заложены мероприятия:___________________________________

_________________

Нужда – это_______

_________________

Потребность – это_________________________________________________________________

_________________

Запрос – это_______

_________________

Товар –___________

_________________

Обмен –__________

_________________

Условия обмена:___________________________________________________________________

_________________

Сделка –__________

_________________

Рынок –__________

_________________

Предложение –____

_________________

Спрос –__________

_________________

Классическая сделка:_______________________________________________________________

_________________

Бартерная сделка:__________________________________________________________________

_________________

В своей деятельности предприятия применяют принципы маркетинга (руководящие правила):

_______________________________________________________

1. 2. Концепции управления маркетингом

Сущность маркетинга рассматривается с нескольких позиций. Прежде всего, с практической точки зрения в деятельности предприятий, маркетинг ориентирован на интересы потребителей.

Маркетинг увязывает интересы производителя, заключающиеся в максимизации прибыли, и потребителя, заключающиеся в максимальном удовлетворении потребностей.

Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

Объясните, почему тщательное изучение рынка и спроса населения является главным в маркетинге?_______

Для «рынка продавца» характерно: ___________________________________________________

__________________________________

Для «рынка покупателя» характерно: _________________________________________________

_________________

_________________

Управление маркетингом – это ______________________________________________________

_________________

Концепция совершенствования производства означает: _________________________________

__________________________________

Концепция совершенствования товара: _______________________________________________

__________________________________

Концепция коммерческих усилий: ___________________________________________________

__________________________________

Концепция социально-этического маркетинга направлена на ____________________________

__________________________________

__________________________________

Применимы ли концепции Котлера при управлении маркетингом в парикмахерском салоне? _________________

_________________

1.3 Предприятие как субъект маркетинговой деятельности

Термин «предприятие» в переводе с английского языка означает твердый, устойчивый к внешним воздействиям. Возникновению предприятия в рыночных условиях предшествует существующий или формируемый на рынке спрос на продукцию, которая способна удовлетворить потребности потребителей. Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

Предприятие – это _________________________________________________________________

__________________________________

Цель – это _______

__________________________________

Основными целями любого предприятия являются:____________________________________

__________________________________

Маркетинговая среда – это__________________________________________________________

__________________________________

Маркетинговая среда складывается из: _____________________________________________

__________________________________

Макросреда предприятия – ________________________________________________________

К факторам макросреды относятся: _________________________________________________

__________________________________

Микросреда предприятия – это _____________________________________________________

__________________________________

Клиенты – _______

__________________________________

Поставщики – _____

__________________________________

Контактные аудитории – ___________________________________________________________

__________________________________

Из чего складывается маркетинговая среда парикмахерской?______________________________________

_____________________________________________________________

1.4 Виды спроса и инструменты маркетинга

Получать прибыль может только то предприятие сервиса, которое успешно справляется со взаимным приспособлением рынка и товаров (услуг). Для наилучшего приспособления рынка и товаров между собой необходимо выявлять потребности потребителей, т.е. изучать спрос. Спрос не может быть постоянным, т.к. на него оказывают влияние множество факторов.

Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

На спрос могут оказывать влияние следующие факторы: ________________________________

__________________________________

Виды спроса: _____

___________________________________________________

Отсутствующий спрос – ____________________________________________________________

__________________________________

Полноценный – __________________________________________________________________

__________________________________

Иррациональный – ________________________________________________________________

__________________________________

Престижный – __________________________________________________________________

__________________________________

Потребительский спрос – это ________________________________________________________

__________________________________

Спрос зависит от многих факторов:___________________________________________________

__________________________________

Цель изучения спроса в салоне: _____________________________________________________

__________________________________

Какие из видов спроса присущи парикмахерским услугам?

__________________________________

Почему даже при полноценном спросе нужна реклама?

__________________________________

1.5. Товарная политика

В рамках товарной политики предприятия сервиса решаются задачи управления конкурентоспособностью товара (услуг), жизненным циклом услуг, ассортиментом услуг и товаров, используемых при обслуживании потребителей.

Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

Под товаром понимают: __________________________________________________________

__________________________________

Классификация товаров проходит по следующим признакам:

__________________________________

Товары особого спроса с уникальными характеристиками – это

_________________________________

Приведите примеры товаров по степени совместимости в процессе потребления:

__________________________________

Товарная марка – это _____________________________________________________________

__________________________________

Приведите примеры товаров-брендов, используемых в парикмахерском деле:_______________

__________________________________

Товарная политика предполагает ____________________________________________________

__________________________________

Ассортимент – это _______________________________________________________________

__________________________________

Матрицу товарного ассортимента составляют следующие группы товаров или услуг: ________

__________________________________

Приведите примеры товаров и парикмахерских услуг, относящихся к группам «Звезды» и «Неудачники»: ____

_________________

_________________________________

Управление ассортиментом на предприятии включает в себя:

_________________

_________________

__________________________________

Продолжите: «Чтобы новый товар преуспел, он должен обладать…

__________________________________

Абсолютные неудачи подразумевают: – _______________________________________________

_________________

_________________

__________________________________

Какие факторы необходимо учитывать при формировании ассортимента услуг в парикмахерской? ____________

1.6. Жизненный цикл товара

Основываясь на характеристиках жизненного цикла услуг, предприятия сервиса должны использовать все возможности для их продления с помощью совершенствования технологий, применения более современного оборудования, инструментов и используемых материалов.

Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

Жизненный цикл товара или услуг – это_______________________________________________

__________________________________

_________________

Главная цель управления жизненным циклом конкретного товара – _______________________

__________________________________

_________________

Динамика ЖЦТ показывает:_________________________________________________________

__________________________________

Укажите стадии жизненного цикла товара или услуги: __________________________________

__________________________________

Опишите фазу роста ЖЦТ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_________________

Опишите фазу насыщенности ЖЦТ__________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Нарисуйте кривые жизненного цикла товаров, относящихся к вариантам: мода и фетиш:

   
 

Раздел 2. Основы маркетинга парикмахерского искусства

2.1. Ценовая политика парикмахерского салона

Ценообразование является одним из самых важных элементов управления парикмахерским салоном. В парикмахерском бизнесе действует рыночный механизм ценообразования. Это означает, что в идеале обязательно существует цена на услуги, которая устраивает и клиента, и салон.

Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

Цена – это________

_________________

Цена равна сумме_________________________________________________________________

_________________

_________________

Прибыль –________

_________________

При установлении цен на парикмахерские услуги необходимо учитывать следующие факторы:_________________

_________________

Ценность – это____

__________________________________

Ценовой политикой называется ______________________________________________________

__________________________________

В парикмахерском салоне возможны следующие цели:__________________________________

__________________________________

_________________

Наиболее распространенными типами ценовой политики, применяемыми парикмахерскими, являются: ________

____________________________________________________________________

_________________

__________________________________

Скидка – это: _____

__________________________________

Виды скидок:_____

__________________________________

2.2 Сегментация рынка

Исследование потенциальных клиентов салона начинается с процесса сегментирования рынка.

При определении сегмента рынка нужно помнить о том, что сегмент рынка должен быть доступен для конкретного салона красоты. Выбор сегмента должен соответствовать общей политике маркетинга парикмахерского салона. Сегментирование рынка для парикмахерских является реальной возможностью добиться хорошей прибыли.

Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

Потенциал рынка – это _____________________________________________________________

__________________________________

Сегмент рынка – это________________________________________________________________

__________________________________

Сегментация рынка –_______________________________________________________________

__________________________________

Выделяют следующие факторы сегментации потребительских товаров:

__________________________________

Сегментирование рынка парикмахерских услуг – это ___________________________________

__________________________________

_________________

Сегментирование парикмахерского рынка, как правило, происходит на основе следующих данных о потенциальных клиентах:

__________________________________

_________________

Парикмахерский рынок сегментируется по принципам:

__________________________________

2.3. Исследование клиентов

Логика маркетинговой деятельности предприятия состоит в том, чтобы обеспечить цель самосохранения предприятия, которая возможна лишь при его успешном функционировании. Успешная деятельность предприятия возможна лишь при применении маркетинговых исследований, которые позволяют предприятию оценивать свое положение на рынке и разрабатывать стратегию дальнейшего развития.

Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

Добиться стабильной и доходной работы салона можно лишь тогда, когда _________________

__________________________________

Маркетинговое исследование – это __________________________________________________

__________________________________

_________________

Назовите источники рыночной информации, необходимой для исследования клиентов парикмахерских услуг.

__________________________________

Основные принципы формирования правильного представления о поведении потребителей:

__________________________________

Воздействие на потенциального потребителя включает 6 последовательных этапов:

__________________________________

На принятие клиентом решения об обслуживании в парикмахерском салоне влияют следующие факторы:

__________________________________

_________________

При покупке парикмахерской услуги клиент может испытывать 2 состояния:

__________________________________

Задачи парикмахерского салона:_____________________________________________________

_________________

__________________________________

2.4. Конкуренция на рынке парикмахерских услуг

Парикмахерские и косметические услуги одни из наиболее доходных в сфере обслуживания. Средства, вложенные в эту сферу, относительно быстро окупаются. Поэтому предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские салоны. В связи с этим, на сегодняшний день приходится говорить о нарастающей конкуренции на рынке парикмахерских и косметических услуг.

Изучив материалы данной темы, ответьте на вопросы:

Конкуренция –____

__________________________________

Ценовая конкуренция –____________________________________________________________

_________________________________

Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом:

__________________________________

При неценовой конкуренции на первый план выступают: ________________________________

__________________________________

Для того чтобы выиграть у конкурентов состязание за привлечение клиентов, можно использовать два пути:

__________________________________

Конкурентоспособность услуги определяется, прежде всего:

__________________________________

Качество услуги складывается из:____________________________________________________

__________________________________

Качество выполнения парикмахерской услуги зависит:__________________________________

__________________________________

Конкурентоспособность парикмахерской – это _________________________________________

__________________________________

Конкурентоспособность парикмахерской определяется __________________________________

__________________________________

Управление конкурентоспособностью – это____________________________________________

__________________________________

Составляющие конкурентоспособности парикмахерской:

_________________________________

Объясните, каким образом на конкурентоспособность салона-парикмахерской влияют: менеджмент, маркетинг, кадры, месторасположение салона, применяемые материалы?

__________________________________

Наши рекомендации