Самостоятельная работа № 3. Обслуживание рабочих мест
План изучения
1. Функции обслуживания рабочих мест
2. Основные принципы обслуживания РМ
3. Формы обслуживания РМ
Изучив эту тему, вы узнаете, что:
Обслуживание рабочих мест.От эффективности организации системы обслуживания РМ зависит производительность труда, ритмичность производства, качество продукции. Изучение причин, вызывающих потере рабочего смени, показали, что около 70% внутрисменных потерь происходит из-за плохой организации обслуживания РМ, из чего следует актуальность её улучшения.
Обслуживание РМ включает в себя следующие функции: производственно-подготовительную (обеспечение РМ технической документацией, заготовками, материалами); транспортную и погрузочно-разгрузочную (доставка предметов труда к PM, вывоз готовой продукции и удаление отходов производства); оснащения (обеспечение инструментом и приспособлениями); наладочную (наладка станков и прочего технологического оборудования); энергетическую (обеспечение РМ энергией); контрольную ( контроль качества сырья, готовой продукции); межремонтную (ремонт оборудования); складскую (складирование, учет, хранение и выдача материалов и готовой продукции); хозяйственно-бытовую (поддержание чистоты и порядка на РМ).
Основные принципы обслуживания РM: плановость, предупредительность, комплексность, своевременность и экономичность.
Плановость обслуживания достигается за счет согласованности с оперативным планирование основного производственного процесса и обеспечивает четкую последовательность работы вспомогательных служб и рабочих в соответствии с содержанием основного процесса.
Предупредительность обслуживания носит профилактический характер и выражается в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, в комплексном выполнении наладок оборудования и его профилактического ремонта.
Комплексность обслуживания достигается согласованностью во времени всех видов обслуживания.
Своевременность - в устранении возникающих в процессе работы неполадок в сжатые сроки.
Экономичность - в минимальных затратах материальных и трудовых ресурсах на обслуживание РМ.
В зависимости от типа производства, сложности изготавляемой продукции и других конкретных условий различают следующие формы обслуживания: дежурное и планово-предупредительное.
Дежурное осуществляется, как правило, вспомогательными рабочими цеховых служб. Оно характерно для мелкосерийного и единичного производства и строится по сменно-суточным заданиям, сигналам с РМ, распоряжением мастера или диспетчера.
Планово-предупредительное используется в серийном производстве и заключается в организации работ по функциям обслуживания (ремонтной, производственно-подготовительной) специализированными вспомогательными службами предприятия и цехов на основе календарных планов-графиков. Наиболее совершенная его форма - стандартное обслуживание РМ. Эта форма характерна для массового производства.
Проект организации и обслуживания РМ оформляется в виде специализированной карты организации труда и рабочего места, подучивший статус паспорта или стандарта предприятия. На лицевой стороне карты приводятся реквизиты: операция, разряд и квалификация рабочего, планировка РМ, траектории перемещены рабочего и деталей; оборудование; технологическое и организационно-техническое оснащение РМ.
На оборотной стороне указывается рациональная структура трудового процесса, факторы , влияющие на выполнение трудового процесса. и его продолжительности, виды, формы и сроки обслуживания РМ, показателя оптимальных условий труда.
^ Основные понятия и термины
Функции, принципы обслуживания РМ, специализированная карта организации труда и рабочего места
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите функции обслуживания рабочих мест
2. Дайте характеристику основным принципам обслуживания РМ
3. Назовите формы обслуживания РМ
Тема реферата:
1. Обслуживание рабочих мест на нефтегазодобывающем предприятии