Типовые решения по организации севооборотов 11 страница



Перевозки между усадьбами подразделений возможны в тех случаях, когда запланирована передача части продукции из одного подразделения в другое. Перевозки с усадеб на внешние пункты назначения включают товарную продукцию растениеводства и животноводства (молоко, мясо и др.). Для определения транспорт­ных затрат по перевозке товарной продукции необходимо устано­вить, какая ее часть будет перевозиться с полей в хозяйственные центры и какая — непосредственно с полей на заготовительные пункты. Все эти данные заносят в специальную таблицу, в кото­рой и производится расчет количества перевозимых грузов (табл.21).

Для определения транспортных затрат на перевозку органичес­ких удобрений подсчитывают выход навоза, исходя из расхода кормов и коэффициента выхода навоза, с учетом производства торфокомпостов и других удобрений (табл. 22).

Потребность в минеральных удобрениях и топливе определяют по нормам расхода этих материалов на 1 га площади угодий и се­вооборотов, подлежащих обработке и удобрению (табл. 23).

Для расчета транспортных издержек определяют по плану зем­лепользования средние расстояния от каждого вида угодий и сево­оборота до тех пунктов, куда (откуда) перевозятся с них (на них) грузы. Расстояния измеряют от центра тяжести хозяйственного центра до центра тяжести каждого земельного участка по дорогам с точностью, определяемой масштабом плана. Измерения прово­дят циркулем или курвиметром по фактическому пути перевозки грузов.

Для определения стоимости перевозки 1 т груза все грузы в со-

ответствии с их транспортабельностью, распределяют на классы. В зависимости от класса груза и среднего расстояния перевозок определяют стоимость перевозки 1 т. Номенклатура и принятая классификация грузов, перевозимых автомобильным транспор­том, приведены в приложении 8.

Стоимость перевозки 1 т грузов устанавливается на основании специально утвержденных единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом (приложения 9—12).

Общая стоимость грузоперевозок определяется путем умноже­ния массы транспортируемой продукции на стоимость перевозки 1 т грузов, определяемой в зависимости от расстояния перевозок и класса грузов. Пример расчета транспортных затрат приведен в табл.24.

Стоимость грузоперевозок может определяться и упрощенным методом; для этого все грузы переводят в первый класс. Коэффи­циенты перевода (полученные исходя из общих тарифов на пере­возку продукции автомобильным транспортом) равны: для перво­го класса 1, для второго — 1,24, для третьего — 1,66, для четверто­го—2.


Затраты на перевозку грузов (Згр) с учетом тарифной платы оп­ределяют по формуле


На основании математической обработки данных, приведен­ных в приложении 9, можно установить плату за перевозку грузов массой свыше 5 т (за исключением массовых навалочных грузов), исходя из следующего соотношения для грузов 1 -го класса:



В районах эрозии почв масса перевозимых грузов зависит от эродированности территории хозяйств. В связи с различной про-тивоэрозионной устойчивостью культур эта зависимость для сево­оборотов различных типов неодинакова. В среднем для всех сево­оборотов затраты на транспортировку грузов с учетом эродиро­ванности территории могут быть выражены следующим образом:






Данная зависимость может быть использована и при отсут­ствии эродированности территории (тогда Эпс = 0).

Транспортные расходы на перевозку людей и холостые передвиже­ния техники определяются по формулам, предложенным профес­сором МИИЗ Я. М. Цфасманом [6, с. 197—202, обозначения наши].

Затраты на перевозку рабочей силы:

Приняв я = 2, is = 20, (3=1, Са = 0,2, получим более простую формулу:

Зр = 0,04DR. Пример расчета приведен в табл. 25.

Переезды сельскохозяйственной техники к месту работы и об­ратно на стоянку совершаются только в начале и конце рабочего дня или в случае необходимости ремонта агрегатов в рабочее вре­мя (независимо от того, завершена или нет операция, выполняе­мая на данном поле). Такие переезды могут быть сведены к мини­муму, если оставлять тракторы до следующей смены в поле. Именно так и поступают механизаторы, особенно при двухсмен­ной работе. Поэтому при обосновании проекта, по мнению Я. М. Цфасмана, эти переезды в расчет можно не принимать (как не за­висящие от количества полей и севооборотов).

Переезды с одного поля на другое совершаются после окончания каждого вида работ независимо от того, кончилась смена (рабочий день) или нет. Они всецело зависят от числа полей, а значит, и от числа севооборотов, обслуживаемых определенной группой трак-

торов. Число таких переездов равно суммарному количеству всех видов механизированных работ, выполняемых в разное время и в каждом поле, умноженному на число полей, обслуживаемых опре­деленной группой тракторов.

При закреплении сельскохозяйственной техники за каждой бригадой, что возможно при достаточном объеме механизирован­ных работ, холостые переезды будут совершаться в пределах тер­ритории данной бригады. В случае же обслуживания агрегатами нескольких бригад число переездов и их среднее расстояние воз­растают. Путь минимален при переезде на смежное поле, макси­мален — при переезде на наиболее удаленное.

Общая протяженность холостых переездов агрегатов (Т) может быть определена по следующей формуле:

В тракторо-часах эти затраты составляют

В стоимостном выражении значение 7^ или Тч получают пу­тем умножения на соответствующий норматив. Для определения величины п используют данные приложения 6.

При расчете затрат на холостые переезды сельскохозяйствен­ной техники с поля на поле после окончания работ и на подготов­ку к переездам (Зхол) может использоваться следующая зависи­мость:

Общие затраты на холостые передвижения сельскохозяйствен­ной техники при возделывании сельскохозяйственных культур оп­ределяют путем суммирования холостых переездов комплексов, звеньев, рабочих групп, формируемых в полевой период (пахот­ных, посевных, уборочно-транспортных и др.).

3. ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Одним из обобщающих показателей хозяйственной деятельно­сти является себестоимость производимой продукции. Анализ по­казывает, что на ее формирование влияют не только экономичес­кие факторы (техническая оснащенность, фондо- и энерговоору­женность и др.), но также природные условия и прежде всего про­изводительные и территориальные свойства земли.

Производительные свойства земельных участков характеризуют качество и уровень плодородия почв. К ним относятся: типы и виды почв, их механический состав, степень эродированности, уровень увлажненности и т. д.

Данные свойства в комплексе находят свое выражение в уро­жайности сельскохозяйственных культур и продуктивности уго­дий. Где бы ни были расположены участки земли с равными про­изводительными свойствами, при одном и том же уровне агротех­ники на них будет получена равная урожайность сельскохозяй­ственных культур.

Территориальные свойства земельных участков, напротив, ха­рактеризуют пространственные условия землевладений и земле­пользовании. К ним относятся: удаленность участков от хозяй­ственных центров, средний размер участков (контуров), их разоб­щенность и изрезанность, распаханность угодий, технологические и культуртехнические свойства (крутизна склонов, каменистость, механическое сопротивление почв и др.), качество дорог и т. д.

Производительные свойства земли влияют на себестоимость продукции в нескольких направлениях. С одной стороны, на бо­лее плодородных землях при равных затратах труда и денежно-ма­териальных средств создается большее количество продукции, а издержки производства единицы продукции меньше, чем на ме­нее плодородных. С другой стороны, для получения равного уро­жая на худших по плодородию землях требуются добавочные вло­жения труда и затраты на удобрения, машины, мелиорацию и т. д.

Таким образом, во-первых, равные затраты относятся на боль­ший или меньший урожай, а во-вторых, разные издержки произ­водства соотносятся с равной урожайностью. Возможны и другие комбинации факторов при формировании себестоимости продук­ции растениеводства, отражающие сочетание экстенсивного и ин­тенсивного направлений развития производства.

Указанную закономерность можно проследить по данным табл. 26.

Из таблицы видно, что, например, в хозяйствах 1-го земельно-оценочного района Горьковской области за счет более высокого плодородия почв урожайность основных сельскохозяйственных культур повышается, а себестоимость продукции снижается. В сельскохозяйственных предприятиях Московской области для по-



лучения равного урожая на худших по плодородию землях требует­ся затратить больше средств, чем на более плодородных участках.

В связи с постоянным изменением цен и условий хозяйствова­ния в 1991 —1999 гг. в абсолютном выражении данные зависимос­ти изменились, но тенденция увеличения себестоимости при ухудшении качества земель сохранилась. Например, в 1999 г. в хо­зяйствах Московской области себестоимость фуражного зерна на лучших землях находилась в пределах 1900—2350 руб. за 1 т, а на худших землях — 2200—2850 руб. за 1 т (в 1998 г. эти цифры со­ставляли соответственно 520—580 и 620—710 руб. за 1 т).

Эти данные согласуются с проведенными нами ранее исследо­ваниями [10, с. 179—192]. Из территориальных свойств земли на себестоимость продукции наибольшее влияние оказывают удален­ность земельных участков от хозяйственных центров и контур-ность угодий (в данном случае мы рассматриваем только внутри­хозяйственные перевозки).

Увеличение расстояний переездов, мелкоконтурность угодий, сложная конфигурация обрабатываемых массивов, их неудовлетво­рительное культуртехническое состояние (засоренность камнями, закустаренность, залесенность и др.) приводят к потерям рабочего времени на дополнительные переезды, повороты и заезды сельско­хозяйственной техники, повышенному износу машин, расходу топ­лива. Как следствие, снижается производительность машинно-тракторных агрегатов, увеличиваются сроки выполнения полевых работ, возрастают потери и себестоимость продукции.

О влиянии удаленности полей от усадьбы на себестоимость про­дукции можно судить по группировке ряда сельскохозяйственных предприятий Московской области (табл. 27).



Из таблицы видно, что с увеличением расстояний до хозяй­ственных центров затраты на возделывание сельскохозяйственных культур также существенно возрастают. Фактические затраты на внутрихозяйственные перевозки по типичным хозяйствам Мос­ковской области показаны в табл. 28.

Транспортные затраты зависят от сельскохозяйственной куль­туры, объемов перевозимых грузов и доходят до 16,8 % в общей сумме производственных затрат.

В сельскохозяйственных предприятиях Московской области при удалении от хозяйственного центра на 1 км затраты на произ­водство картофеля возрастают в среднем на 5433 руб. (222 долл.) на 1 га. Повышается при этом и удельный вес транспортных работ в общей сумме затрат на возделывание культур. Так, в хозяйствах Центрального экономического района средний удельный вес транспортных работ в общей сумме затрат по отдельным культу­рам доходит до 64,0 % (табл. 29), а в отдельных предприятиях этот показатель даже выше.

Особенно сложная ситуация складывается при производстве продукции на удаленных и мелкоконтурных участках сельскохо­зяйственных угодий, особенно на пахотных землях. Соответству­ющие данные по хозяйствам Брянской области в среднем за 1986—1990 гг. приведены в табл. 30.

Очевидно, что себестоимость основных видов продукции увеличивается с уменьшением среднего размера контура паш­ни. На предприятиях Суражского района, где средняя площадь контура пашни составляет всего 7,3 га, себестоимость зерно­вых и картофеля — одна из самых высоких в области. В сред­нем она составила по зерновым 20,48 руб., а по картофелю 16,14 руб. за 1 ц.

При анализе производства кормов на пашне в хозяйствах Ле­нинградской области была установлена следующая зависимость себестоимости (в долл.) 1 ц корм. ед. зеленой массы многолетних трав (у) от площади (в га) контура пашни (х):

Из уравнения следует, что в хозяйствах, отличающихся мелко-контурностью угодий, себестоимость кормов значительно выше.

Таким образом, при экономическом обосновании и оценке эф­фективности землеустроительных решений необходимо учитывать как производительные, так и территориальные свойства земли, влияние которых наилучшим образом прослеживается через себе­стоимость продукции.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему в истории землеустроительной науки столь большое внимание уде­лялось транспортному фактору?

2. Перечислите методы, применявшиеся для оценки величины транспортных затрат.

3. Как учитываются транспортные затраты при количественном выражении эффективности землеустройства?

4. Перечислите основные производительные и территориальные свойства зе­мельных участков.

5. Как влияют эти свойства на себестоимость продукции?

6. От чего зависит удельный вес транспортных затрат в структуре себестоимос­ти продукции растениеводства?

Часть II

МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Глава VI

ЭКОНОМИКА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

1. МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Для построения системы показателей экономической оценки проектов землеустройства необходимо учитывать:

структуру и стадии процесса производства, в рамках которого осуществляется организация землепользования, начиная от тер­риториальной организации процесса труда и кончая процессом воспроизводства общественно необходимого продукта на уровне хозяйства в целом;

роль земли на различных уровнях (стадиях) процесса производ­ства, которая может выступать в качестве предмета труда, главного средства производства и пространственного операционного базиса;

перечень основных вопросов, подлежащих обоснованию в раз­личных составных частях проекта и по его элементам.

Если расчленить процесс производства каждого сельскохозяй­ственного предприятия на стадии (уровни, структурные составля­ющие), то он состоит из производства вообще, отраслей производ­ства и отдельных производственных процессов.

Цель производства вообще — создание общественно необходи­мого продукта, определяемого производственной программой хо­зяйства и требованиями расширенного воспроизводства. Время производства продукта согласуется со временем (периодом) вос­производства в сельскохозяйственном предприятии и включает в себя все его стадии (собственно производство, распределение, об­мен и потребление).

В результате функционирования отраслей производства созда­ется готовый продукт, а время его производства совпадает с рабо­чим периодом отрасли (совокупность рабочих дней, необходимых в данной отрасли для получения готовой продукции).

Выполнение отдельных производственных процессов не связа­но с производством конкретного продукта, а обусловлено особен­ностями сельского хозяйства, в котором процесс производства и

процесс труда не совпадают. Поэтому операции посева, ухода за посевами, уборки урожая, несмотря на то, что они осуществляют­ся на одной площади и являются составными частями одной тех­нологии, по времени не совпадают с периодом производства зер­на, картофеля и т. д.

Каждая часть производства связана с определенной формой зе­мельного устройства. Производству вообще соответствует земель­ный массив подразделения, отдельному производственному про­цессу или группе процессов — поле, рабочий участок (табл. 31).

Уровень производства определяет соответствующую ему инф­раструктуру; в то же время одни и те же элементы инфраструктуры свойственны различным составным частям производства. В усло­виях орошения, например, хозяйству отводится вода, для забора и распределения которой служат водозаборные сооружения, обще­хозяйственные магистральные каналы, сбросная сеть. Каждой бригаде предоставляется свой выдел воды, а обслуживание земель­ных массивов бригад и орошаемых севооборотов производится из групповых каналов. Для осуществления полива в поле на полив­ном участке используют участковые распределители, временные оросители, выводные и поливные борозды. То же самое относится к дорожной сети и другим элементам инфраструктуры, размещае­мым при организации территории.

Так, для обслуживания производства (воспроизводства) хозяй­ства в целом используется магистральная дорожная сеть, соединя­ющая центральную усадьбу сельскохозяйственного предприятия с пунктами сдачи продукции, бригадными населенными пунктами, производственными центрами. Основные дороги соединяют так­же хозяйственные центры бригад между собой, с фермами, сельс­кохозяйственными угодьями, массивами севооборотов. Полевая дорожная сеть предназначена для движения автомашин и сельско­хозяйственной техники при выполнении полевых работ, уходе за многолетними насаждениями, сенокошении и т. д.

Исходя из дифференциации процесса производства, следует различать и эффект организации территории, поставив его в зави­симость от роли земли и характера ее использования:

при производстве общественно необходимого продукта и в от­раслях животноводства (земля — пространственный базис);

при производстве продукции в отраслях растениеводства (зем­ля — главное средство производства);

при выполнении отдельных производственных процессов (зем­ля — предмет труда или пространственный операционный базис).

В связи с этим основной эффект внутрихозяйственной органи­зации территории заключается:

при размещении производственных подразделений, хозяй­ственных центров и магистральных дорог — в снижении ежегод­ных издержек производства и различного рода потерь (под заст­ройку, строительство дорог);




при организации угодий и севооборотов — в приросте чистого дохода;

при устройстве территории севооборотов, многолетних насаж­дений и кормовых угодий — в экономии затрат на выполнение производственных процессов и предотвращении потерь производ­ства (за счет уменьшения площадей под поворотными полосами, остаточными треугольниками, клиньями).

В соответствии с рассмотренной дифференциацией экономи­ческого эффекта предлагается рассчитывать эффективность капи­таловложений на создание элементов производственной и соци­альной инфраструктуры соответствующего уровня. Например, при трансформации угодий капитальные затраты окупаются при­ростом чистого дохода с вновь освоенных или более интенсивно используемых земель, при устройстве территории севооборотов вложения на строительство полевых станов и дорог окупаются за счет экономии производственных затрат и т. д.

Очевидно, основной эффект землеустройства связан с прирос­том чистого дохода и снижением производственных затрат, кото­рые также могут трансформироваться в прирост чистого дохода. Этот эффект обусловлен мероприятиями, осуществляемыми или за счет дополнительных капиталовложений (К), или требующими дополнительных производственных затрат (С), или организацион­но-хозяйственными действиями, осуществляемыми без дополни­тельных затрат.

Для расчета обобщающего показателя оценки эффективности проекта, учитывающего все вышеперечисленные мероприятия, целесообразно использовать отношение прироста чистого дохода (АЧД) к приведенным затратам:

Отношение прироста чистого дохода, получаемого за счет орга­низации территории, соответственно к затратам на проектные и изыскательские работы, капиталовложениям, текущим издержкам производства позволяет оценить эффективность последних.

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В связи с тем что проекты землеустройства носят комплексный характер, их обоснование является довольно сложным делом. При этом экономическая оценка обязательно должна быть согласована с экологической и социальной, поскольку любые нарушения в указанных областях неизбежно повлияют и на экономические ре-

зультаты. Кроме того, разработка проектов землеустройства не­возможна без решения инженерных (технических) и производ­ственных (технологических) вопросов.

Таким образом, экономическое обоснование проектов внутри­хозяйственного землеустройства включает следующие части:

инженерно-технологическую (технико-экономическую);

производственно-технологическую (агроэкономическую);

экономическую;

социально-экономическую.

Технико-экономическое обоснование служит главным образом для оценки созданных проектом пространственных условий орга­низации территории и характеристики технологических свойств земли (рельефа местности, механического состава почв, наличия препятствий, культуртехнического состояния, крупности конту­ров и т.д.).

В процессе землеустроительного проектирования технико-эко­номическое обоснование сводится к применению научно обосно­ванных нормативов по допустимым уклонам в рабочем направле­нии движения агрегатов, предельной ширине межполосных участ­ков, по рекомендуемым размерам земельных массивов, закрепляе­мых за производственными подразделениями, по оптимальным площадям севооборотов, полей, рабочих участков, допустимым расстояниям перегона скота. Технические показатели проекта по­зволяют судить о том, как выдержаны нормы землеустроительного проектирования, как улучшены пространственные условия земле­пользования по сравнению с существующим положением, каковы недостатки и преимущества возможных вариантов.

Агроэкономическое обоснование нужно, чтобы обеспечить соот­ветствие намеченной организации территории требованиям рас­ширенного производства. Соответствующие показатели представ­ляют собой в конечном итоге систему различного рода балансов: рабочей силы, кормов, удобрений, сельскохозяйственной продук­ции, годового оборота стада. Решаются также вопросы размеще­ния производства и его отраслей, организационно-производствен­ной структуры хозяйства, введения севооборотов, что также отра­жается в определенных показателях.

Цель экономического и социально-экономического обоснований — выявить наилучший вариант организации территории, рассчитать эффективность намечаемых проектных решений, дать сводные сто­имостные показатели, характеризующие эффективность проекта.

После этого ожидаемые результаты, связанные с ростом произ­водства и его рациональной организацией, сопоставляются с тре­буемыми затратами.

С учетом структуры проектов внутрихозяйственного землеустрой­ства и изложенных выше теоретических предпосылок можно сфор­мировать систему показателей экономической оценки составных ча­стей проекта внутрихозяйственного землеустройства (табл. 32).












Дальнейшая детализация приведенных показателей и методы их практического применения будут рассмотрены ниже на конк­ретных примерах.

Контрольные вопросы и задания

1.Перечислите стадии и составные части организации производства на сель­скохозяйственном предприятии.

2. Как согласуются между собой формы организации производства и террито­рии и какова доминирующая роль земли на каждом уровне организации произ­водства?

3. Что служит теоретической основой при построении системы показателей экономической оценки проектов внутрихозяйственного землеустройства?

4. Назовите виды обоснования проектов внутрихозяйственного землеустрой­ства.

5. Перечислите основные показатели обоснования проектов внутрихозяй­
ственного землеустройства по составным частям и элементам.

Глава VII

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

В данной части проекта решаются следующие вопросы:

определение или уточнение хозяйственного назначения и пер­спектив развития всех населенных пунктов, размещаемых на тер­ритории хозяйства;

обоснование организационно-производственной структуры хо­зяйства, вида, числа, размеров и размещения производственных подразделений, их земельных массивов и границ, а также разме­щение резервов земель (участков) первоочередного выделения зе­мельных долей в натуре (на местности);

размещение производственных центров хозяйства (общехозяй­ственных и бригадных дворов, животноводческих ферм, подсоб­ных предприятий).

Эти вопросы носят преимущественно организационно-хозяй­ственный характер, так как касаются в первую очередь организа­ции производства, расселения и экономики предприятия. Однако ввиду того что они не могут решаться в отрыве от особенностей землевладения (землепользования), его пространственных усло­вий, качества и местоположения земель, устройства территории, они являются неотъемлемой составной частью проектов внутри­хозяйственного землеустройства.

1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

Совершенствование организации территории связано, как пра­вило, с капиталовложениями (на строительство поселков, живот­новодческих ферм, объектов энерго-, тепло-, газо-, водоснабже-

ния и др.). Поэтому эффективность землеустройства в данном случае прямо определяется эффективностью соответствующих ин­вестиций.

Общий размер капиталовложений складывается из затрат:

на новое жилищное и культурно-бытовое строительство, инже­нерное оборудование территории (устройство водопровода, кана­лизации, электросетей и т. д.);

на новое производственное строительство, включая животно­водческие постройки, различного рода хранилища, мастерские, гаражи и т. д.;

на реконструкцию или переоборудование построек с целью улучшения условий жизни населения, механизации производ­ственных процессов, повышения производительности труда.

Стоимость жилого, производственного, культурно-бытового строительства и инженерного оборудования территории опреде­ляется на основе действующих типовых проектов.

Затраты на жилищное строительство при 100-процентной уса­дебной застройке определяются исходя из общей жилой площади, приходящейся на 1 человека, стоимости строительства 1 м2 жилой площади и общей численности жителей (N). Если считать, что на 1 человека в сельской местности должно приходиться 18 м2 жи­лой площади, а стоимость строительства 1 м2 составляет 300 руб. (в ценах 1990 г.), то общие затраты на жилищное строительство (А, тыс. руб.) в поселке будут равны

Наши рекомендации