Этап 1. Выявление возможных сегментных групп
Наиболее часто используемые критерии сегментации рынка:
1. Демографические и психографические характеристики потребителей (образ жизни, социальные ориентиры).
2. Сегментация по способу использования товара распределяет потребителей согласно различным ситуациям использования товара. Например, покупкаеды для загородного отдыха.
3. Сегментация согласно потребностям и предпочтениям учитывает отношение потребителей к товару, их степень осведомленности о торговой марке, а также предпочтение той или иной торговой марк
4. Сегментация по особенностям покупательского поведения акцентирует внимание на объеме и частоте покупок.
Этап 2. Выбор сегментов (ниш) может быть сделан при помощи:
- группировки потребителей согласно их описательным характеристикам с последующим сопоставлением степени восприимчивости этих групп;
- формирования сегментов на основании различий в восприимчивости(имеющие ярко выраженные профили реакции, например частота покупки) с дальнейшим поиском сходных описательных характеристик потребителей, формирующих эти сегменты.
Этап 3. Выбор стратегии сегментации (локальной рыночной ниши)
Стратегические сегменты рынка формируются из различных групп продуктов, продаваемых разным группам потребителей и описанных при помощи нескольких переменных по сегментации, которые вызывают наибольшие различия в покупательском поведении и самые высокие издержки при обслуживании.
Выбор стратегий локальной рыночной ниши связан с рядом факторов:
- Существование технологий, которые позволяют индивидуализировать предлагаемый товар.Индивидуализация предложения обусловлена увеличившимися объемами информационного обмена и доступностью различных баз данных, компьютеризацией производственного процесса и возросшей интеграцией цепочек создания ценности. Основной рычаг развития этой способности - информационные технологии. Использование компьютерных баз данных, систем автоматизированного проектирования и производства, реализация современных подходов к созданию каналов распределения (таких, как система оперативного пополнения товарных запасов) открывают перспективы для обслуживания немногочисленных сегментов рынка.
- Наличие баз данных, открывающих доступ к потребителям со строго заданными характеристиками. Необходимость диверсификации потребителей все более очевидна. Покупатели предъявляют высокие требования к индивидуализации товара, тогда как организации делают все возможное для удовлетворения этих требований. Международные корпорации непрерывно наращивают усилия по предложению более привлекательной в глазах потребителя ценности своих товаров и услуг.
- Возрастающие требования покупателей к уникальности товара,что заставляет организации постепенно уменьшать размеры своих целевых сегментов. Выгоды компаний вследствие установления тесных взаимосвязей со своими потребителями очевидны. Оперативное выявление появляющихся рыночных возможностей и способность предлагать товары, учитывающие индивидуальные требования покупателей по конкурентоспособным ценам, - все это позволяет получать дополнительные преимущества и создавать барьеры для потенциальных конкурентов.Установив влияние факторов и определив критерии для выбора сегментов, организация разрабатывает подход, который будет наиболее эффективным в выборе сегментов.
Концентрированная сегментация - предложение одного товара на одном рынке. Чаще всего используется небольшими организациями с ограниченными ресурсами.
Функциональная сегментация - один товар предлагают нескольким сегментам, таким образом сегмент рынка для одного товара расширяется, повышается прибыльность. Имеет смысл, если отдельные сегменты имеют четко определенные потребности в данном товаре, а обращение к одном) сегмент) не приводит к отчуждению других.
Ассортиментная сегментация - одному сегменту предлагают несколько вариантов товара, как правило, относящихся к одному товарному ассортименту.
Дифференцированная сегментация - предложение нескольких товаров не нескольких сегментах. Цель предложения дифференцированных товаров - удовлетворение потребностей отдельных сегментов. Чаще всего используют крупные организации для охвата всего рынка.