Определение, задачи, принципы построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В соответствии с Федеральным законом от21.12.94 №68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:

* разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

* проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

* создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

* сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

* подготовка населения к действиям в ЧС;

* прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

* создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

* осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

* ликвидация ЧС;

* осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

* реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;

* международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:

* защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;

* организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);

* реализация мероприятий по защите территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

* заблаговременное дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;

* согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

* соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям:

* обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

* разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

* создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

* заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиями, а также подготовка районов эвакуации населения;

* совершенствование систем оповещения населения;

* планирование мероприятий ГО;

* обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Наши рекомендации