Научно - исследовательских работ студентов
Написание письменных научно - исследовательских работ студентов решает ряд задач:
- обучение студентов самостоятельному поиску и отбору учебной и специальной научной литературы по предмету;
- привитие навыков реферирования научных статей по проблематике изучаемых дисциплин;
- выработка умения подготовки рефератов, докладов, выступлений и сообщений;
- приобретение опыта выступления с докладами на семинарских занятиях;
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и навыков по изучаемым дисциплинам;
- приобщение студентов к решению проблемных вопросов по избранной теме работы;
- обучение студентов излагать материал в виде стройной системы теоретических положений, связанных логической последовательностью и подкрепленных примерами из практики.
Контрольная работа
Контрольная работа предлагается студентам для выработки умения дать полный ответ на вопрос изучаемого курса, лаконичный, аргументированный, с выводами. Как правило, она выполняется студентами, обучающимися по заочной форме обучения.
Написание ее требует самостоятельности и ответственного отношения, способности работать с литературой по проблеме, знаний истории и теории вопроса, основных теоретических постулатов.
Вариант контрольной работы выбирается студентом.
Работа должна быть грамотно оформлена, листы пронумерованы, воспроизводить структуру и последовательность заданий; содержать список использованной литературы (приводится в конце работы), ссылки на цитируемые источники, а также дату и подпись. В письменной работе необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя и дальнейшей подготовки к собеседованию перед ее защитой. Успешное выполнение контрольной работы учитывается при выставлении экзаменационной оценки. Объем работы не должен превышать 8-10 страниц печатного или рукописного текста.
Контрольная работа должна быть структурирована следующим образом:
- титульный лист;
- основная часть работы;
список использованной литературы.
Оформление контрольной работы:
Поля: вверху, снизу – 2 см, слева – 2 см, справа – 2 см.
Сноски:
Если используется цитата из журнала: автор, название статьи // название журнала, год издания, номер журнала, страницы на которых расположена статья.
Список использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.
Эссе
Написание эссе – это вариант творческой работы, в которой должна быть выражена позиция автора по избранной теме.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с ней связанные.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выбрать тему эссе, если она не задана изначально.
2. Сформулировать предмет анализа в эссе или исходные тезисы.
3. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, чтобы в их число входили первоисточники).
4. Критически проанализировать различные факты и оценить их интерпретацию.
5. Сформулировать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источника.
Эссе должно включать следующие части, отвечающие определенным требованиям:
1. Краткое содержание, в котором необходимо:
- четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы;
- кратко описать структуру и логику развития материала;
- сформулировать основные выводы.
2. Основная часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3. Заключение.
В нем следует:
- четко выделить результаты исследования и полученные выводы;
- обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.
4. Библиография.
Реферат
Реферат(от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.
Рефераты в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериями:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.
Составление списка использованной литературы.В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.
Основные этапы работы над рефератом
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этапвключает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этапвключает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Написание реферата.Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.
Структура реферата
Введение
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата, который мы определили (10-15 страниц), - 1,2 страницы.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.
Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников
В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
Список использованных источниковоформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ (приложение № 1).
Курсовая работа
Курсовая работа– самостоятельное творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их на практике. При ее выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, нормативно-правовых актов, специальной литературы, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.
Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы. Защищенные курсовые работы хранятся в архиве вуза в течение трех лет.
Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы. Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и анализу, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы.
Содержание работы для наглядности следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.
Цель курсовой работы– закрепление полученных теоретических знаний.
Основные задачи выполнения работы:
- углубить теоретические знания, полученные в процессе освоения дисциплины;
- выработать практические навыки в проведении трех этапов статистических исследований: сборе, обработке и анализе информации;
- выработать умение самостоятельно разрабатывать методические вопросы и решать организационно-исследовательские.
Подготовка курсовой работы требует от студента уверенных навыков работы с исходными источниками информации, осмысленного ознакомления с их содержанием, наличия аналитических способностей. Помимо сугубо учебной цели, курсовая работа преследует также и важную методическую цель – подготовку студентак выполнению дипломной работы.
Порядок подготовки курсовой работы в основном соответствует содержанию типовой технологии написания письменных работ и включает:
- подготовительную работу;
- поиск и обработку источников информации;
- компиляцию рабочего варианта текста;
- обработку подготовленного текста;
- оформление письменной работы.
В структуру курсовой работы входят:
- титульный лист;
- содержание (оглавление);
- введение;
- основной текст;
- заключение;
- список использованных источников.
Выбор темы исоставление плана работы
Темы курсовых работ утверждаются кафедрой. Если курсовая работа связана с прохождением практики, студент должен выбрать тему заблаговременно, до начала ее прохождения. Он также может предложить свою, и после утверждения кафедрой, в случае если выбор студентом аргументирован, тема закрепляется за ним.
При выборе темынужно исходить иизвозможности использования материалов курсовой работы для дальнейшего развития,расширения и углубления выбранной темы в последующих научно-исследовательских работах и дипломной работе (проекте) студента.
Тема курсовой работы должна быть актуальной, иметь теоретическое илипрактическое значение для сегодняшнего дня. Образец заявления см. в приложении № 2.
План – это структурная разработка курсовой. Все вопросы плана должны быть логически связаны и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы.
Слово «план» используется и на предварительном (подготовительном) этапе работы, и на исполнительном. Но при оформлении курсовой это слово не пишется. На странице, следующей за титульной, вверху пишут прописными буквами: «СОДЕРЖАНИЕ». А под ним – то, что, собственно, и составляло план работы.
Содержание работы
Студенты часто под словом «план» имеют в виду структурную разработку только основной, содержательной части работы.
Схема останется только схемой, если не будет наполнена конкретным материалом, добытым, проработанным иосмысленным студентом. Здесь нужно руководствоваться методическими указаниями, подготовленными в помощь студентам по данной учебной дисциплине.
Введение должно содержать такие пункты:
1. Обоснование актуальности темы.
2. Формулировка цели исследования.
3. Определение задач курсовой работы и круга вопросов, подлежащих рассмотрению.
Общий объем курсовой работы, как правило, 25-30 печатных страниц. При таком объеме введение в 2-3 страницы является нормальным. Но заключение в любой письменной работе должно быть по объему меньше введения.
Характерными особенностями работы над основным текстом являются:
- привлечение в качестве исходного оптимального для раскрытия темы количества источников – не менее 20;
- умеренный объем его начальной компиляции и последующей (редакционной) обработки;
- преобладание анализа и обобщений в третьей (второй) главе работы и заключении;
- использование в работе иллюстративного материала.
Заключительными этапами подготовки курсовой работы являются обработка подготовленного текста и окончательное оформление работы. В процессе обработки скомпилированный текст редактируется, дополняется недостающими частями (введением, заключением, содержанием и списком источников) и корректируется. Требования к оформлению курсовой работы являются обычными для письменных работ данного типа.
При оценке работы учитываются содержание работы, актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Рецензия заканчивается выводом: может ли работа быть допущена к защите.
На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.
Работа, выполненная студентом в научном кружке и апробированная на его заседании, может быть засчитана как курсовая, при условии соблюдения требований к качеству содержания, объему и оформлению.
Результаты самостоятельных письменных работ студентов могут быть апробированы на студенческих конференциях или опубликованы в изданиях СКАГС и других вузов.