Пример фактического анализа прибыли от
Практическое занятие № 8
Тема: Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
Прибыль от продаж или реализации продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, ее производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создает основу для расширенного воспроизводства, выполнения обязательств предприятием перед бюджетом, банками и другими кредиторами.
Изменение прибыли от реализации формируется под воздействием следующих факторов:
- изменения объема реализации;
- изменения структуры реализации;
- изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
- изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
I. Расчет общего изменения прибыли (ΔПрп) от реализации продукции:
ΔПрп = Прпо – Прпб, руб.
где Прпо – прибыль отчетного года, руб.;
Прпб – прибыль базисного года, руб.;
II. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:
ΔПрпц = ∑ Цо * Nо - ∑Цб * Nо, руб.
где ∑ Цо * Nо – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (Ц- цена изделия, N – количество изделий);
∑Цб * Nо– реализация в отчетном году в ценах базисного года.
III. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (объема продукции в оценке по базовой стоимости):
ΔПрпV = Прпб (К1 – 1), руб.
где Прпб – прибыль базисного года, руб.;
К1 – коэффициент роста объема реализации.
;
где, Сф.б – фактическая стоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года, руб
Сб – стоимость базисного года, руб
IV. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции.
ΔПрпN = Прпб (К2 – К1), руб.
где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.
;
Где - реализация в отчетном периоде по ценам базисного года, руб.
- реализация в базисном году, руб.
V. Расчет влияния на прибыль экономики от снижения себестоимости продукции:
ΔПрпс.с.= Сф.б. – Со, руб;
Где Сф.б. – себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года, руб.
Со. – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года, руб.
VI. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:
Производится отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации продукции за отчетный период.
ΔПрп = ΔПрпi; руб
Пример фактического анализа прибыли от
Реализации продукции.
Исходные данные:
Показатели | Ед. измен | Базисный год | Отчетный год | Изменения | |
Абс(+т) | 1% | ||||
Кол-во реализованной продукции | Шт. | -300 | 75% | ||
Выручка (петто) от реализации про-ции | Тыс. руб. | -898 | 74,4% | ||
Полная себестоим-ть реализации про-ции | Тыс. руб. | -703 | 74,7% | ||
Цена единицы изделия | Руб. | -25 | 99,1% | ||
Затраты на 1рубль продукции | Кол | 79,8 | 80,3 | +0,5 | 100,6% |
Прибыль (убыток) от реализации | Тыс. руб. | -195 | 72,5% |