Развитие отечественных систем обеспечения качества
Значительный вклад в формирование существующих подходов к управлению качеством внесли отечественные исследователи.
В послереволюционной России уже в 1918 году был принят декрет о развитии стандартизации. Одной из первых форм управления качеством в Советском Союзе стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные. В 1921 году был создан Центральный институт труда (ЦИТ), на который были возложены задачи проведения соответствующих исследований в области управления качеством.
Ставилась задача развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность в непрерывном совершенствовании своего труда. Труды А. К. Гастева, руководителя ЦИТ, имеют важное научное и практическое значение, а его книга «Как надо работать» является введением в науку системы организации труда.
Одним из выдающихся российских ученых, внесших огромный вклад в развитие теории и практики управления качеством как в России так и за рубежом, был В. В. Бойцов. Он сформулировал теоретические и методологические основы управления качеством всех элементов жизненного цикла технических объектов. Он выдвинул следующие требования: необходимость выработки стратегии и критерия управления;
наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей наблюдение за реализацией стратегии управления качеством; наличие резервов;
необходимость учета роли человеческого фактора.
Одним из достижений российской школы управления качеством является формирование квалиметрии, экономико-статистического направления в управлении качеством и экономической теории качества.
Российская школа управления качеством является одной из сильнейших в мире в теоретико-методологическом и методическом подходах к исследуемой проблеме.
Роль квалиметрии в управлении качеством
Квалиметрия – область науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции.
Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов многокритериальных решений во всех сферах управления качеством.
Одной из основных задач квалиметрии является задача оценки уровня качества продукции.
Цель оценки – аналитическими методами сопоставить продукцию с аналогами, которые присутствуют на предполагаемом рынке сбыта оцениваемой продукции или будут на нем присутствовать. Выбор метода оценки зависит, следовательно, от понимания исследователем той рыночной ситуации, в которой может оказаться оцениваемая продукция. При этом он может учитывать или, наоборот, игнорировать те или иные факторы.
Планирование процесса управления качеством
Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.
Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.
Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.