Транспортные характеристики грузов
При описании транспортных характеристик грузов, прежде всего, приводится информация, оказывающая влияние на особенности перевозки и выполнение грузовых операций [Найденов Б.Ф. Справочник по объемным весам грузов, - М.: Транспорт, 1971. – 160 с.; Общие и специальные правила перевозки грузов. Тарифное руководство 4 – М. – М.: ЦРИА «Морфлот», 1980. – 604 с.; Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем. – М.: Изд-во: Мир и семья, 2001. – 560 с.]. Кроме того, приводятся:
удельно-погрузочный объем (УПО), м3/т;
возможность перевозки с использование укрупненных грузовых мест (УГМ);
размеры УГМ.
На основе анализа внешних условий эксплуатации формулируются требования к судам, требуемым для освоения заданных грузопотоков:
специализация судна:
судно универсального назначения;
судно – контейнеровоз;
судно – углерудовоз;
допустимая осадка судна;
предел грузоподъемности судна;
количество палуб;
наличие ледового класса и т. д.
Технико-эксплуатационные характеристики судов
Исходя из сформулированных в п. 1.3 требований, из приложения Д отбираются суда 3-х (или 4-х, на усмотрение студента) серий.
Технико-эксплуатационные характеристики судов представляются в табличной форме (табл. 4).
Раздел 2
Схемы движения судов
Схема движения – это последовательность посещений портов судами при выполнении плана перевозок.
Схемы движения формируются таким образом, чтобы обеспечить эффективную работу судов.
К рациональным схемам движения предъявляется ряд требований.
Во-первых, схемы движения должны быть, по возможности, простыми, т. е. между двумя портами, поскольку небольшое количество портов и участков перехода способствуют уменьшению количества ограничений, накладываемых на эксплуатацию тоннажа.
Во-вторых, схемы движения судов должны быть, по возможности, уравновешены по грузопотокам (если перевозятся «тяжелые» грузы) и тоннажепотокам (если перевозятся «тяжелые» и «легкие» грузы). Это означает, что все участки схемы должны характеризоваться одинаковой величиной грузопотоков или тоннажепотоков. Это требование вытекает из необходимости максимизации загрузки транспортных средств, т. е. из необходимости обеспечения полной загрузки судов по грузоподъемности и/или грузовместимости.
В–третьих, схемы движения должны, по возможности, объединять участки с транспортно однородными грузами. Это требование связано с необходимостью сократить затраты времени на дополнительные транспортные операции, связанные с подготовкой грузовых помещений судна к приему грузов.
Кроме основных требований к схемам движения предъявляются дополнительные требования:
o схемы движения должны быть замкнутыми, т. е. суда должны возвращаться в тот порт, из которого они вышли.
o каждый порт может входить в схему только один раз. Исключение составляет начальный порт, который одновременно является и конечным.
o схема не должна начинаться с балластного перехода.
o в схеме не должно быть подряд два или более балластных переходов.
Соблюдение указанных требований при формировании схем движения судов обеспечивает их рациональность, способствует снижению эксплуатационных расходов судов при выполнении планов перевозок и обеспечивает повышение эффективности эксплуатации флота.