Основные категории и понятия. Национальная экономика, структура национальной экономики, структурная политика государства, теневая экономика
Национальная экономика, структура национальной экономики, структурная политика государства, теневая экономика, общественное воспроизводство, совокупный общественный продукт, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, двойной счет, промежуточный продукт, конечный продукт, добавленная стоимость, номинальный ВВП, реальный ВВП, чистый национальный доход, национальный доход, личный доход, дефлятор ВВП, индекс потребительских цен, национальной богатство, чистое экономическое благосостояние.
Контрольные вопросы
1. Что такое национальная экономика и какова ее структура?
2. Что такое общественное воспроизводство и какие виды воспроизводства существуют?
3. Какие воспроизводственные фонды формируются за счет совокупного общественного продукта?
4. В чем заключается проблема двойного счета?
5. Какие существуют методы подсчета ВВП/ВНП?
6. Как рассчитать чистый национальный продукт и национальный доход?
7. Каково соотношение объемов понятий: фонд амортизации, национальный доход, ВНП, ВВП?
8. Ведение импортных пошлин повысило цены ввозимых товаров. Как это отразится на стоимости жизни, если для оценки ее изменения использовать:
а) индекс потребительских цен; б) дефлятор ВВП?
9. Что такое чистое экономическое благосостояние?
10. Что относится к теневой экономикой?
Тема 10. Роль государства в рыночной экономике
Объективные предпосылки государственного регулирования
Экономики
Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы, стоящие перед обществом. Однако даже самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всем кругом социальных и экономических вопросов, возникающих в рыночной экономике. Поэтому решение ряда вопросов, не подвластных рыночному механизму, берет на себя государство.
Объективная необходимость государственного регулирования экономики обусловлена:
Во-первых, научно-технической революцией, которая требует больших затрат на фундаментальные исследования, НИОКР;
Во-вторых, углублением международного разделения труда, интернационализацией производительных сил, возрастанием значения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. Государственная помощь частному сектору в обеспечении конкурентоспособности продукции, участие государства в интеграционных процессах на мировой арене, государственное регулирование внешнеэкономических связей и валютных отношений становятся объективной необходимостью.
В-третьих, неспособностью рынка решить определенные проблемы экономического развития:
- рынок не может, в частности, обеспечить удовлетворение потребностей в общественных благах, производство которых должно взять на себя государство;
- возможно возникновение побочных эффектов экономической деятельности, например, возникновение ассимитричности информации. Государство в этом случае должно минимизировать отрицательные и поощрять положительные экстерналии и интерналии, а также снижать трансакционные издержки;
- рыночный механизм, например, оказывается бессильным, когда требуется быстро провести глубокие структурные изменения во всем народном хозяйстве, вызванные НТР. В таком случае объективно необходимо государственное регулирование экономики, в частности, осуществление комплексно-целевых программ научно-технического прогресса и структурных перемен.
- стихийное развитие рынка может вызвать сильный скачок инфляции, кризис перепроизводства, разорение множества предпринимателей и массовую безработицу. Решение этих проблем должно осуществиться через антициклическую и антиинфляционную деятельность государства.
- ценовой рыночный механизм не в состоянии отразить всех затрат на производство продукции, например, дополнительных издержек на возмещение ущерба окружающей среде. Решение экологических проблем, обеспечение занятости, социальной защиты населения, экономической стабильности и роста, а также многие другие проблемы берет на себя государство.
Однако в экономической литературе можно встретить различные подходы к определению роли государства в экономике.
Теоретические концепции этой проблемы можно разделить на два основных направления. Первое - доказывающее необходимость государственного регулирования экономики. Одним из представителей этого направления был Д.М. Кейнс и его последователи - неокейнсианцы (Р. Харрод, Д. Робинсон и др.), которые доказывали необходимость вмешательства государства в экономику в силу того, что рыночная система не имеет самокорректирующего устройства, чтобы поддерживать собственное равновесие.
Необходимость активного государственного регулирования экономики убедительно обосновывали и представители институционализма (Т. Веблен,
Д. Коммонс, Д.Х. Гэлбрейт и др.), которые видели в государстве “уравновешивающую силу”, противостоящую силе монополий.
Представители другого направления, наоборот, отрицали и ограничивали необходимость государственного регулирования экономики. К ним относятся представители неоконсерваторов (М. Фридмен, С. Фишер, У. Саймон и др.), которые считали, что рыночный механизм способен к саморегулированию и без государственного вмешательства может обеспечить общее экономическое равновесие и исправить любое отклонение от него.
Существование и противоборство двух направлений привело к стремлению объединить их в общую концепцию “неоклассического синтеза”, представителями которого являются П. Самуэльсон, П. Хейне и др. Они считают рыночную систему равновесной, за исключением рынка труда и обосновывают необходимость сочетания стихийного механизма рынка, с мерами государственного регулирования экономики. При этом они утверждают, что вмешательство государства должно носить косвенный характер и быть направленным в основном на регулирование кредитно-денежной системы.