Спрос, предложение и рынок

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Введение в экономику

Экономика изучает, каким образом общества, сталкиваясь с центральной проблемой согласования безграничных желаний в потреблении товаров и услуг с ограничивающими их выпуск дефицитными ресурсами, решают, что, как и для кого производить.

Экономисты имеют дело с позитивными и нормативными проблемами. Позитивная экономика ищет научные объяснения функционированию экономики, она имеет дело с тем, что есть или могло бы быть. Нормативная экономика предлагает рецепты действий, основанные на личных оценочных суждениях, она имеет дело с тем, что должно быть. Наиболее глубокие разногласия среди экономистов вызывают вопросы в рамках нормативного подхода, позитивный подход к экономике, как правило, споров не вызывает.

Позитивная экономика ищет научные объяснения функционированию экономики, она имеет дело с тем, что есть или могло бы быть. Нормативная экономика предлагает рецепты действий, основанные на личных оценочных суждениях, она имеет дело с тем, что должно быть. Наиболее глубокие разногласия среди экономистов вызывают вопросы в рамках нормативного подхода, позитивный подход к экономике, как правило, споров не вызывает.

Граница производственных возможностей (PPF) показывает максимально возможное количество какого-либо товара или вида услуг, которое может быть произведено для каждого данного уровня выпуска других товаров или услуг. PPF любого общества изменится, если изменяется количество или качество производственных ресурсов или если появляются новые полезные услуг с ограничивающими их выпуск дефицитными ресурсами, решают, что, как и для кого производить.

PPF воображаемой экономики, в которой имеются только два возможных вида выпуска, иллюстрирует базисные экономические принципы. Альтернативные издержки, связанные с увеличением выпуска одного товара, определяются количеством других товаров, которым необходимо при этом пожертвовать. Только те изменения, которые могли бы произойти в результате конкретного действия, следует рассматривать при оценке их желательности; решения должны приниматься в соответствии с предельными изменениями. Чтобы расширить (сдвинуть вовне) PPF или иметь возможность увеличить производство завтра, общество должно уменьшить потребление сегодня. Общество растрачивает ресурсы, если находится внутри своей PPF; работает эффективно, если находится на PPF. Точки, расположенные вовне PPF, недостижимы вследствие ограниченности ресурсов.

В командной экономике все решения о том, что, как и для кого производить, должны были бы приниматься государством. Управление такого рода экономикой было бы почти наверняка неразрешимой задачей для государства; в действительности чисто командных экономик не существует.

В экономике свободного рынка – прямой противоположности командной экономики – государство не играло бы никакой роли в распределении ресурсов; взаимодействие решений фирм и домашних хозяйств осуществлялось бы посредством рынков для принятия решений о том, что, как и для кого производить. Адам Смит утверждал, что индивиды, руководствуясь своими собственными интересами на свободных рынках, направляются как бы невидимой рукой в целях достижения интересов общества в целом. Но чисто рыночных экономик также не существует; все реально существующие государства оказывают влияние на решения о распределении ресурсов различными способами и по различным причинам.

Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами. В смешанных экономиках распределение ресурсов определяют и государственные решения, и рыночные силы. Действительное соотношение государства и рынка в различных странах сильно варьируется. В США ведущая роль принадлежит рынку. Подчас напряженный спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике.

В экономике существует два основных раздела. Микроэкономика сосредоточена на изучении функционирования отдельных рынков и их взаимодействия. Макроэкономика изучает экономику в целом, сосредоточиваясь на таких вопросах, как инфляция, безработица и рост совокупного выпуска. В обоих разделах применяются одни и те же основные принципы.

Основные понятия и методы

Экономические переменные оказывают влияние и характеризуют распределение ограниченных ресурсов. Данные – это факты, как правило, выраженные в количественном виде, несущие информацию об экономических переменных.

Модели или теории, которые представляют собой упрощенное описание реальности, используются в экономике и других областях знаний для достижения понимания и для ответов на вопросы «что, если». Все модели являются нереалистичными, хорошие модели – это модели, дающие верные ответы на интересующие вопросы. Данные используются как для установления характера соотношений, которые должны приниматься в расчет, так и для последующей проверки и оценки построенных моделей.

Схема кругооборота дает общий взгляд на организацию и функционирование экономики. Домашние хозяйства получают доход, продавая фирмам услуги факторов производства, которыми они владеют. Фирмы используют факторы производства в производстве товаров и услуг для продажи домашним хозяйствам, доход которых дает им возможность покупать товары. Домашние хозяйства и фирмы имеют дело друг с другом на рынках товаров и факторов производства.

Цены и количества – это основные показатели измерения в экономике. Произведение цены и количества дает объем в долларах, или стоимость.

Уровень цен – это средневзвешенный уровень цен в экономике в целом. Уровень цен отражает отношение стоимости заданной рыночной корзины, или набора, товаров к стоимости тех же товаров в базовом году.

Индекс потребительских цен (CPI) основывается на стоимости рыночной корзины товаров, которые представляют собой покупки типичного городского жителя. Этот индекс, часто называемый также индексом стоимости жизни, является наиболее широко применяемым индексом цен.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой общую стоимость в долларах товаров и услуг, произведенных в экономике в течение данного периода. Валовой ВНП может претерпевать изменения как в результате изменения цен, так и вследствие изменения физического объема производства. Реальный ВНП – это стоимость произведенной продукции за год, рассчитанная с использованием цен данного базового года. Реальный ВНП – это показатель измерения физического объема производства в экономике. Дефлятор ВНП равен отношению валового ВНП к реальному, умноженному на 100. Дефлятор ВНП является показателем уровня цен, полученным на основе всех произведенных в экономике товаров и услуг.

Отношения (в частности, доли, относительные и реальные цены) и процентные изменения (в частности, темпы прироста и темпы инфляции) широко используются в экономике для сравнений во времени или между экономическими единицами (фирмами, домашними хозяйствами, государствами или народами) во временной точке.

Графики экономических данных, в частности диаграммы рассеяния, используются для выявления трендов, структуры и возможных связей между экономическими переменными. Для характеристики взаимосвязей между экономическими переменными с помощью чисел и уравнений применяются эконометрические методы.

Поскольку большая часть экономических данных получена не в результате управляемых экспериментов, то зачастую сложно проверить полученные «при прочих равных условиях» теоретические прогнозные результаты. Кроме того, экономика изучает человеческое поведение, которое различается у отдельных людей и изменяется во времени.

Спрос, предложение и рынок

Большинство решений относительно распределения ресурсов в США и других странах со смешанной экономикой осуществляется через систему цен. Цены определяются на рынках; эти рынки принимают разнообразные формы, но их функционирование может быть охарактеризовано в сжатом виде с помощью базовой модели спроса и предложения.

Объем спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, за день или за год) на данном рынке. Объем спроса зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются цены альтернативных товаров, доходы покупателей, их вкусы и ожидаемые цены.

Шкала спроса отражает зависимость между объемом спроса на товар и его ценой при неизменности других факторов. Кривая спроса – это графическое изображение шкалы спроса. Кривые спроса обычно являются понижающими (убывающими), показывая тем самым, что объем спроса увеличивается по мере падения цены.

Объем предложения – это количество товара, которое продавцы хотят реализовать за некоторый период на данном рынке. Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства (физический капитал), доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.

Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой при условии неизменности прочих факторов. Кривая предложения, будучи графическим изображением шкалы предложения, обычно является повышающейся (возрастающей), показывая тем самым, что с ростом цены увеличивается и объем предложения.

Рынок находится в состоянии равновесия, когда цена устанавливается на уровне, при котором объем спроса равен объему предложения. При ценах ниже равновесной существует избыточный спрос (или дефицит), означающий превышение объема спроса над объемом предложения. При ценах выше равновесной существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения над объемом спроса.

Если рынок не находится в состоянии равновесия, то цены движутся в направлении к равновесному уровню. Когда имеет место избыточный спрос, поставщики могут поднимать цены и при этом продавать столько, сколько хотели бы, по более высоким ценам. Когда наблюдается избыточное предложение, давление со стороны нереализованных товаров заставляет фирмы снижать цену. Поскольку рынки движутся к равновесию, экономисты обычно концентрируют свое внимание на равновесных цене и объеме, анализируя реакцию рынков на изменения спроса или предложения.

Изменения факторов (отличных от цены товара), определяющих объем спроса, сдвигают кривую спроса, вызывая изменение и равновесной цены, и равновесного объема. Увеличение цены товара-субститута сдвигает кривую спроса вправо, увеличивая тем самым и цену, и объем. Точно также увеличение числа потребителей, изменение их вкусов по отношению к данному товару или их ожиданий относительно роста цен в последующем периоде сдвигают кривую спроса вправо. Увеличение цены комплементарного товара сдвигает кривую спроса влево, уменьшая тем самым цену и объем.

Рост доходов потребителей увеличивает объем спроса на нормальный товар, сдвигая кривую спроса вправо и повышая тем самым цену и объем. Рост доходов потребителей сдвигает кривую спроса на низший товар влево, уменьшая цену и объем.

Значение углового коэффициента и положение кривой предложения определяется главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. Технологическое усовершенствование, сокращая издержки производства, будет, как правило, сдвигать кривую предложения вправо, вызывая снижение равновесной цены и рост объема выпуска. То же будет происходить и при снижении стоимости одного из производственных ресурсов.

Система цен в экономике свободного рынка помогает в разрешении проблем «что», «как» и «для кого». «Что» определяется спросом и предложением на рынках различных товаров. «Как» определяется решениями фирм относительно наилучшего способа производства. «Для кого» определяется способностью и желанием потребителей оплачивать различные товары, что в свою очередь определяется ценами, по которым они могут продать свой труд, и стоимостью их имущества.

Наши рекомендации