Факторы, влияющие на состояние развития рынка упаковки молочных продуктов и перспективы его развития

Романова В.А., студентка 4 курса

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Чеховский техникум»

Аннотация. В данной статье рассматривается состояние развития упаковочной отрасли для молочной промышленности, значение упаковки в производстве молочной промышленности, а также обзор рынка упаковки.

Состояние пищевой и перерабатывающей промышленности, в которой молочная отрасль занимает лидирующее место по вкладу в ВВП, определяет продовольственную безопасность страны и является одним из важнейших элементов общей безопасности и устойчивости развития национальной экономики. В настоящее время в число приоритетных задач, стоящих перед молочной отраслью, входят задачи по производству продовольствия, способствующего поддержанию здорового образа жизни, снижению риска заболеваний и медикаментозной нагрузки, обеспечение экологичности пищевых производств, а также повышение потребительского спроса. При производстве такой продукции большую роль играет упаковка. Поэтому необходимо проанализировать состояние и перспективы развития упаковочного рынка, а также определить факторы, которые на него влияют.

Упаковочная отрасль ориентирована на потребителей (в частности, промышленных) и любое изменение спроса сильно на себе ощущает. Растет спрос – увеличивается объем упаковочного рынка. Конечно, в большей степени отрасль зависит от состояния экономики, в конечном счете – от уровня ВВП. Исследователи утверждают, что увеличение ВВП на 1 % дает примерно 1,5 % прироста упаковочного рынка.

Вообще упаковочная отрасль является достаточно устойчивой, но сталкивается она с большим количеством проблем. К проблемам отрасли можно отнести: рост тарифов естественных монополий, высокую стоимость проектов, заимствований, увеличение сроков окупаемости проектов. Стоимость упаковки растет, но не так, как хотелось бы ее производителям, чтобы обеспечить и получение прибыли, и рентабельность. Стоимость упаковочной продукции отстает от темпов удорожания используемого в отрасли сырья, энергоносителей и прочих ресурсов. Экспорта упаковки практически нет, на внешние рынки выйти очень сложно. Хотя многие виды упаковочных материалов и готовых изделий высокого качества.

В июле 2012 года вступил в действие Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки», но он требует существенной доработки по многим позициям. Основными проблемами в сфере технического регулирования являются устаревшие стандарты, т.к. они не соответствуют обращению современной упаковки. Процесс разработки нормативов отстает от внедрения новых технологий.

Конкуренция в упаковочной отрасли очень высокая, сложилась в 2010 – 2011 гг., с появлением большого количества производителей, которые способны наполнить рынок своей продукцией. В настоящее время предложение по многим видам упаковки превышает спрос, что подогревает конкуренцию. Но это хорошо для потребителей упаковки, поскольку улучшается ее качество.

Вообще переоценить роль упаковки для молочных продуктов сложно, ведь молоко – продукт скоропортящийся и упаковка для него не просто тара, а прежде всего средство сохранения качества, вкуса, цвета и безопасности. Современные технологии в сфере упаковки позволяют хранить молоко при комнатной температуре от 6 месяцев до 1 года. Помимо этой основной функции упаковка выполняет множество других:

· нормативно-законодательную (выполнение ГОСТов и ТУ);

· дозирующую (стандартизация количества содержимого в пакете);

· эксплуатационную (удобство при перемещении, хранении, сбыте и использовании);

· транспортную (эффективное использование транспортных площадей);

· информационную (носитель информации о продукте);

· маркетинговую (средство продвижения товара) и др.

Чем определяется выбор упаковки для молочных продуктов? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но несомненно первым фактором является обеспечение безопасности продукта, т.е. сохранение его естественных качеств. Другим не менее важным фактором является учет уровня доходов населения.

Примерные цены на разные виды упаковки для питьевого молока согласно отраслевым данным (за 1 тыс. шт.):

· полиэтиленовая пленка – 12 евро;

· картонная упаковка с «гребешком» без крышки – 40 евро; с крышкой – 55 евро;

· ПЭТ-бутылка – 70 евро;

· Асептическая упаковка – 80-95 евро.

Применение дорогих упаковочных материалов приведет к удорожанию готового продукта, а это приведет к снижению спроса. А в самом начале статьи мы уже говорили о зависимости упаковочного рынка от спроса.

Конечно же экономический фактор важен, но не всегда он является определяющим. Например, в Турции из-за жаркого климата производители используют преимущественно многослойный картон, в странах ЕС доминирует картонная упаковка, а в США – емкости из ПЭТ.

По типу упаковки рынок молока делится на несколько сегментов. Наиболее крупным является сегмент – полиэтиленовые пакеты. Хотя их использование в последние десятилетие сокращается, но все равно остается еще достаточно крупным. Следующий сегмент – картонная упаковка. Первые картонные упаковки-тетраэдры компании Tetra Pak (Швеция) появились в СССР еще в 1961 году. Позже молочные предприятия стали закупать линии Elopak (Норвегия), и прилавки заполнили знаменитые пакеты с «гребешком».

В 2015 году началась дискуссия вокруг Правительственного документа «План поэтапного сокращения использования традиционных полимеров при производстве пищевой упаковки для розничной торговли, не соответствующих утилизации путем разложения». Но в настоящий момент отрасль не готова к переходу на биополимеры ни с научной, ни с нормативной точки зрения. Требуются огромные усилия, чтобы создать этот рынок. Но тема применения биополимеров является темой инновационной и ее не стоит отбрасывать, мотивируя тем, что дорого. В целом инноваций на рынке упаковочных материалов достаточно много. Появляются большое количество пленок со специальными свойствами, многослойные упаковочные материалы. Разрабатываются специальные упаковочные материалы для скоропортящихся продуктов с антимикробными добавками, упаковки, отображающие годность продукции.

Среди компаний, предлагающих инновационные виды упаковочных материалов можно назвать «Пермскую целлюлозно-бумажную компанию», ГОТЭК, «КОМУС-упаковка», «Мир упаковки» и др.

Литература:

1. Чуйков В.А. «Российский рынок упаковки: проверка на прочность» / Журнал «Молочная промышленность» – № 9, 2015 г.

2. Харитонов В.Д. «Приоритетные направления развития пищевых технологий» / Журнал «Молочная промышленность» – № 5, 2014 г.

Наши рекомендации