Сравнительные показатели преимуществ и недостатков
Вступления России в ВТО.
Показатели | Положительные стороны | Отрицательные стороны | |
1. | Исключение дискриминации торговли | + | |
2. | Обеспечение максимальной свободы торговли | + | |
3. | Минимизация тарифов | + | |
4. | Открытие неконкурентоспособных отраслей и регионов | + | + |
5. | Создание условий для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки | + | |
6. | Обеспечение максимальной конкуренции в международной торговле | + | |
7. | Уменьшение потерь на антидемпинговые расследования | + | |
8. | Уменьшение инвестиций в нашу промышленность | + | |
9. | Изменение многих законов | + |
Суммируя «за» и «против» вступления России в ВТО следует сказать: глобальной интеграции нет альтернативы, а ВТО ориентирована именно на нее, поэтому России следует вступать в ВТО, а для этого необходимо решить ряд задач:
· повышение конкурентоспособности российской экономики;
· определение отраслевых приоритетов;
· обеспечение защиты внутреннего рынка от недоброкачественной иностранной продукции;
· сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, вооружение, военная техника и др.).
Западу нужен российский рынок, но не нужны российские товары, следовательно решение вопроса о вступлении России в ВТО потребует, очевидно, немалого времени, трудных и длительных переговоров, поиска компромиссов, разумного баланса интересов России и Запада.
Второй экономической организацией, регулирующей мировую торговлю, стала Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная в качестве органа ООН. В деятельности конференции принимают участие практически все государства - члены ООН и ряд международных организаций. Высшие органы ЮНКТАД - сессия и Совет по торговле и развитию. Сессии проводятся один раз в четыре года, Совет собирается дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и секретариатом. Штаб-квартира организации располагается в Женеве.
Основными задачами ЮНКТАД являются:
· содействие развитию международной торговли, обеспечению стабильного мира и равноправного сотрудничества между государствами;
· выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;
· участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.
С момента создания ВТО возник вопрос о необходимости ЮНКТАД мировому сообществу. Практика ответила положительно на этот вопрос и определила четко место данной экономической организации.
Эта организация универсального характера должна вырабатывать общие торгово-политические принципы в контексте развития, а за ВТО остаются чисто торговые вопросы. Сегодня нельзя представить системы международных экономических организаций без ЮНКТАД, без ее вклада в концепцию мировой торговли и развития, без ее исследований и многочисленных совещаний экспертов. Сегодня ЮНКТАД объединяет 168 стран.
Восстановлению экономики стран содействует еще одна международная организация – группа Всемирного банка (Международный банк развития и реконструкции). Этот банк является международным кредитно-финансовым институтом, который в начале своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноевропейских стран. С 1960-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны, а в 1990-х годах объектами его деятельности стали бывшие социалистические страны.
Членами МБРР могут быть только государства, принятые в МВФ. Следовательно, Россия является и членом МБРР.
Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его экономическим потенциалом. Наибольшей квотой и здесь обладают США. Доля России в капитале фонда примерно 3%, такая же, как и доля в МВФ.
МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным странам. Особенность банка заключается в том, что он не переносит сроки платежей по предоставляемым кредитам, поэтому МБРР никогда не имел убытков.
Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала, получаемой прибыли от операций, а также из средне – и долгосрочных займов на международных рынках.
В 1956 г. была образована Международная Финансовая Корпорация (МФК) в целях стимулирования частного сектора в развивающихся странах. Особенностью МФК является то, что она не признает гарантий государства.
В 1960 г. как филиал МБРР была создана Международная Ассоциация Развития (МАР) для оказания содействия беднейшим развивающимся странам.
Средства МАР образуются в основном за счет добровольных взносов более богатых стран-членов.
В 1988 г. в группе Всемирного Банка появилось новое учреждение – Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), созданное с целью стимулирования инвестиций в странах-членах. Специфика его деятельности - предоставление гарантий иностранным инвесторам против потерь, называемых некоммерческими рисками. В настоящее время насчитывается более ста межгосударственных экономических организаций.
Многие международные экономические организации входят в систему ООН. Датой создания ООН считается 24 октября 1945 г., когда устав этой организации был ратифицирован (утвержден) парламентами СССР, США, Великобритании, Китая, Франции и большинством других подписавших его государств. Первоначальный состав ООН — 51 государство.
Целями ООН, изложенными в его уставе, являются:
· поддержание международного мира и безопасности;
· развитие дружеских отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
· осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем;
· экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;
· превращение ООН в центр для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
[1] Общая формула для определения текущего курса облигации такова: K=a/i, где К – курс облигации в данный момент; а – фиксированная сумма дохода, которую приносит облигация; i – текущая рыночная ставка процента по облигациям.
[2] Закон РФ «О занятости» принят на федеральном уровне Государственной Думой 22.03.1996 г. и одобрен Советом Федерации в апреле 1997 г.