Тема 1. Микроэкономика: предмет, методы и их применение
Программная аннотация
Предмет исследования. История экономического знания. Основные направления экономической теории. Структура экономической науки. Микро- и макроэкономика как части экономической теории. Позитивная и нормативная микроэкономика.
Потребности, блага и ресурсы. Экономические блага и их классификация. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Факторные доходы. Номинальные и реальные величины.
Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Сравнительное преимущество. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Компромисс общества между эффективностью и равенством.
Функции экономической науки. Экономические категории и законы. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Проблема выбора оптимального решения. Экономические интересы, цели и средства. Рациональное поведение. Экономический кругооборот.
Методы микроэкономики: общие и специальные. Принцип “при прочих равных условиях”. Индукция и дедукция. Метод абстракции. Экономические модели и эксперименты. Экономическая стратегия и политика.
Сущность экономических институтов. Экономическое и юридическое содержание собственности. Собственность и хозяйствование. Структура и передача прав собственности. Согласование обязанностей. Разгосударствление и приватизация.
Экономическая система. Типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Хаос и координация в экономической системе. «Невидимая рука» рыночного хозяйства. Рыночная инфрастуктура и конъюнктура.
Переходная экономика: источники, закономерности, место в экономической науке.
Планы семинарских занятий
1. Предмет экономической теории. Микроэкономика. История развития экономической мысли.
2. Потребности, блага и ресурсы: понятие и классификация.
3. Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов.
4. Методология экономической науки.
5. Институты и их роль в экономике.
6. Экономическое и юридическое содержание собственности. Приватизация.
7. Экономическая система: сущность, признаки, виды.
Задания
№1. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 12 000 руб. в год или работы референтом с зарплатой 10 000 руб. в год, Иван поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 000 руб. Какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если Иван имеет возможность в свободное время подработать в магазине за 4000 руб. в год?
№2. Студентка во время летних каникул может заработать 5 тыс. руб., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка. В обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:
- плата за обучение на курсах – 2 000 руб.,
- плата за учебные пособия – 300 руб.,
- расходы на питание - 1800 руб.,
- расходы на транспорт – 600 руб.
Определите альтернативные издержки.
№3. Пусть дипломированный бухгалтер является квалифицированным маляром и ему нужно покрасить свой дом. Будет ли он нанимать профессионального маляра, если способен за час работы по своей специальности заработать 50 руб., а маляру он должен платить за каждый час работы 15 руб. Допустим, что у бухгалтера покраска дома займет 30 часов, а маляр затратит на эту работу 40 часов. (Предположим, что у бухгалтера нет удовольствия от малярной работы).
№4. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в соседний город. До места назначения можно добраться двумя способами – самолетом либо поездом. Стоимость билета на самолет – 3000 руб., на поезд – 900 руб. Время нахождения в пути в самолете – 2 часа, на поезде – 15 часов.
Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 150 руб. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время).
№5. Оцените с позиций нормативного и позитивного подходов микроэкономики принятие в 2003 г. Закона об обязательном страховании на рынке страховых услуг.
Формы текущего контроля:
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Посещение лекций | Участие в лекционном занятии | Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов. | |
Устный опрос | - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. | Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания | |
Тестирование | Количество правильно выполненных тестовых заданий | Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Затем полученный процент умножается на количество баллов за 1 тестирование |