Телефонный разговор по поводу трудоустройства

Телефонный звонок заменяет письменное обращение в случаях, когда важно заявить о себе как можно раньше. Наиболее типичными являются следующие ситуации:

- объявление с приглашением на работу предполагает общение по указанным в нем телефонам;

- благодаря своим связям вы узнали о «горящей» вакансии;

- кто-то из ваших знакомых лично рекомендовал вас рабо­тодателю, который заинтересовался и выразил желание, чтобы вы обратились к нему по телефону.

Личное общение, в том числе и по телефону, дает значи­тельные преимущества, позволяя расположить к себе, заинте­ресовать собеседника, мгновенно прореагировать на его от­ношение к тому или иному моменту разговора. Но эти преимущества требуют от вас определенных качеств: способ­ности принимать молниеносные решения, привлечь и удер­жать внимание собеседника, быстроты адаптации.

При ведении телефонных разговоров по поводу трудоустройства следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Прежде чем звонить, тщательно проверьте, как зовут вашего собеседника, недопустимо ошибиться в произношении или ударении. Постарайтесь быстро перейти к цели своего звонка, это производит самое благоприятное впечатление.

2. Необходимо тщательно подготовиться к телефонному разговору, продумать, что и как вы собираетесь изложить, подготовить ответы на наиболее вероятные вопросы. Неплохо набросать план беседы: о чем и в каком порядке вы хотели бы переговорить.

3. Не забывайте, что разговор - это диалог, а не монолог. Не старайтесь проговорить на одном дыхании заранее заученный текст. Ситуация сложится не в вашу пользу, если, произнеся без запинки подготовленный текст, вы не сумеете ответить на простейший заданный вам вопрос.

4. Ваша цель не только рассказать о себе, но и узнать о предполагаемой работе. Но ни в коем случае не увлекайтесь телефонным разговором и не ждите от него многого. Главное - получить приглашение на личное собеседование.

5. Перед тем как звонить, оденьтесь в привычном дня вас деловом стиле, даже если вы звоните из дома. Доказано, что внешний вид человека отражается на его внутреннем состоя­нии, собранности и т.п. Не курите во время разговора, это ощущается собеседником на слух. На ваш голос оказывает влияние и то, как вы сидите, поэтому сядьте прямо, не обло­качивайтесь.

6. Не забывайте, что предмет разговора чисто деловой, не затягивайте разговор, крайне нежелательно утомить собесед­ника чрезмерной говорливостью.

7. Телефон обеспечивает лишь ограниченную обратную связь: вы не видите выражение лица собеседника, его жесты и мимику, поэтому, реагируя на его высказывание, старайтесь быть вежливым и аккуратным, чтобы не попасть впросак.

Резюме

Резюме - самохарактеристика, объективка (жизнеописа­ние) - одно из самых эффективных средств саморекламы, самомаркетинга на рынке труда.

Резюме это товарное описание ваших способностей при продаже. Оно не может быть ложным и не может быть бес­пристрастным. Оно должно отображать три основных качест­ва, требуемых от сотрудника:

- образованность,

- продуктивность,

- неограниченность возможностей.

Специалист, знающий се­бе цену, должен писать резюме только сам. Квалифицирован­ная помощь со стороны даже самого высокого уровня необхо­дима для корректирования формы и стиля изложения и, что особенно важно, для выявления орфографических и синтакси­ческих ошибок, которые в резюме совершенно недопустимы.

Цель резюме — привлечь внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить пригласить кандидата на личную встречу. Если внимание привлечь не удалось, то это значит, что резюме не сработало. На основании резюме формируется первое и очень устойчи­вое мнение о человеке, которое, однако, субъективно и зави­сит от стереотипов восприятия людей. Часто кандида­ты приносят резюме сразу на собеседование и просят ознакомиться с ним до разговора. Это позволяет быстро уз­нать главное о кандидате, сформулировать дополнительные вопросы и сократить записи необходимых данных о нем, что сокращает время и повышает эффективность собесе­дования.

Составляя резюме, следует помнить два ключевых момента:

1. У вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме — в тот момент, когда его читают в первый раз.

2. Удачное резюме поможет вам получить интервью, т.е. личную встречу с работодателем или его представителем, а не работу. Это необходимо твердо осознавать. Ваша цель — до­биться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично.

По форме составления резюме различаются на хронологи­ческое, функциональное, хронологически-функциональное, целевое, академическое.

Хронологическое (ретроспективное) резюме наиболее пригодно для специалистов, много лет проработавших в од­ной и той же области и в ней же желающих продолжить тру­довую деятельность. Описание трудового опыта и имеющего­ся образования располагается в хронологическом порядке и в нисходящей последовательности: начиная с последнего места работы и, затем, с последнего места учебы. Если вы работали только в одном месте, разделите трудовой стаж на хронологи­ческие части соответственно продвижению по должностной лестнице. Годы работы и учебы располагаются слева. Под да­тами никаких других данных быть не должно.

Функциональное резюме применяется при описании ка­кого-то специфического трудового опыта и круга знании, ко­гда нет необходимости располагать в хронологическом по­рядке процесс накопления этого опыта. Эта форма резюме наиболее пригодна в случаях, когда был большой перерыв в работе или есть необходимость изменить профориентацию, например, в силу отсутствия дальнейшего спроса на вашу специальность.

Хронологически-функциональное резюме используется наиболее часто для освещения каких-то особых достижений, и в то же время сохраняя хронологическую последователь­ность изложения трудового стажа и образования.

Целевое резюме заполняется тогда, когда внимание сосре­дотачивается на соискании определенной должности. При этом свой запрос вы подкрепляете изложением своих знаний и способ­ностей.

Академическое резюме используется для поиска профессорско-преподавательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет перечень печатных работ и научных наград. Этот перечень совершенно не нужен при поиске рабо­ты в промышленности. Если вас вызвали на собеседование, будьте готовы прокомментировать ваши достижения. Не за­громождайте список статьями, не имеющими отношения к испрашиваемой работе. Не загромождайте собеседование (ин­тервью) деталями, не относящимися непосредственно к обсу­ждаемой теме.

Работодатели в области промышленности и строительства предпочитают хронологическую форму резюме. Они считают, что функциональное резюме используют, когда хотят скрыть какой-то период трудовой деятельности.

Резюме любой формы не должно содержать загромождаю­щих материалов и сведений. Не следует прилагать фотографий. Не надо приводить информацию персонального характера: пол, семейное положение, имя жены или мужа, количество детей, увле­чения, возраст, вес, рост и т.п. Персональные данные, как пра­вило, содержатся в академическом резюме, когда необходимо суждение о личных качествах возможного воспитателя студен­тов. Промышленников же интересуют на этапе первого отбора только профессиональные данные. Необходимые дополнитель­ные данные у вас запросят перед вызовом на собеседование, направив вам соответствующую анкету.

Специалисты, работающие на рынке труда, считают наи­более универсальной следующую структуру резюме.

1. Заголовок — фамилия, имя, отчество кандидата.

Слово «резюме», «объективка» и другие в заголовке не пишутся.

2. Основные личные данные — адрес, телефон, дата и ме­сто рождения, семейное положение.

3. Цель обращения — на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендует, с дальнейшим обоснованием своих претензий.

Две-три, но не более 6 строк.

4. Опыт работы — даты мест работы, занимаемых должно­стей, выполняемых функции и профессиональных достижении.

Это главная часть резюме, однако, непропорциональная подробность изложения этих данных нежелательна. Опыт работы обычно излагается в обратном хронологиче­ском порядке. Чрезмерное расширение этой информации за счет другой настораживает.

5. Образование — даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация.

Чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме. Для выпускников и студентов следует помещать его перед предыдущим, так как опыт работы если и есть, то менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изу­ченные дисциплины, которые соответствуют вашей цели. Уча­стие в научно-исследовательской работе упомяните и здесь.

6. Дополнительная информация.

Она не обязательна, но желательна. Она может включать данные о дополнительных знаниях и навыках, имею­щих отношение к данной работе, важных фактах биографии и личных качествах:

- владение иностранными языками («свободно», «в совершенстве» или «читаю и перевожу со словарем»);

- владение навыками работы на компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств);

- наличие водительских прав и опыт вождения;

- членство в профессиональных объединениях или партиях;

- участие в работе конференций и съездов;

- сведения об общественной деятельности;

- сведения о военной службе и воинских званиях;

- серьезные увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе, и достигнутые успехи;

- указание готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;

- сведения о рекомендациях;

- личные характеристики (стандартные, например, «аккура­тен», «трудолюбив», «честен» или действительно важные, например, «высоко заинтересован», «предан фирме», «энергичен и целеустремлен», «требователен к себе и дру­гим», «лидерские качества»).

7. Дата составления резюме.

Свежая дата повышает дос­товерность заинтересованности в данной работе, старая - может свидетельствовать о том, что кандидат давно ищет работу в раз­ных местах.

Стиль написания резюме должен отвечать следующим требованиям:

- краткость — отсутствие лишних слов, длинных, непонят­ных сокращений и терминов;

- конкретность — отсутствие неточной или лишней инфор­мации, не имеющей прямого отношения к вакансии;

- целенаправленность — изложение главных сведений, под­тверждающих право претендовать на данную должность;

- честность — отсутствие недостоверной информации.

- активность — использование энергичных глаголов, показываю­щих активность. Никогда не пишите «участвовал», «оказы­вал помощь» и т.п. Это позволяет думать, что вы стояли в стороне, а от случая к случаю оказывали разовые услуги;

- избирательность — отбор информа­ции исходя из цели резюме. Не считайте, что, чем больше дано раз­ношерстной информации, тем лучше.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Характерные черты рынка труда Республики Беларусь.

2. Кто считается безработным.

3. Каналы информации о рабочих местах и их характеристика.

4. Каких правил следует придерживаться при поиске работы.

5. Какую цель фактически преследуют, рассылая письма с просьбой о приеме на работу.

6. Структура письма с просьбой о приеме на работу.

7. Содержание письма с просьбой о приеме на работу.

8. Требования к содержанию письма с просьбой о приеме на работу.

9. В каких случаях используют телефонный звонок по поводу трудоустройства.

10. Основные рекомендации по телефонным разговорам по поводу трудоустройства.

11. Что представляет собой резюме как средство саморекламы на рынке труда.

12. Типы резюме по форме составления.

13. Структура резюме.

14. Характеристика разделов резюме.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 10.1.

План поиска работы

Составьте план поиска работы, в котором отразите:

- цель поиска работы;

- каналы информации о рабочих местах;

- способы общения с работодателями;

- перечень работодателей, сроки и т.д.

При выполнении этого задания используйте рекомендации, содержащиеся в разделах 2-5.

Задание 10.2.

Телефонный разговор по поводу трудоустройства

Составьте план телефонного разговора с одним из работодателей, который включен в перечень, сформированный при выполнении задания 10.1.

При выполнении этого задания используйте информацию раздела 7.

Задание 10.3.

Письмо с просьбой о приеме на работу

Составьте письмо с просьбой о приеме на работу, используя рекомендации раздела 6 и образец, приведенный в приложении 1.

Задание 10.4.

Резюме

Составьте резюме, в котором претендентом являетесь лично Вы (Ваши родственники, знакомые).

При выполнении этого задания, предварительно определив форму резюме, используйте рекомендации раздела 8 и образец, приведенный в приложении 2.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера. – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 302 с.

2. Вечер Л.С. Секреты делового общения. - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. – 368 с.

3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. – 98 с.

4. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. М.: Экзамен, 2000. – 576 с.

5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Мн.: Беларусь, 1990. – 314 с.

6. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма, 1998. – 545 с.

Приложение 1

Образец письма по поводу трудоустройства

Руководителю ООО «Амалфея»

Минск, ул. Кальварийская, 62

Г-ну Иванову И. И

1 апреля 2003 г.

Уважаемый Иван Иванович!

Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность секре­таря-референта.

Мне 25 лет, имею высшее образование, знаю делопроиз­водство, оргтехнику, деловой этикет, деловой английский язык. Владею навыками работы на компьютере (Windows, Word, Excel, Power Point), печатаю со скоростью 180 уд./мин. Я окончила факультет предпринимательства и управления БГАТУ, кур­сы секретарей-референтов, курсы английского языка.

Была бы рада получить приглашение на собеседование, чтобы при личной встрече обосновать свои возможности при­носить фирме значительную пользу благодаря своей квалифи­кации и высокой заинтересованности в работе.

Приложение: резюме на русском и английском языках (на 2 листах каждое).

Искренне Ваша

А.А. Петрова

подпись

Адрес: Минск, 220000,

ул. Натуралистов, д. 1, кв. 1

Тел.:(017)111-11-11

Приложение 2

Образец резюме

Кандидат на должность: Коммерческий директор / Ди­ректор по экономике / Финансовый директор / Специалист-консультант в области финансов.

Кандидат, 1966 года рождения, родился и проживает в г. Минске, женат, имеет двоих детей. Получил базовое физико-математическое образование в Белорусском государственном университете (1990), окончил Белорусский государственный экономический университет (2000), получил Квалификацию экономиста в области финансов и кредита.

Основные профессиональные навыки

- организация и контроль за процессами оптовой и рознич­ной торговли;

- контроль работы бухгалтерии;

- профессиональное знание процесса кинопроизводства, продажи кинофильмов;

- бартер;

- логистика, организация движения товара по стране и за ру­беж;

- составление финансового плана предприятия;

- получение банковских кредитов;

- составление технико-экономического обоснования проек­тов.

Карьера

1998-2001. Крупное акционерное общество. Заместитель директора по коммерции.

1997-1999. Приборостроительный завод. Ди­ректор коммерческого центра.

1995-1996. Ассоциация. Заместитель генерального дирек­тора.

Психологический портрет

У этого специалиста повышенное чувство ответственности и долга. Он принципиален и требователен к себе и другим, отличается большой целеустремленностью, собранностью, дисциплинированностью. Инициативен. Скрупулезен. Пре­дельно добросовестный и обязателен. Обладает высокой работоспособностью. Успешно работает в команде. Не теряет самообладания в критических ситуациях.

Рекомендации

Кандидат несомненно достиг в коммерции высокого уров­ня, его профессиональные интересы все более распространяются в финансовую область, в которой он обладает большими теоретическими знаниями. В совокупности с его энергией и желанием работать это может принести большую выгоду коммерческим предприятиям или финансовым структурам, которые пригласят его на работу. Адекватный уровень месяч­ной заработной платы для этого специалиста — 350$.

Составители: доцент Казакевич Л. А.

Доцент Чернявский П. Д.

ассистент Гринкевич О. С.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Методические указания

к практическим занятиям на тему “Поиск работы”

для студентов специальностей

25 01 06 "Менеджмент"

25 01 07 “Экономика и управление на предприятии”

Ответственный за выпуск Казакевич Л. А.

Редактор Филиппова О. В.

Наши рекомендации