Телефонный разговор по поводу трудоустройства
Телефонный звонок заменяет письменное обращение в случаях, когда важно заявить о себе как можно раньше. Наиболее типичными являются следующие ситуации:
- объявление с приглашением на работу предполагает общение по указанным в нем телефонам;
- благодаря своим связям вы узнали о «горящей» вакансии;
- кто-то из ваших знакомых лично рекомендовал вас работодателю, который заинтересовался и выразил желание, чтобы вы обратились к нему по телефону.
Личное общение, в том числе и по телефону, дает значительные преимущества, позволяя расположить к себе, заинтересовать собеседника, мгновенно прореагировать на его отношение к тому или иному моменту разговора. Но эти преимущества требуют от вас определенных качеств: способности принимать молниеносные решения, привлечь и удержать внимание собеседника, быстроты адаптации.
При ведении телефонных разговоров по поводу трудоустройства следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Прежде чем звонить, тщательно проверьте, как зовут вашего собеседника, недопустимо ошибиться в произношении или ударении. Постарайтесь быстро перейти к цели своего звонка, это производит самое благоприятное впечатление.
2. Необходимо тщательно подготовиться к телефонному разговору, продумать, что и как вы собираетесь изложить, подготовить ответы на наиболее вероятные вопросы. Неплохо набросать план беседы: о чем и в каком порядке вы хотели бы переговорить.
3. Не забывайте, что разговор - это диалог, а не монолог. Не старайтесь проговорить на одном дыхании заранее заученный текст. Ситуация сложится не в вашу пользу, если, произнеся без запинки подготовленный текст, вы не сумеете ответить на простейший заданный вам вопрос.
4. Ваша цель не только рассказать о себе, но и узнать о предполагаемой работе. Но ни в коем случае не увлекайтесь телефонным разговором и не ждите от него многого. Главное - получить приглашение на личное собеседование.
5. Перед тем как звонить, оденьтесь в привычном дня вас деловом стиле, даже если вы звоните из дома. Доказано, что внешний вид человека отражается на его внутреннем состоянии, собранности и т.п. Не курите во время разговора, это ощущается собеседником на слух. На ваш голос оказывает влияние и то, как вы сидите, поэтому сядьте прямо, не облокачивайтесь.
6. Не забывайте, что предмет разговора чисто деловой, не затягивайте разговор, крайне нежелательно утомить собеседника чрезмерной говорливостью.
7. Телефон обеспечивает лишь ограниченную обратную связь: вы не видите выражение лица собеседника, его жесты и мимику, поэтому, реагируя на его высказывание, старайтесь быть вежливым и аккуратным, чтобы не попасть впросак.
Резюме
Резюме - самохарактеристика, объективка (жизнеописание) - одно из самых эффективных средств саморекламы, самомаркетинга на рынке труда.
Резюме это товарное описание ваших способностей при продаже. Оно не может быть ложным и не может быть беспристрастным. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника:
- образованность,
- продуктивность,
- неограниченность возможностей.
Специалист, знающий себе цену, должен писать резюме только сам. Квалифицированная помощь со стороны даже самого высокого уровня необходима для корректирования формы и стиля изложения и, что особенно важно, для выявления орфографических и синтаксических ошибок, которые в резюме совершенно недопустимы.
Цель резюме — привлечь внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить пригласить кандидата на личную встречу. Если внимание привлечь не удалось, то это значит, что резюме не сработало. На основании резюме формируется первое и очень устойчивое мнение о человеке, которое, однако, субъективно и зависит от стереотипов восприятия людей. Часто кандидаты приносят резюме сразу на собеседование и просят ознакомиться с ним до разговора. Это позволяет быстро узнать главное о кандидате, сформулировать дополнительные вопросы и сократить записи необходимых данных о нем, что сокращает время и повышает эффективность собеседования.
Составляя резюме, следует помнить два ключевых момента:
1. У вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме — в тот момент, когда его читают в первый раз.
2. Удачное резюме поможет вам получить интервью, т.е. личную встречу с работодателем или его представителем, а не работу. Это необходимо твердо осознавать. Ваша цель — добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично.
По форме составления резюме различаются на хронологическое, функциональное, хронологически-функциональное, целевое, академическое.
Хронологическое (ретроспективное) резюме наиболее пригодно для специалистов, много лет проработавших в одной и той же области и в ней же желающих продолжить трудовую деятельность. Описание трудового опыта и имеющегося образования располагается в хронологическом порядке и в нисходящей последовательности: начиная с последнего места работы и, затем, с последнего места учебы. Если вы работали только в одном месте, разделите трудовой стаж на хронологические части соответственно продвижению по должностной лестнице. Годы работы и учебы располагаются слева. Под датами никаких других данных быть не должно.
Функциональное резюме применяется при описании какого-то специфического трудового опыта и круга знании, когда нет необходимости располагать в хронологическом порядке процесс накопления этого опыта. Эта форма резюме наиболее пригодна в случаях, когда был большой перерыв в работе или есть необходимость изменить профориентацию, например, в силу отсутствия дальнейшего спроса на вашу специальность.
Хронологически-функциональное резюме используется наиболее часто для освещения каких-то особых достижений, и в то же время сохраняя хронологическую последовательность изложения трудового стажа и образования.
Целевое резюме заполняется тогда, когда внимание сосредотачивается на соискании определенной должности. При этом свой запрос вы подкрепляете изложением своих знаний и способностей.
Академическое резюме используется для поиска профессорско-преподавательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет перечень печатных работ и научных наград. Этот перечень совершенно не нужен при поиске работы в промышленности. Если вас вызвали на собеседование, будьте готовы прокомментировать ваши достижения. Не загромождайте список статьями, не имеющими отношения к испрашиваемой работе. Не загромождайте собеседование (интервью) деталями, не относящимися непосредственно к обсуждаемой теме.
Работодатели в области промышленности и строительства предпочитают хронологическую форму резюме. Они считают, что функциональное резюме используют, когда хотят скрыть какой-то период трудовой деятельности.
Резюме любой формы не должно содержать загромождающих материалов и сведений. Не следует прилагать фотографий. Не надо приводить информацию персонального характера: пол, семейное положение, имя жены или мужа, количество детей, увлечения, возраст, вес, рост и т.п. Персональные данные, как правило, содержатся в академическом резюме, когда необходимо суждение о личных качествах возможного воспитателя студентов. Промышленников же интересуют на этапе первого отбора только профессиональные данные. Необходимые дополнительные данные у вас запросят перед вызовом на собеседование, направив вам соответствующую анкету.
Специалисты, работающие на рынке труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме.
1. Заголовок — фамилия, имя, отчество кандидата.
Слово «резюме», «объективка» и другие в заголовке не пишутся.
2. Основные личные данные — адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение.
3. Цель обращения — на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендует, с дальнейшим обоснованием своих претензий.
Две-три, но не более 6 строк.
4. Опыт работы — даты мест работы, занимаемых должностей, выполняемых функции и профессиональных достижении.
Это главная часть резюме, однако, непропорциональная подробность изложения этих данных нежелательна. Опыт работы обычно излагается в обратном хронологическом порядке. Чрезмерное расширение этой информации за счет другой настораживает.
5. Образование — даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация.
Чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме. Для выпускников и студентов следует помещать его перед предыдущим, так как опыт работы если и есть, то менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели. Участие в научно-исследовательской работе упомяните и здесь.
6. Дополнительная информация.
Она не обязательна, но желательна. Она может включать данные о дополнительных знаниях и навыках, имеющих отношение к данной работе, важных фактах биографии и личных качествах:
- владение иностранными языками («свободно», «в совершенстве» или «читаю и перевожу со словарем»);
- владение навыками работы на компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств);
- наличие водительских прав и опыт вождения;
- членство в профессиональных объединениях или партиях;
- участие в работе конференций и съездов;
- сведения об общественной деятельности;
- сведения о военной службе и воинских званиях;
- серьезные увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе, и достигнутые успехи;
- указание готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;
- сведения о рекомендациях;
- личные характеристики (стандартные, например, «аккуратен», «трудолюбив», «честен» или действительно важные, например, «высоко заинтересован», «предан фирме», «энергичен и целеустремлен», «требователен к себе и другим», «лидерские качества»).
7. Дата составления резюме.
Свежая дата повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая - может свидетельствовать о том, что кандидат давно ищет работу в разных местах.
Стиль написания резюме должен отвечать следующим требованиям:
- краткость — отсутствие лишних слов, длинных, непонятных сокращений и терминов;
- конкретность — отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей прямого отношения к вакансии;
- целенаправленность — изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность;
- честность — отсутствие недостоверной информации.
- активность — использование энергичных глаголов, показывающих активность. Никогда не пишите «участвовал», «оказывал помощь» и т.п. Это позволяет думать, что вы стояли в стороне, а от случая к случаю оказывали разовые услуги;
- избирательность — отбор информации исходя из цели резюме. Не считайте, что, чем больше дано разношерстной информации, тем лучше.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Характерные черты рынка труда Республики Беларусь.
2. Кто считается безработным.
3. Каналы информации о рабочих местах и их характеристика.
4. Каких правил следует придерживаться при поиске работы.
5. Какую цель фактически преследуют, рассылая письма с просьбой о приеме на работу.
6. Структура письма с просьбой о приеме на работу.
7. Содержание письма с просьбой о приеме на работу.
8. Требования к содержанию письма с просьбой о приеме на работу.
9. В каких случаях используют телефонный звонок по поводу трудоустройства.
10. Основные рекомендации по телефонным разговорам по поводу трудоустройства.
11. Что представляет собой резюме как средство саморекламы на рынке труда.
12. Типы резюме по форме составления.
13. Структура резюме.
14. Характеристика разделов резюме.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 10.1.
План поиска работы
Составьте план поиска работы, в котором отразите:
- цель поиска работы;
- каналы информации о рабочих местах;
- способы общения с работодателями;
- перечень работодателей, сроки и т.д.
При выполнении этого задания используйте рекомендации, содержащиеся в разделах 2-5.
Задание 10.2.
Телефонный разговор по поводу трудоустройства
Составьте план телефонного разговора с одним из работодателей, который включен в перечень, сформированный при выполнении задания 10.1.
При выполнении этого задания используйте информацию раздела 7.
Задание 10.3.
Письмо с просьбой о приеме на работу
Составьте письмо с просьбой о приеме на работу, используя рекомендации раздела 6 и образец, приведенный в приложении 1.
Задание 10.4.
Резюме
Составьте резюме, в котором претендентом являетесь лично Вы (Ваши родственники, знакомые).
При выполнении этого задания, предварительно определив форму резюме, используйте рекомендации раздела 8 и образец, приведенный в приложении 2.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера. – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 302 с.
2. Вечер Л.С. Секреты делового общения. - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. – 368 с.
3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. – 98 с.
4. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. М.: Экзамен, 2000. – 576 с.
5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Мн.: Беларусь, 1990. – 314 с.
6. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма, 1998. – 545 с.
Приложение 1
Образец письма по поводу трудоустройства
Руководителю ООО «Амалфея»
Минск, ул. Кальварийская, 62
Г-ну Иванову И. И
1 апреля 2003 г.
Уважаемый Иван Иванович!
Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность секретаря-референта.
Мне 25 лет, имею высшее образование, знаю делопроизводство, оргтехнику, деловой этикет, деловой английский язык. Владею навыками работы на компьютере (Windows, Word, Excel, Power Point), печатаю со скоростью 180 уд./мин. Я окончила факультет предпринимательства и управления БГАТУ, курсы секретарей-референтов, курсы английского языка.
Была бы рада получить приглашение на собеседование, чтобы при личной встрече обосновать свои возможности приносить фирме значительную пользу благодаря своей квалификации и высокой заинтересованности в работе.
Приложение: резюме на русском и английском языках (на 2 листах каждое).
Искренне Ваша
А.А. Петрова
подпись
Адрес: Минск, 220000,
ул. Натуралистов, д. 1, кв. 1
Тел.:(017)111-11-11
Приложение 2
Образец резюме
Кандидат на должность: Коммерческий директор / Директор по экономике / Финансовый директор / Специалист-консультант в области финансов.
Кандидат, 1966 года рождения, родился и проживает в г. Минске, женат, имеет двоих детей. Получил базовое физико-математическое образование в Белорусском государственном университете (1990), окончил Белорусский государственный экономический университет (2000), получил Квалификацию экономиста в области финансов и кредита.
Основные профессиональные навыки
- организация и контроль за процессами оптовой и розничной торговли;
- контроль работы бухгалтерии;
- профессиональное знание процесса кинопроизводства, продажи кинофильмов;
- бартер;
- логистика, организация движения товара по стране и за рубеж;
- составление финансового плана предприятия;
- получение банковских кредитов;
- составление технико-экономического обоснования проектов.
Карьера
1998-2001. Крупное акционерное общество. Заместитель директора по коммерции.
1997-1999. Приборостроительный завод. Директор коммерческого центра.
1995-1996. Ассоциация. Заместитель генерального директора.
Психологический портрет
У этого специалиста повышенное чувство ответственности и долга. Он принципиален и требователен к себе и другим, отличается большой целеустремленностью, собранностью, дисциплинированностью. Инициативен. Скрупулезен. Предельно добросовестный и обязателен. Обладает высокой работоспособностью. Успешно работает в команде. Не теряет самообладания в критических ситуациях.
Рекомендации
Кандидат несомненно достиг в коммерции высокого уровня, его профессиональные интересы все более распространяются в финансовую область, в которой он обладает большими теоретическими знаниями. В совокупности с его энергией и желанием работать это может принести большую выгоду коммерческим предприятиям или финансовым структурам, которые пригласят его на работу. Адекватный уровень месячной заработной платы для этого специалиста — 350$.
Составители: доцент Казакевич Л. А.
Доцент Чернявский П. Д.
ассистент Гринкевич О. С.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Методические указания
к практическим занятиям на тему “Поиск работы”
для студентов специальностей
25 01 06 "Менеджмент"
25 01 07 “Экономика и управление на предприятии”
Ответственный за выпуск Казакевич Л. А.
Редактор Филиппова О. В.