Потребитель туристского продукта
thпросителем туристского продукта могут выступать туристы, экскурсанты и иные
• ' ....... mi данного туристского центра индивидуально или в группе, самостоятельно
■ Планово, по своим характеристикам, возможно, и не относящиеся к туристским |п |.|'пнм, в том числе, к примеру, и местные жители. Вопрос о том, теряет ли свои
■TBI туристский продукт, если его потребляет индивидуум, не относящийся к пи туриста, относится к проблемам туристской статистики и оценки доходности
I...) щии и не более.
5.6. Юридическая природа туристского продукта
I р... с и иском туристском праве дается весьма оригинальное толкование туристского ■ и. Ст. 1 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нот туристский продукт как право на тур, предназначенное для реализации ■I i)
^i.i определение содержит несколько сложнейших понятий, как-то: право на тур,
: на я и турист. Отметим, что такового юридического перла, как «туристский
. i право на тур», нет ни в одном правовом поле государств, занимающихся
■ кой деятельностью. Например, в трехтомной энциклопедии туризма Аллана
II |ш жмется, в туристскую путевку на бланке строгой отчетности, который по мере утраты предо-1йилирмых льгот утрачивает и свою строгость.
I 'л.... (и дело в формальности. Если тур, то его формирует и предоставляет туроператор, необходима
»нмми,1ия, финансовые гарантии и др. Если одна, пять или более услуг по отдельности — это другое ||им может заняться по своему статусу турагент. «Селя ни» по-российски.
— 133 —
ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ
Бевара27, который справедливо относится к апологетам туризма, пег такового ион# тия, как турпродукт, вовсе. Если подходить жестко и по делу, то данное определим — бессвязный набор слов, лишенный смысла и цели. Однако dura lex, sed /еж.28 Чтяоставаться законопослушным россиянином, читая это положение, следует каждый ■ восклицать подобно К. Тертуллиану29: Credo quia absurdum est!30, — заклиная ссМданном постулате туризмоучения.31
Попробуем разобраться в терминологии и затем, осмыслив сущность отделыи понятий, составить некое суждение и о предмете исследования. Чтобы быть последе тельными в определениях, придется начать толкование терминов с конца предложен*!
Турист
Упомянутый закон приводит достаточно четкое и понятное толкование:
Турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздо ровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религии* ных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью от 24-ти часов до б *и месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
В целом это определение, хотя и недостаточно полно, отражает сущность Турине вполне соответствует общепризнанным в мировой туристской практике. Надо отме*и| что определения туризма и туриста формировались в мировом туристском coo6iiu*i4 несколько десятков лет, пока обрели формулировку, существующую сегодня во ммЦ правовых системах.
Однако есть небольшое упущение.32 Определив туриста таким образом, автора порыве законотворчества, срубили ветку, на которой сами и сидели — поскольку, в быть точным и справедливым и до конца и следовать букве принятого закона, то *>и .... туристы, прибывающие в дестинацию на территории России, т.е. оплачивающие I пребывание за счет фирмы, занимаются фактически оплачиваемой деятельно* п>ц посему к туристам не относятся. Этот признак существенно сужает ареал деятельив попадающей под определение туризма, и фактически исключает из числа туристок illшое количество граждан, прибывающих в местность или страну с деловыми цсляй счет фирмы, т.е. командированных.
Определение, принятое в мировой практике, более точное — в нем опрел*1 конкретизируется — без занятия оплачиваемой деятельностью из местного а| ника. Т. е. усугубляется основополагающий базис туризма — турист должен прим в дестинацию деньги и доход, а не уносить из нее. Он должен создавать рабочее М| для местного населения дестинации, а не отнимать таковое, усугубляя безраГ» Формально такое определение33 — это катастрофа для российской туристской пит ки и доходной составляющей статьи «туризм» в бюджетах всех уровней, посколЫЙ с одной стороны, не соответствует общепринятым нормам учета количества турЦ с другой стороны — лишает отрасль огромного количества субъектов, прино значительную долю доходов от туризма. Имеются противоречия и в других част* тьи. Можно констатировать, что в данной части закон существует отдельно от О или отрасль отдельно от закона, поскольку все без исключения госслужбы, прЯ
27 28 29 30
I I
Allan Beaver. Mind Your Own Travel Business. Volume 1,11,111. London. 1993 ISBN 0-504395- 3 3
Закон плох, но он закон (римское право).
Квинт Септими Флоренс, знаменитый богослов и юрист, карфагенянин, род. 160 ЛГУ.
Верю, потому что невозможно.
В дурном настроении следует возгласить с чувством: «Изыди, Сатапо!». Помогает, но ii«|
(авт.).
ХоТСЛОСЬ же ЧвМ ТО ВЫДЕЛИТЬСЯ, Впрочем, не ПОЛУЧИЛОСЬ
А" "Лишиет ищущий. Упражнения " К>рИ! ПруАЧНЦИИ ПрИНИ ли ищущим i ОМНИТСЛ1.НЫЙ ргзулИ