Исследование туристического рынка речных круизов в России
Водные глади рек, морей и океанов издревле были естественными путями передвижения людей и грузов, на кораблях совершались великие географические открытия, именно круизы были одними из первых организованных человечеством туров (в 1843 году Томасом Куком предлагались лодочные экскурсии по Темзе, им же был предложен первый развлекательный круиз из Европы в Новый Свет). С началом промышленной революции передвижения по воде потеснили поездки на железной дороге и автомобилях, в дальнейшем развитие гражданской авиации сделало во многом нерациональными длительные морские переходы через океаны. Однако вот уже на протяжении сорока лет рынок круизного отдыха переживает второе рождение, говорят даже о некоем «круизном буме» на туристических рынках всех стран мира, в том числе и России. Пятнадцать крупнейших круизных компаний мира (среди них Carnival Group, Royal Caribbean Line, Princess) ежегодно обслуживают более 6 миллионов туристов на бортах более 150 комфортабельных круизных лайнеров. Темпы прироста этого сектора туристического рынка поразительны — более 8% в год. Это вынуждает проектировать и спускать на воду новые, более модернизированные и максимально отвечающие потребностям современных туристов суда (только в течение ближайших 4 лет крупнейшими судостроительными верфями мира будет спущено на воду 50 новых круизных лайнеров). Основными регионами круизного бизнеса традиционно считаются Средиземноморье, Карибский бассейн, Балтийское море (паромные переправы). Однако география морских и речных круизов ширится год от года, охватывая в настоящий момент практически все регионы земного шара (даже Антарктида и Арктика).
Россия — не исключение. Несмотря на резкий спад доли водного транспорта в общих пассажироперевозках после 1990 г. (вызванный, прежде всего, распадом СССР, снижением благосостояния населения, повышенным интересом россиян к зарубежным турам и невысоким уровнем въездного туризма), сегодня круизы из российских морских портов (Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Новороссийск, Владивосток), а также по российским рекам и озерам стали дефицитным и престижным товаром.[20]
Во многих странах большой популярностью у туристов пользуются речные круизные путешествия. Речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны (береговой обзор), имеется возможность воспользоваться многочисленными, в том числе специальными туристскими, стоянками. Речные путешествия можно классифицировать следующим образом:
■ перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;
■ перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;
■ перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;
■ паромные переправы;
■ прогулочные и экскурсионные рейсы;
■ перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов;
■ краткосрочные и длительные круизы;
■ специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы и др.);
■ использование плавательных средств в форме «плавучих отелей» и др.
Речные путешествия и круизы бывают кратковременными (1—3 дня) и длительными (25—30 дней).
Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части России позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломоро-Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км). Практически 80% круизного речного флота сконцентрировано на маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом.
Пассажирские перевозки по рекам России осуществляют 20 пароходств, подведомственных Министерству речного флота России: Волжское объединенное, Московское, Камское, Северо-западное, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Волго-Донское, Верхне-Иртышское, Иртышское, Енисейское, Северное, Амурское, Бельское, Донское, Кубанское, Западное, Сухонское, Вятское, Печорское, Беломоро-Онежское. Кроме того, перевозки туристов осуществляют пароходства Министерств речного флота других сопредельных государств (Украины, Молдавии, Казахстана), с которыми работают туроператоры России.
При организации теплоходных путешествий отношения между туристской фирмой, организующей круиз, и организациями, участвующими в обслуживании туристов (пароходствами, УРСами, принимающими турфирмами, дающими береговое экскурсионное обслуживание в портах захода н др.) оформляются на договорной основе.[21]
Речные круизы относятся к дорогому виду туризма и это в современных экономических условиях приводит к тому, что происходит сокращение объема пассажирских перевозок на туристских линиях. В то же время речным круизам присущи:
а) уникальные свойства туристского продукта, которые позволяют в сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми природными и историческими местами в России и, возможно, зарубежных стран при выполнении круизов по схеме «река — море — река»;
б) возможность проведения туров с различными программами, направленными только на отдых, сочетающие отдых и спорт, деловые поездки-семинары и т. д.;
в) упрощенный визовый режим для круизеров при посещении портовых городов в зарубежных странах (Греция, Испания, Португалия, Франция и др.), - дирекция круиза обеспечивает взрослых и детей, не оформлявших визы, разрешение на сход и пребывание на берегу по так называемым круизным спискам;
г) достаточно высокий уровень обслуживания;
д) конкурентоспособные цены, позволяющие сформировать устойчивый спрос;
е) малая доля речных круизов в других странах.[22]
По сравнению с морскими маршрутами речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны и дают возможность для кратковременных стоянок.
Обычно при организации речных круизов в России используются многопалубные теплоходы на следующих транспортных водных системах:
♦ Беломоро-Балтийский канал. Соединяет Онежское озеро и Балтийское море, однако практически по каналу могут проходить лишь маломерные и плоскодонные речные суда, а речные круизные лайнеры и суда «река — море» из-за низкой осадки этим путем не следуют;
♦ каналы системы Волго-Балтики соединяют Онежское озеро и систему реки Волги. Они образуют протяженный речной путь, соединяющий Балтийское море — Финский залив, реку Неву, Ладожское озеро — реку Свирь — Онежское озеро и далее с бассейном реки Волга. Это традиционный речной путь, по которому с 15-16 мая по 19-30 сентября наряду с сухогрузами, танкерами, караванами барж, следует множество круизных пассажирских круизных судов;
♦ Волго-Донской канал. Соединяет реку Волгу (Волгоград) и реку Дон (г. Калач), обеспечивая возможность организации круизов из Москвы через Волгу в Азовское море или в обратном направлении;
♦ сибирские реки Обь и Иртыш позволяют выполнять туры по маршрутам Омск — Ханты-Мансийск — Омск, Сургут — Салехард — Сургут;
♦ по реке Енисей выполняются круизные туристские маршруты Красноярск — Дудинка — остров Диксон с выходом в Енисейский залив;
♦ в круизе по реке Лена (теплоход «Михаил Светлов») туристы знакомятся с жизненным укладом якутских деревень, посещают алмазные копи (карьеры, где добывается алмазная руда), активно занимаются рыбалкой и охотой, совершить полет на параплане, катание на водных мотоциклах, купание в сборном бассейне, установленном на палубе. С этой целью вместе с круизным теплоходом из Якутска в Тикси отправляется катер, который доставляет на берег желающих поохотиться на уток (лицензии на охоту выдаются на месте, а начинающим охотникам помогают опытные инструкторы). Повара, обслуживающие теплоход, готовят для гостей блюда из оленины, омуля, нельмы. В круизе по этой реке самые незабываемые впечатления производят Ленские Столбы — скалы причудливой формы, возвышающиеся над рекой. Конечным пунктом круиза является город-порт Тикси на берегу Северного Ледовитого океанна;
♦ озеро Байкал привлекает туристов со всего мира. В туристском смысле наиболее освоена южная часть озера: турфирмы Иркутска организуют 7—20-дневные круизы по Байкалу.[23]
С 2004 г. активно развивались международные экскурсионные туры по маршруту Санкт-Петербург (Россия) — Вена (Австрия) с переходом по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным каналам. Затем круизное судно совершало плавание по Азовскому и в Черному морям с заходом в порты Новороссийск и Сочи, а далее - переход по Дунаю до Вены и обратно.
Структура туристского продукта, формируемого для путешествий по внутренним рекам и озерам, обеспечивает:
а) восприятие постоянно меняющегося пейзажа по берегам рек и озер;
б) включение в программы круизов посещений памятных мест в городах и даже малоприметных населенных пунктах, т. е. знакомство с культурно-историческим наследием регионов;
в) дневки (и даже ночевки!) в местах с живописным ландшафтом или в благоустроенных приютах или гостиницах и др.
Туроператору необходимо иметь в виду, что привлекательность речных круизов для различных групп имеет существенные различия, которые зависят от возраста, профессии и даже от национальности. Обычный пассажир круиза — семья, компании и коллективы, а средний возраст круизера — старше 40 лет.
Характерными чертами, выгодно отличающими круиз от других туров, являются:
- наиболее высокий уровень комфорта и сервиса;
- возможность реализации различных целей туров (отдых, отдых+спорт, познавательные цели во время экскурсий в портах стоянок, наконец, деловые цели при проведении во время круизов семинаров или мастер-классов);
- полный комплекс жизнеобеспечения (проживание, питание, досуг) на борту лайнера, который включен в стоимость круиза.
Для россиян чрезвычайно выгодна другая особенность круизов, связанная с упрощением визового режима для круизеров. Поскольку пассажиры круизных лайнеров в большинстве своем люди состоятельные (цена одного круизного дня на российском судне в среднем $50—150), пограничные власти государств портов стоянок могут пойти навстречу организаторам круиза и разрешить выход на берег пассажиров, не имеющих соответствующих виз, по так называемым круизным спискам (предоставляемым дирекцией круиза). Данное послабление визового режима ряда государств (в число которых входят такие посещаемые россиянами страны, как Испания, Греция, Франция, Португалия) значительно облегчают жизнь пассажирам, не успевшим открыть визы, или их детям1.
Однако не лишены круизы и своих недостатков. Среди них стоит выделить невысокую скорость движения судов, их ограниченную мобильность, синдром «замкнутого пространства», ухудшающую впечатление от поездки морскую болезнь, высокие тарифы.
Лучшим обоснованием востребованности речных круизов в конкретном регионе будут результаты анкетирования туристов и данные исследований на внутреннем водном транспорте, обеспечивающие в сфере туризма возможность:
а) расширения географии круизов;
б) установления взаимовыгодного взаимодействия с другими видами транспорта по разработке и внедрению комбинированных туров;
в) целенаправленное проведение реконструкции или модернизации речных туристских судов.
В настоящее время наиболее комфортабельными речными лайнерами эксплуатируемых в настоящее время в России, считаются суда дальнего следования.
Теплоходы, построенные по этим проектам представляют собой трех-четырехпалубные суда с 1-4-местными каютами, которые оборудованы санузлами, кондиционерами и холодильниками.
В последние годы внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью их соответствия современным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути.
Взаимодействие туроператора с судовладельцами при организации речных и морских круизов имеет определенные различия.
Организаторами речных круизов могут быть:
♦ сами судовладельцы, сформировавшие собственную туристскую структуру или дочернее предприятие;
♦ туристская компания, накопившая опыт проведения путешествий по воде на зафрахтованных судах или имеющая в собственности суда соответствующего класса.[24]
В России внутренние речные круизы проходят по пяти бассейнам, в которых предусмотрен заход в 41 порт. Крупнейший морской порт России — Санкт-Петербург. Он принимает океанские лайнеры ведущих круизных компаний мира. Здесь функционируют десятки регулярных, сезонных и чартерных маршрутов в Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию и другие европейские страны. Следует отметить также такие порты, как Калининград, Мурманск, Архангельск, Владивосток, Находка, Новороссийск, Сочи, Туапсе.
Судоходными реками России в европейской части являются Волга, Кама, Ока, Дон, Белая, Вятка, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень, Печора.
В азиатской части судоходны Обь и ее притоки Иртыш, Тобол и Ишим, реки Енисей, Ангара, Лена с притоками Витим, Олекма, Вилюй и Алдан, а также Амур и судоходные участки на северных реках Яна, Индигирка и Колыма.[25]
Бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом Волго-Донским (протяженностью 101 км), а с Ладожским и Онежским озерами Волго-Балтийским (1100 км) и Беломоро-Балтийским (227 км) судоходными каналами.
Протяженность Северо-Двинской системы составляет 130 км, канала Москва-Волга - 128 км, а длина Сайменского канала между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия) составляет 43 км.
На внутренних водных путях расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, причем, протяженность искусственных судоходных путей составляет 13,8 тыс. км.
Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101,8 тыс. км, из них:
а) 72,3 тыс. км имеют знаки судоходности;
б) 46,2 тыс. км с гарантированными глубинами;
в) 30,5 тыс. км с освещаемыми и светоотражательными знаками;
г) 26,611 тыс. км в европейской части страны при средней плотности сети судоходных линий 6,6 км на 1 тыс. км2;
д) 59,905 тыс. км - в азиатской части станы при средней плотности сети судоходных линий 4,5 км на 1 тыс. км2.
Эксплуатируется на внутренних водных путях 18291 судно технического флота и пассажирские суда, из них моложе 10 лет только 354. Парк речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически прекратили туристские рейсы.
При разработке программ и описании маршрутов круизов по внутренним водным путям, как в своем регионе, так и удаленных районах России, туроператор должен иметь в виду доступность тех или иных транспортных средств и существующую инфраструктуру.
В навигацию 2009 г. действовали более 300 регулярных пассажирских и 125 туристских линий, 565 речных переправ и паромов.
В 2009 г. имелось 125 речных и озерных портов, а перевозочную деятельность осуществляли 1675 судоходных компаний.
В России наблюдается рост популярности речных круизов. Речной вид транспорта стал особенно привлекательным в связи с ростом популярности речных круизов. Общее увеличение туристического потока зафиксировано на отметке 20-25%. В целом прогнозы развития круизного рынка в России довольно оптимистичны.[26]
Водные туристские путешествия, в общем, и речные круизы в частности имеют как ряд неоспоримых достоинств:
■ высокий уровень комфорта;
■ значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);
■ возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический туризм и пр.);
■ возможность полноценного отдыха;
■ полный комплекс жизнеобеспечения,
так и недостатков:
■ невысокая скорость движения транспортных средств;
■ ограниченная мобильность;
■ синдром замкнутого пространства;
■ подверженность части людей морской болезни;
■ в ряде случаев высокие тарифы и другие факторы.
Речной транспорт, имеющий ограничения навигационного периода, требует больших затрат на содержание береговых служб и его функционирование во многом определяется доходами от внутреннего туризма: перевозка туристов составляет лишь 1,5% от общего объема, а прибыль достигает 60 - 70%.
Объемы перевозок туристов по внутренним водным путям в последние годы характеризуются устойчивой тенденцией роста: речной круизный рынок России насчитывает более 150 маршрутов с использованием комфортабельных 2-4-палубных судов, построенных еще по заказам СССР на верфях ГДР, Австрии, Венгрии и Чехословакии.
Динамичному развитию речных туристских перевозок по внутренним водным путям способствует и международное сотрудничество, позволяющее открывать такие новые туристские маршруты, как круговые рейсы из Констанцы (Румыния) через порты Болгарии, Украины и России до Санкт-Петербурга или рейс по маршруту Вена — Москва и др.
Планируются работы и по вовлечению в сферу туризма небольших городов и отдельных исторических и природно-ландшафтных зон, тяготеющих к рекам Сибири. В связи с чем, возрастает роль организации в Сибири, в целом, и в Новосибирске в частности речных круизов.
Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома.
Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.
По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно). Общий объем внутреннего туризма в России в 2009 г. составил 28 млн. чел (Рис. 1).[27]
Рис. 1 Рост внутреннего туризма в России
Тем не менее, в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны.
Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.
Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и въездному туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка.
Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. (Рис. 2) Для этого требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.
Российский рынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год.
Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2010-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.
Рис. 2 Сегменты Российского туристического рынка в 2009г.
По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».
Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм.
Кризис не обошёл стороной сегмент речных круизов, констатируют игроки рынка. И как не старались со своей стороны туроператоры, идя на снижение цен и предоставляя скидки по раннему бронированию, снижение количества российских туристов в этом сегменте всё равно произошло и составило по разным оценкам от 10% до 25%.
По некоторым направлениям, в основном на непродолжительные туры, произошел спад примерно на 20-25%. Сейчас можно говорить о неплохом спросе на круизы навигации 2010 года. Предварительных заявок на следующий сезон едва ли меньше, чем год назад, когда о кризисе ещё никто не слышал. Загрузка судов немного снизилась, и это сказалось в первую очередь на непродолжительных рейсах в 3-7 дней, добавил эксперт. В тоже время длительные круизы до Перми, Астрахани, Ростова-на-Дону и Уфы загружались хорошо, а заполняемость некоторых была 100% уже за несколько месяцев до даты отправления.
Средняя загрузка кораблей в течение сезона 2009г. составляла 80-90%. При этом суда, которые ходят по маршрутам в сторону Астрахани, на Соловки или Валаам, грузились на 100%. Туры на другие направления с меньший продолжительностью (до 6 дней) ходили с недозагрузкой. Вероятнее всего снижение общего круизного турпотока на 10-15% произошло именно из-за коротких туров не самых популярных маршрутов[28]
Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум классу. Голландская круизная компания Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных судна класса "люкс". В России, как правило, эксплуатируются речные суда, построенные в 1980 е гг. Среди наиболее комфортабельных лайнеров следует выделить круизные суда, осуществляющие дальние перевозки, проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов, как правило, трех- или четырехпалубные и оборудованы комфортабельными каютами, предназначенными для одноместного, двухместного, трехместного и четырехместного размещения. Принята классификация кают по категориям в зависимости от уровня комфорта.
На речных круизных маршрутах в России также используются теплоходы проектов Q 040 ("Илья Репин", "Максим Горький"), Q 065 ("Сергей Есенин"), 92 016 ("Федор Шаляпин"), 305 ("Салават Юлаев"), 588 ("Михаил Кутузов"). Организаторами речных круизов выступают судовладельцы, пароходства, круизные туроператоры. Волжское речное пароходство осуществляет круизы по следующим маршрутам: Москва - Нижний Новгород - Москва (10 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Кострома, Плес, Муром), Москва - Плес - Москва (6 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Ярославль, Кострома). Московское речное пароходство осуществляет круизные маршруты Москва - Астрахань - Москва (20 дней), Москва - Санкт Петербург - Москва (13 дней), Москва - Ярославль - Москва (5 дней), Москва - Углич - Москва (3 дня). Большую популярность приобрели долгосрочные круизы по рекам Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амур. Продолжительность этих круизов в среднем 18 дней. Как правило, такие круизы комбинируются с наземными маршрутами. Например, круиз по Енисею комбинируется с перелетом к Северному полюсу. Во время круиза по Лене туристы знакомятся с жизнью якутских деревень и имеют возможность поохотиться.[29]
Клиенты сегмента пересматривают расходы на отдых, но по-прежнему главным конкурентным преимуществом турфирм остается качество обслуживания.[30]
Если мы говорим о рынке внутреннего туризма, то здесь речные круизы всегда отличались своего рода обособленностью. Достаточно закрытое «сообщество» российских любителей водного туризма, ряды которого пополняются в основном за счет родных и знакомых, является стабильным. Соответственно, значительный рост объема данного сегмента рынка маловероятен, равно как и его резкое сокращение. Основная тенденция, которую мы отмечаем уже не первый год, - «размывание» спроса. Это связано с тем, что ряд операторов выводит на российские маршруты дополнительные теплоходы, что, в свою очередь, приводит к уменьшению средней загрузки судов и сокращению навигационного периода.
На въездном рынке развитие сегмента речных круизов полностью соответствует общим тенденциям. Согласно официальным данным Федеральной пограничной службы, с 2003 по 2009 года въезд в Россию сократился на 22%. Соответственно, сокращается и количество иностранных круизных туристов.
Сегодня рынок речных круизов находится в роли догоняющего. К сожалению, многие теплоходы уже достаточно «пожилые», со всеми вытекающими отсюда проблемами. Это особенно чувствуется на волне растущей потребительской способности населения.
По предварительным данным, в текущем году на рынке речных круизов турпоток из России и из-за рубежа будет достаточно стабильным. Наибольшей популярностью у россиян и иностранцев пользуется маршрут Москва – С.-Петербург. Все остальные рейсы, за исключением трехдневных туров выходного дня, интересуют в первую очередь наших соотечественников, которые уже не раз побывали на борту круизных судов. [31]
География популярных маршрутов сегодня немного меняется. Отлично продаются майские праздники, петербургское, астраханское, пермское направления и круизы по Волге продолжительностью от 3 до 11 дней.
Основная проблема - падение спроса на отдых в России у иностранцев (Рис. 3). Быстрее всего свои позиции сдает традиционный «поставщик» туристов – Европа. Поэтому сегодня туристические фирмы активно продвигают свой продукт в других регионах, в частности в Китае и Турции. [32]
Рис. 3 Динамика въездного потока иностранных граждан в РФ 2009г. к 2008г.
Полагаю, что в ближайшие годы ситуация на рынке речных круизов России не претерпит каких-либо качественных изменений. Естественным ограничением для расширения рынка является количество теплоходов – на сегодняшний день они задействованы практически все. Резкое сокращение объемов продаж возможно, но только в рамках обшей тенденции въезда в нашу страну. Если говорить о долгосрочных перспективах, то единственной возможностью развития рынка речных круизов является постройка новых, значительно более комфортабельных судов категории 3 звезды и выше.
Перспективы развития рынка - это строительство судов нового поколения: энергоэкономичных (что означает снижение себестоимости), комфортабельных (время требует улучшения условий проживания), с более универсальными для наших рек габаритами (осадка, ширина, длина). Это позволит теплоходам проходить по рекам с «проблемным» уровнем воды, что, в свою очередь, расширит район плавания и даст нам возможность разрабатывать новые маршруты.
Однако развитие речного круизного туризма сдерживает дефицит теплоходов. Новых речных лайнеров сейчас не строят, поэтому игроки рынка вынуждены оперировать теми, которые остались с советских времен. Возраст теплоходов исчисляется десятками лет, но, по словам представителей турфирм, на качестве программ это почти не сказывается – флот интенсивно реконструируется, исходя из возросших требований туристов.
ГЛАВА 2. Исследование развития рынка речных круизов Пермского края на примере ООО «Кубань»