Современные методы регулирования международного бизнеса
Нетарифные меры
По экспертным оценкам, число нетарифных барьеров каждые 15 лет возрастает более чем в 4 раза. Наблюдался значительный рост документооборот по международным сделкам и усложняются процедуры их осуществления, что так же относится к нетарифным методам регулирования.
Классифицировать меры нетарифного регулирования достаточно сложно из-за их значительного количества и разнообразия. Под эгидой ЮНКТАД обновлена и усовершенствована ранее принятая в рамках Всемирной торговой организации классификация нетарифных мер, которая применяется с 2009 года и включает 16 разделов:
1. санитарные и фитосанитарные меры (СФС);
2. технические барьеры в торговле (ТБТ);
3. предотгрузочная инспекция и другие формальности;
4. меры контроля цен;
5. лицензии, квоты, запреты и другие меры количественного контроля;
6. налоги, сборы и другие аналогичные тарифам меры;
7. финансовые меры;
8. меры по ограничению конкуренции;
9. связанные с торговлей инвестиционные меры;
10. ограничения для распространения;
11. ограничения на послепродажное обслживание;
12. субсидии;
13. ограничения для государственных закупок;
14. интеллектуальная собственность;
15. правила происхождения;
16. меры, связанные с экспортом [11].
В рамках данной классификации ЮНКТАД и Международный торговый центр (ЮНКТАД-ВТО) проводят работу по различным странам в двух направлениях:
- сбор официальных данных о применении нетарифных мер для каждого конкретного продукта;
- проведение опросов предприятий для выявления нетарифных мер и связанных с ними процедурных препятствий, с которыми сталкиваются коммерсанты.
В международной практике работу по обобщению применения мер нетарифного регулирования проводит не только ЮНКТАД и ЮНКТАД-ВТО, но и другие международные организации. Так эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обобщив результаты 23 подобных опросов, проведенных в Европейском союзе (ЕС), США, Японии, Аргентине, странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также странах бассейна Индийского океана, отметили общее мнение опрошенных – практически все предприятия экспортеры ощущают наличие серьезных нетарифных барьеров при доступе на зарубежные рынки. Особым источником трудностей при доступе на зарубежный рынок являются национальные меры нетарифного регулирования. [11].
Наиболее часто упоминаемыми мерами нетарифного регулирования, создающими значимые сложности для предприятий-экспортеров при доступе на зарубежные рынки являются:
· технические нормы;
· местные налоги и сборы;
· таможенные нормы и процедуры;
· строгая регламентация доступа на рынки с высокой конкуренцией;
· сложность бюрократических и административных процедур;
· политика государственного заказа;
· государственное субсидирование местных производителей;
· ограничения по инвестиционной деятельности;
· транспортные процедуры и издержки;
· сложность доступа на рынок услуг;
· ограничения мобильности рабочей силы и бизнесменов;
· торговый протекционизм (антидемпинговые и компенсационные пошлины);
· строгие местные меры регулирования сбыта [11].
Именно технические нормы представляют собой самые сложные меры нетарифного регулирования. Проблемами, связанными с техническими нормами, в частности, являются:
- процедуры проведения испытаний, сертификации;
- дополнительные затраты по приведению товара в соответствие с требованиями местных спецификаций (маркировка);
- санитарные нормы и нормы безопасности здоровья людей и животных;
- проблемы, связанные с требованиями о содержании местных компонентов;
- задержки при получении одобрений и разрешений [11].
Несмотря на то, что многие предприятия при опросах указывают на проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, функционированием финансовой системы, механизмами прямого регулирования цен, импортными сборами, эти категории мер нетарифного регулирования не представляют, по их оценке, особых трудностей.
Результаты исследований показывают, что предприятия все больше чувствуют себя стесненными менее явными и менее прямыми нетарифными мерами, как например процедуры исполнения местного торгового законодательства, поведение государственных органов управления и технического регулирования, негативная административно-бюрократическая практика (коррупция, дискриминация), а также слабость и подконтрольность национальных институтов (например, судебной сферы) [11].