Тема 14. Обоснование допустимого объема деятельности предприятия
Поскольку исходным моментом в обосновании производственной программы в условиях рынка является сбыт продукции (работ, услуг), то вначале необходимо обосновать тот объем реализации, который обеспечит покрытие затрат на производство реализуемой продукции, уплату налога на добавленную стоимость и акцизов. Такое соотношение затрат и объема выручки обеспечивает безубыточность предприятия. Объем реализации, который обеспечивает безубыточность работы, называется объемом реализации точки безубыточности, критической точки или порога рентабельности. На втором этапе рассчитывается объем реализации продукции (работ, услуг), который обеспечит получение минимального уровня рентабельности, и, наконец, обосновывается план продажи (сбыта) на основе целевой прибыли.
Исходными предпосылками планирования объема реализации продукции (работ, услуг) являются:
· обоснование затрат с делением их на условно-постоянные и условно-переменные;
· определение возможных цен реализации на плановый период;
· информация о возможных процентных ставках по депозитным вкладам;
· данные о возможных изменениях собственных средств предприятия в плановом периоде.
Обоснование плана продажи продукции (работ, услуг) может производиться в натуральных и стоимостных показателях. По предприятиям или их подразделениям, выпускающим широкий ассортимент неоднородной продукции целесообразнее сразу рассчитывать объем реализации в стоимостном выражении.
Итак, обоснование плана реализации продукции (работ, услуг) осуществляется в три этапа.
Первый этап - расчет объема продажи точки безубыточности (критического объема, порога рентабельности).
Он может осуществляться в натуральном выражении по формуле:
Nтбу = , |
где Nтбу - количество единиц реализуемой продукции, которое обеспечит безубыточность предприятия;
Зпос - сумма постоянных затрат предприятия;
Цпр - цена производителя (оптовая цена без НДС и акцизов);
Зпер - сумма переменных затрат в цене единицы продукции.
Пример расчета. Постоянные затраты предприятия составляют 200 тыс. грн. Прогнозная цена производителя единицы продукции - 400 грн., в том числе переменные расходы 250 грн. Объем реализации точки безубыточности составляет 1333 единицы (Nтбу = = 1333), а в стоимостном выражении - 640 тыс. грн. (1333 0,4 1,2).
В условиях действующей в Украине системы начисления налога на добавленную стоимость для расчетов объема реализации точки безубыточности в стоимостном выражении рекомендуется формула:
Vтбу = , |
где Vтбу - объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении;
Дзпер - доля переменных затрат в выручке от реализации продукции (работ, услуг) без НДС;
NНДС - норматив налога на добавленную стоимость ( в настоящее время он составляет 20% к цене производителя с акцизным сбором).
Пример расчета. Постоянные затраты предприятия составляют 200 тыс. грн. Доля переменных затрат в выручке от реализации продукции составляет 0,625. Ставка НДС - 20 % к цене производителя.
Расчет. Vтбу = 1,2 = 640,0 (тыс. грн.).
Вывод. Для обеспечения безубыточной работы предприятию необходимо продать продукции на 640,0 тыс. грн.
Рассчитанный объем реализации продукции обеспечит валовой доход (выручку), который покроет не только совокупные затраты на производство, но и обеспечит средства для уплаты НДС и акцизов, хотя прибыль будет, равной нулю.
Этот этап является исходным для оценки возможностей предприятия обеспечить рентабельную деятельность. Такая возможность определяется тем объемом реализации, который находится в конкретных пределах между возможным объемом реализации продукции (работ, услуг) предприятия и объемом реализации точки безубыточности. Объем реализации, который обеспечит получение прибыли после достижения точки безубыточности, можно рассчитать по формуле:
Vрен = Vвоз - Vтбу , |
где Vрен - объем реализации, обеспечивающий получение прибыли, то есть рентабельный;
Vвоз - объем возможной реализации продукции (работ, услуг).
Если объем реализации точки безубыточности будет превышать возможный объем продаж (Vтбу > Vвоз), это означает убыточность деятельности предприятия в сложившихся условиях, что требует от менеджеров поиска путей сокращения затрат, а от маркетологов - поиска дополнительных эффективных рынков сбыта.
Поскольку каждое предприятие стремится получить хотя бы минимальный уровень прибыли, возникает необходимость второго этапа обоснования объема реализации продукции, который состоит в расчете объема продаж производимой продукции, обеспечивающего не только безубыточную деятельность, но и получение минимальной прибыли.
Отправным моментом здесь выступает определение минимального уровня рентабельности, который увязывается с авансированным капиталом (особенно собственным). Поэтому определение минимального уровня рентабельности увязывается с той суммой прибыли, которую собственник средств предприятия получил бы от вкладов своего капитала в банк на депозиты, то есть от процентов по этим вкладам.
Итак, расчет минимальной прибыли увязывается с той суммой прибыли, которую собственник капитала предприятия получил бы, если бы вложил свои средства в банк на депозиты. Однако есть и другие взгляды на минимальный уровень рентабельности. Например, минимальным уровнем рентабельности считается уровень рентабельности капитала, достигнутый в наиболее прибыльных отраслях (предприятиях) экономики. На наш взгляд, для экономики Украины в настоящее время, когда большинство предприятий (более половины) убыточны, вряд ли следует рекомендовать такой подход к определению минимального уровня рентабельности. Поэтому расчет суммы минимальной прибыли рекомендуем проводить на основе процентной ставки по депозитным вкладам, приравнивая последнюю к минимальному уровню рентабельности собственного капитала предприятия:
Сn = Мур , |
где Сn - ставка процента по депозитным вкладам;
Мур - минимальный уровень рентабельности собственного капитала.
Исходя из этого равенства сумму минимальной прибыли можно рассчитать по формуле:
или
где - сумма минимальной прибыли за определенный период времени;
- средняя величина собственных средств за тот же период.
Определив сумму минимальной прибыли, можно рассчитать объем реализации, который обеспечит её получение, по формуле:
Vмур = Vтбу + ; |
Подставив значение Vтбу из формулы 9, получим формулу такого вида:
Vмур = . |
Завершающим этапом обоснования плана реализации продукции (работ, услуг) является расчет объема продажи, который обеспечит получение предприятием целевой прибыли. В классическом понимании целевая прибыль как стратегическая цель деятельности предприятия должна превышать минимальную, что обеспечивает мотив стратегической деятельности. Однако в определенные периоды с учетом сложившихся условий целевая прибыль может отклоняться как вверх, так и вниз от минимальной прибыли.
Если целевая прибыль определена, то объем реализации, который обеспечит ее получение, можно рассчитать по формуле:
Vпц = , |
где Vпц - объем реализации продукции (работ, услуг), обеспечивающий получение целевой прибыли;
Пц - сумма установленной на плановый период целевой прибыли.
Разница между запланированным объемом реализации и объемом реализации точки безубыточности называется "запасом финансовой устойчивости" предприятия. Он может определяться и для оценки фактического запаса финансовой устойчивости.
Для его расчетов можно использовать формулу:
ЗФУ = Vреал - Vтбу , |
где ЗФУ – запас финансовой устойчивости (прочности);
- объем реализации продукции по плану или фактически.
Объем реализации продукции (работ, услуг) сверх объема продажи точки безубыточности обеспечивает получение прибыли, которая является основным внутренним источником финансовой стабильности предприятия. Запас финансовой устойчивости (прочности) может выражаться и относительным показателем-уровнем по формуле:
УЗФУ = , |
где УЗФУ – уровень запаса финансовой устойчивости, %.
СПИСОК ВИКОРИСТАНИХ ДЖЕРЕЛ
1.Aghion,P. and O.Blanchard. On Insider Privatization, European Economic Rewiew, 1996, c.789.
2.Kinings,J.Competition and Firm Performance in Transition Economies: Evidence from Firm Level Surveys in Slovenia, Hungary and Romania, 1997, 347.
3.Портер М. Международная конкуренция /Пер. с англ.; Под ред. И с пред. В.Д.Щетинина. М.: Международные отношения. 1993.
4.Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democraacy. N.Y. Harper and Row,1972
5.Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью/ Под ред.проф. С.Г.Светунькова // Сайт в Интернете.
6.Івахненко В.М. Курс економічного аналізу: Навч.посіб. – 2-ге вид., стер. – К.; Знання- Прес,2001. – 206 с.
7.Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – 2-е изд., допол. И исправ. – М.Юрайт-М, 2001ю – 224 с.
8.Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товарао : Учебное пособие. – М.:»Маркетинг», 2002.- 120 с.
9. Закон України “про обмеження монополізму та недопущення недобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності” від 18 лютого 1992 р.//ВВР.- 1992. - №-21.- Ст.296.
10. Закона «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 года //ВВР. –1993 -№ 52 .
11.Рыбаков И.Н.Качество и конкурентоспособность продукции при рыночных отношениях //Стандарты и качество. №12. С.43-47.
12.Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия: Учеб.пособие /Под ред. Проф. М.Г. Лапусты. – М.:ИНФРА – М. 2002 .- 264 с.
13.Правова база з питань банкрутства суб’єктів господарювання. Збірник нормативних актів. – К.:Атіка, 2000. –244 с.
14.Оберемчук В.Ф. Стратегія підприємства: – К.: МАУП,2000. –128
с.478
15.Висящев Л.Н. Стратегия предприятия,К.: наукова думка,2000,с.345
16. Томсон А.А. , стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент6Учеб. Для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 576 с.
17.Економіка України. Часопис Міністерства економіки України. К.:Преса України, 1994, Вып. 7, із 3-12.
18.Л.Л.Вегер Розрахунок економічної ефективності і її значення в умовах непевності. В.кн.: Проблеми керування науковими дослідженнями. М.: Наука, 1973, із 35-37.
19.Голосовский С.И. Экономическая ефективність досліджень і розробок. М.: Московський робочий, 1973
20. Методика визначення оптових цін на нову продукцію виробничо-технічного призначення. М.: Прейскурант-издат., 1974
21. Геращенко Л.Н. Бухгалтерский урахування (методичний посібник). м. Донецьк, 1995 р.
22. Афанасьєв М. Маркетинг: стратегія і практика фірми. М: Финстатинформ, 1995
23. Голубков Е.П. і ін. Маркетинг: вибір кращого рішення. М: Економіка, 1993
24. Горфинкель В. Я. т ін. Економіка підприємств. М.:Банки і біржі, 1996
25. Зав'ялов П.С., Демидов В.Е. Формула успіху: маркетинг. - М.: Міжнародні відношення, 1991.
26. Соловйов Б.А. Основы теорії і практики маркетингу. -М: МИНХ ім. Г.В. Плеханова, 1991
27. Хруцкий В.Е. і ін. Сучасний маркетинг. -М: Фінанси і статистика, 1991
28. Шмален Г. Основы і проблеми економіки підприємства. - М: Фінанси і Статистика, 1996.
29. Шеремет А.Д. “Економічний аналіз у керуванні виробництвом”
30. А. К. Шишкін , С.С. Вартанян , В.А. Микрюков “Бухгалтерський облік і фінансовий аналіз на комерційних підприємствах”, “Инфра -м” - 1996 р.
31. Ковальов В.В. «Фінансовий аналіз: Керування капіталом. Вибір інвестицій. Аналіз отчхтности.» - М.: Фінанси і статистика, 1996 р.
32. Крейнина М.Н. «Фінансовий стан підприємства. Методи оцінки». - М. .: ИКЦ «Дис», 1997
33. Баканов М.И. , Шеремет А.Д. «Теорія економічного аналізи: підручник.». - М.: Фінанси і статистика, 1996 р.
34. Балабанов И.Т. "Основи фінансового менеджменту. Як управляти капіталом? ". - М.: Фінанси і Статистика, 1994 р.