Исследование спроса и предложения на транспортную продукцию. Эластичность спроса.
Обоснование необходимости применения маркетинга для успешной работы транспортного предприятия
В последние годы маркетинг как система управления производственно- сбытовой деятельностью предприятий, компаний и фирм в рыночных условиях получил широкое распространение в Республике Беларусь. При этом диапазон его применения не ограничивается коммерческими структурами, а охватывает функционирование промышленных и некоммерческих организаций, а также рынок услуг.
Для продвижения экономических реформ в нашей стране, интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство с учетом специфических особенностей Республики Беларусь необходимы глубокие знания рыночных механизмов, принципов и методов изучения рынка и экономической конъюнктуры, основ стратегического планирования, комплексного воздействия на конкурентные позиции предприятия в рыночных условиях.
Таким образом, современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, сбытовая и др.) основывалась на хорошем знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одной из задач маркетинга является выявление неудовлетворенного спроса как потенциального рынка.
Основными преимуществами маркетинга являются: системность, эффективность и адресность производства товаров и услуг, обеспечение наилучшего выбора способа удовлетворения потребностей, максимально возможное повышение качества жизни. Поэтому нужно взять все полезное из концепции маркетинга и трансформировать ее для эффективного управления в различных сферах деятельности отечественной экономики, в т.ч. и на транспорте.
Современная концепция маркетинга - это ориентированная на потребителя система научно обоснованных представлений об управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятий в условиях рыночной экономики. При этом она предусматривает анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание выгодных обменов с целевыми потребителями ради достижения целей организации.
Основными целями маркетинга являются комплексный анализ нужд и потребностей потенциальных потребителей и разработка на этой базе механизма их удовлетворения, расширение объема реализации продукции, увеличение доли на рынке, а в результате - получение прибыли.
Главное в маркетинге - двусторонний и взаимодополняющий подход к рынку. С одной стороны, это тщательное изучение рынка, спроса, запросов и потребностей, ориентация производства на эти требования, т. е. адресность выпускаемой продукции, с другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и предпочтений покупателей.
Применять маркетинг - значит реализовывать системный подход к управленческой деятельности с четко поставленной целью, детализированной совокупностью мероприятий, направленных на ее достижение, а также использовать соответствующий организационно-экономический механизм.
Исследование спроса и предложения на транспортную продукцию. Эластичность спроса.
Исходные данные: В соответствии с учебным шифром 6130729 принимаем для расчета товар №7. Коэффициент пересчёта равны: =0,55; =0,85; =0,60; =1,15. Объём спроса и предложения на товар №7 в зависимости от цены представлен в таблице 1.1
Таблица 1.1 – Заданный объём спроса и предложения продукции в зависимости от цены (тыс. т/тыс. руб. за тонну).
Товар | Параметры | Варианты | ||||
№7 | Спрос, тыс. т | 60,5 | 56,1 | 52,8 | 51,2 | 48,4 |
Цена, млн.руб./т | 0.34 | 0.36 | 0.38 | 0.41 | 0.45 | |
Предложение, тыс.т | 46,8 | 49,8 | 52,8 | 56,4 | 63,0 | |
Цена, млн.руб./т | 0.47 | 0.51 | 0.54 | 0.58 | 0.62 |
Между уровнем спроса и цены, даже при соблюдении равенства прочих условий, не существует пропорциональной зависимости. При снижении цен на одни товары спрос возрастает резко, а на другие товары – незначительно или остается на прежнем уровне. Зависимость между объемом спроса и уровнем цены получила название «эластичность спроса по ценам», а количественная зависимость характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Eэ).
Эластичность спроса по ценам – показатель процентного изменения объема спроса при изменении объема спроса при изменении цены на 1% вдоль кривой спроса. Для определения коэффициента эластичности спроса по ценам используется формула:
где ∆С и ∆Ц – соответственно, изменение объема спроса и цены;
С и Ц – соответственно, начальный объем спроса и цены.
В зависимость от темпов изменения спроса при изменении цены различают следующие его виды:
– эластичный спрос (|Eэ|>1);
– неэластичный спрос (|Eэ|<1);
– спрос с единичной эластичностью (|Eэ|=1).
Аналитическая модель спроса и предложения - экономико-математическая модель, которая отображается в виде графика или функции и характеризует зависимость потребленных (производственных) товаров и услуг от цены и других факторов.
В соответствии с данными зависимости объема спроса и предложения от цены на товар №7 построим графики, приведенные на рисунках 1.1 и 1.2.
Рисунок 1.1 - Зависимость спроса на товар №7 от цены
Рисунок 1.2 - Зависимость предложения товара №7 от его цены
При увеличении цены товара №7 спрос на него уменьшается, а предложение увеличивается. Спрос на товар №7 в зависимости от цены описывается функцией у=-102,94х+93,741 с коэффициентом корреляции R2=0,91, а предложение – функцией у=105,74х-3,7644 с коэффициентом корреляции R2=0,9747.
Расчеты по определению коэффициента эластичности спроса по ценам (ЕЭ) сводятся в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Определение коэффициента эластичности спроса по ценам
С, тыс.т | Ц, тыс. руб./т | ΔС, тыс. т | ΔЦ, тыс. руб./т | ΔС/С | ΔЦ/Ц | Еэ |
60,5 | 0,34 | - | - | - | - | - |
56,1 | 0,36 | -4,4 | 0,02 | -0,078 | 0,059 | -1,322 |
52,8 | 0,38 | -3,3 | 0,02 | -0,063 | 0,056 | -0,125 |
51,2 | 0,41 | -1,6 | 0,03 | -0,031 | 0,053 | -0,585 |
48,4 | 0,45 | -2,8 | 0,04 | -0,009 | 0,049 | -0,184 |
Вывод: при увеличении цены с 0,34 тыс. руб. до 0,36 тыс. руб. спрос становится эластичным, при увеличении с 0,36 тыс. руб. до 0,45 спрос становится неэластичным. При увеличении цены с 425 тыс. руб. до 493 тыс. руб. спрос остается неэластичным.