Моральный риск в организациях
В организации есть два основных вида морального риска, различение которых скорее связано с положением человека в организации – исполнитель он или менеджер. И та, и другая классификация очень комплексны.
1. Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением исполнителя.
Наемному работнику низшего уровня (исполнителю) свойственно увиливание, отлынивание от работы. Возможны два типа отлынивания от работы в зависимости от того, как, согласно контракту, организована оплата труда наемного работника, как она увязана с целями нанимателя.
Один тип отлынивания – отлынивание при повременной оплате. В этом случае наемный работник будет искать временные дыры, когда он сможет отлынивать.
Другой тип отлынивания – отлынивание при сдельной оплате. В этом случае работник будет отлынивать за счет качества производимого им продукта.
Способы борьбы с отлыниванием:
- увеличивая объем контроля, т.е. увеличивая число показателей, по которым замеряется выход продукции;
- усложняя оценки в доверительном измерении, т.е. учитывая уже не просто наличие диплома об окончании ВУЗа, но и то, какой это ВУЗ, какого качества диплом (синий или красный), и т.д.; вводя сложные показатели, типа стажа;
- распространяя на работников определенную долю прибыли (метод, альтернативный усилению контроля).
2. Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением менеджера.
В корпорации, которая привлекает капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности, распределенности своего инвестиционного портфеля между десятком-другим корпораций (они даже иногда не знают, в каких корпорациях их деньги сейчас работают).
Можно выделить четыре основных формы морального риска у менеджеров.
1. Потребление на рабочем месте. Так называемое «престижное» потребление очень трудно отделить от необходимого. В частности, руководство любой фирмы должно подавать сигналы о том, что фирма благополучна, что у нее есть достаточный капитал, чтобы устраивать богатые приемы и пр. Некая избыточность вложений в презентации свидетельствует об успешности фирмы так же, как благотворительность, которой она занимается. Если фирма не тратит ничего на благотворительность, ее положение вызывает большие сомнения.
2. Инвестиции за счет дивидендов.Менеджер должен был бы, получив дивиденды, оставить некую техническую прибыль на расширение производства, и вместо того, чтобы прикупать какую-нибудь компанию в сфере производства «Кока-Колы», хотя у него танковый завод, отдать деньги собственникам предприятия. Последние, если фирма достаточна хороша, реинвестируют их в нее же. А менеджер, инвестирующий за счет дивидендов, ведет себя неправильно как с точки зрения эффективного распределения ресурсов, так и с точки зрения прав собственности.
3. Расширение операций за приделы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы.Скажем, менеджер продает себя на рынке. По каким параметрам он должен оцениваться? По прибыльности компании? Менеджер чаще оказывается на улице в результате поглощения его фирмы другой фирмой или просто в результате увольнения собственным правлением, и ему нужны еще какие-нибудь, кроме чистой прибыли компании, показатели, по которым его наймут вновь. Поэтому высшие менеджеры совершенно осознанно стремятся к расширению операций своей фирмы, исходя из личных интересов, а не из интересов фирмы, хотя их интересы и совпадают в плане диверсификации деятельности фирмы, обеспечения ею резервных вложений и во многом другом.
4. Противостояние поглощениям.Вообще, команде менеджеров полагается противостоять захвату их фирмы, перекупке акций. Однако на самом деле, существуют специальные права акционеров (в особенности, крупных), в соответствии с которыми акционер в случае поглощения или каких-то непредвиденных событий имеет право выкупить по очень низкой стоимости n-ое количество акций фирмы. Если общее собрание акционеров записывает такое право в уставе компании, это нормально. Это означает четкое обязательство собственников компании оставаться в данной сфере деятельности, несмотря ни на что, даже под внешним давлением. Но совсем другое дело, если это решение принимает правление компании, а не собрание акционеров. Это означает просто некое оппортунистическое поведение высшего менеджмента (правление, как правило, тесно ассоциируется с высшим менеджментом).
4. Заключая контракт, стороны одновременно определяют цену и количество обмениваемого блага, используемую технологию (обмена или производства) и гарантии как средство защиты от оппортунистического поведения контрагента (прежде всего в форме вымогательства). Выбор того или иного типа гарантий означает выбор определенного механизма управления контрактными отношениями. А выбор такого механизма будет, в свою очередь зависеть от частоты трансакций и степени специфичности используемых ресурсов.
Если для реализации трансакции одному из контрагентов необходимо осуществить инвестиции в специфические активы (например, приобрести уникальное оборудование, овладеть уникальными навыками), то он потребует либо гарантий непрерывности отношений, либо установит некоторую надбавку к цене товара за риск. Если такие действия встретят непонимание, то сторонам придется использовать активы общего назначения, что может повысить стоимость предмета обмена.
Специфическим называется актив или ресурс, приобретающий особую ценность в рамках данных контрактных отношений.
Одним из критериев повышения эффективности контрактных отношений является минимизация трансакционных издержек. Для достижения этого результата необходимо подобрать для каждой трансакции соответствующую структуру управления. Эти структуры неодинаковы по затратам функционирования и возможностям обеспечения реализации сделок.
Выделяют четыре типа структур управления контрактными отношениями: рыночную, трехстороннюю, двухстороннюю и одностороннюю.
Рыночное управление наиболее эффективно при реализации трансакций, не требующих осуществления инвестиций в специфические активы. В этом случае защитой от постконтрактного оппортунизма является легкость прерывания отношений. Если предполагается регулярное повторение сделок, то стороны, проанализировав свой собственный опыт, могут принять решение о продолжении отношений либо о смене партнера с минимальными издержками. При случайных сделках ориентиром в выборе партнера служит его репутация на рынке данной продукции. В этих условиях цены выполняют доминирующую роль в обеспечении координации, контроле и стимулировании, что характерно для конкурентного рынка.
Трехстороннее управление необходимо при осуществлении разовых трансакций, эффективность которых повышается от использования специфических активов, что предопределяет важность непрерывности отношений. Снижение угрозы расторжения контракта требует поиска других форм предотвращения постконтрактного оппортунизма.
Риск его появления возрастает в связи с тем, что подобные трансакции требуют, как правило, заключения сложных долгосрочных контрактов, которые в условиях неопределенности и ограниченной рациональности оказываются неизбежно неполными. Изменение условий, в которых совершается сделка, может существенным образом повлиять на доходы от специфических активов. В связи с этим строгая оговоренность на предконтрактной стадии действий контрагентов приведет к серьезным конфликтам.
Сделка не состоится, пока обе стороны не начнут доверять механизму урегулирования споров. Описанная ситуация соответствует неклассическому типу контракта.
Двустороннее управление,при котором сохраняется автономность участников сделки, и одностороннее (объединенное) управление, при котором трансакции переносятся с рынка в границы фирмы и реализуются на основе административных решений, применяется для осуществления регулярно повторяющихся трансакций, требующих инвестирования в специфические активы.
В этих условиях значение соответствия взаимодействующих сторон друг другу становится доминирующим и прекращение трансакций из-за возникновения спора будет связано с запретительно высокими издержками.
При двустороннем управлении эффективной формой гарантии является создание института «заложников». Механизм предоставления залогов состоит в следующем: один из контрагентов осуществляет инвестиции в специфические активы и предлагает продукцию по цене, не включающей надбавку за риск, но только в случае, если партнер, становящийся инициатором разрыва отношений, обязуется выплатить некоторую сумму (вносит предоплату), компенсирующую издержки пострадавшей стороны. Залоги позволяют не только предотвратить постконтрактный оппортунизм, но и отсеять недобросовестных партнеров на предконтрактоной стадии.
При одностороннем (объединенном) управлении в качестве гарантии выступает общая собственность на активы. Преимущество этой структуры управления состоит в возможности принятия последовательных адаптивных решений без необходимого учета, пересмотра или дополнения соглашений между контрагентами. Приспособление к изменению рыночной конъюнктуры происходит путем выполнения указаний собственника фирмы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что в институциональной экономике понимается под контрактом?
2. Назовите основные составляющие контракта.
3. Охарактеризуйте основные типы контрактов.
4. Какие виды полстконтрактного оппортунизма вы знаете?
5. Какой актив называется специфическим?
6. Охарактеризуйте основные типы структур управления контрактными отношениями.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
- Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория. Учебное пособие – М.: ТЕИС, 2003. – 253 с.
- Институциональная экономика: Учебник /Под общ. Ред. А. Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 704 с.
- Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник /Под общ. Ред. А.А.Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
- Кузьминов Я., Юдкевич М. Курс лекций по «Институциональной экономике – www.iet.ru/mipt/
- Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. //Вопросы экономики. – 1999. - №№ 1-12.
- Сундетов Ж.С., Нуркешева А.Ж. Основы институциональной экономики. Учебное пособие. – Астана: КазГАТУ, 2007. – 194 с.
Дополнительная литература:
Административные барьеры в экономике: институциональный анализ /Под ред А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М.: ИНП Общественный договор, 2002.
Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник.- М. Экономисть, 2004.
История экономических учений /Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002.
История экономических учений (современный этап) /Под общ. ред А.Г. Худокормова. –М.: Инфра-М, 2002
Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2002.
Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.
ТЕМА 8. ТЕОРИЯ ФИРМЫ
План лекции
8.1. Фирма как институциональное соглашение.
8.2. Траектория развития фирмы.
8.3. Типология фирм.
8.4. Взаимодействие институциональных соглашений.
Цель лекции – рассмотреть сущность фирмы как институционального соглашения и ее основные типы.
Ключевые слова –фирма, центральный агент, частнопредпринимательская фирма, партнерство, самоуправляющаяся фирма, неприбыльная фирма, государственная фирма, регулируемая фирма, открытая корпорация, вертикальная интеграция.
1. В новой институциональной экономической теории фирма рассматривается не как внутри себя неделимая целостность, а как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но вместе с тем имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.
Фирма – это множество асимметричных неизбирательных обменов, в которых координация деятельности индивидов осуществляется посредством команд.
Внутрифирменное управление осуществляется с помощью приказов исполнителям – собственникам человеческих активов и передислокации капитальных активов в соответствии с распоряжениями лиц, принимающих решения. В этих условиях собственникам ресурсов легче адаптироваться к внешним факторам, так как для координации деятельности теперь не требуется проводить переговоры.
Передача права принятия решений индивиду или отдельному органу дает возможность реализовать выгоды от специализации в управлении активами: не все собственники являются одновременно хорошими предпринимателями.
Конфликтные ситуации контрагенты стараются улаживать внутри фирмы, прибегая к помощи независимых экспертов и гражданских судов только в крайнем случае.
Взгляд на фирму как на сеть контрактов позволяет проанализировать преимущества от наделения одного из контрагентов функцией контроля над остальными. Допустим, что индивид обладает исключительным правом на ресурсы и активы, необходимые для предоставления товара или услуги и, кроме того, способен осуществлять производство. Это означает, что потребитель для получения блага должен заключить только один контракт – с продавцом-производителем.
Если у одного собственника недостаточно ресурсов для производства блага, то потребитель вынужден заключать контракт со множеством индивидов, в свою очередь, взаимодействующих между собой. Между несколькими экономическими агентами могут быть разделены права на один и тот же ресурс или актив. В этих условиях обостряется проблема координации производственной деятельности и растет вероятность возникновения споров по поводу распределения доходов.
В то же время для обеспечения координации в условиях децентрализованного производства владельцам факторов производства необходимо согласовывать свои действия, заключая множество двухсторонних договоров. Решением проблемы может стать использование услуг посредника как в отношениях с потребителем, так и в отношениях между собственниками ресурсов.
Для потребителя возникает значительная экономия затрат при заключении соглашения только с центральным агентом, а не с каждым собственником ресурса в отдельности. На стороне производства также наблюдается экономия трансакционных издержек.
Позитивные эффекты координации, контроля и принуждения распределяются между всеми участниками производства, в то время как издержки по осуществлению этих функций вынужден нести только центральный агент. Возможность получения им вознаграждения возникает благодаря снижению трансакционных издержек.
Центральным агентом становится один из собственников ресурсов, который обладает сравнительными преимуществами в реализации функции посредника по отношению к другим собственникам. Его положение может определяться:
- местом в технологическом процессе;
- обладанием специфическими знаниями или информацией;
- способностью брать на себя бремя риска, осуществлять предпринимательскую деятельность или вести переговоры с клиентами и партнерами.
В этих условиях предполагается заключение отношенческого контракта, определяющего общие условия и цели установления отношений и специфицирующего механизмы принятия решений и урегулирования конфликтных ситуаций.
Таким образом, фирму можно определить как сеть долгосрочных двухсторонних контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, которые замещают рынок продуктов и ресурсов и в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль ввиду обеспечения координации посредством команд.
2. Переход к объединенному управлению предоставляет контрагентам ряд преимуществ.
По мере расширения фирм, диверсификации производства, увеличения объема осуществляемых трансакций с внешней средой предприниматель может быть не способен направлять использование факторов производства наилучшим образом. Действия собственника фирмы будут рациональны, однако в условиях неполноты информации и несовершенства познавательных способностей он может оказаться не в состоянии принять оптимальное решение.
На выработку тактических и стратегических принципов функционирования фирмы большое влияние оказывают сведения, поступающие с нижних уровней иерархии. В процессе прохождения по ним информация может быть преднамеренно либо непреднамеренно искажена.
При несовпадении целей поручителя и исполнителя возникает вероятность проявления оппортунизма в форме отлынивания. Для предотвращения или пресечения оппортунистических действий рабочих и служащих собственник фирмы может создать систему контроля и мониторинга за выполнением заданий либо попытаться согласовать мотивации на предконтрактной стадии.
Проблема обостряется по мере роста фирмы: в крупных компаниях масштаб принимаемых решений и степень риска столь велики, что эффективным оказывается разделение функций собственности и управления.
В этих условиях предпочтительнее может оказаться создание системы стимулов, предотвращающей возникновение оппортунистического поведения в форме отлынивания путем корректировки параметров функции полезности исполнителя. Оптимального результата можно достичь, создав зависимость между выплачиваемым вознаграждением и изменением некоторого значимого для поручителя параметра.
Таким образом, при создании фирмы наряду со снижением одних типов трансакционных издержек наблюдается рост других. Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмой.
3. Внутри фирмы происходит распределение правомочий в соответствии с договоренностью, достигнутой между образующими ее индивидами. Распределением правомочий между собственниками ресурсов, объединенных для достижения определенных целей, определяется ее организационно-правовая форма, которая, в свою очередь, влияет на структуру и величину издержек внутрифирменных трансакций и систему стимулов фирмы.
Различным типам фирм соответствует то или иное распределение основных правомочий, определяющих место и роль индивида в команде:
1. правом на остаточный доход (остающийся после осуществления выплат остальным участникам);
2. правом на осуществление контроля над остальными участниками;
3. правом заключать договоры со всеми остальными участниками (соответствующим статусу центрального агента);
4. правом изменения членства в команде;
5. правом продажи всех правомочий сразу и каждого в отдельности.
В соответствии с распределением правомочий между членами фирм можно выделить семь типов экономических организаций.
1. Частнопредпринимательская фирма – пример классической фирмы, собственник которой обладает всеми пятью правомочиями. Функции собственности и управления в такой фирме объединены, следовательно, весь риск ложится на одного индивида и величина его дохода будет определяться рыночной конъюнктурой, предпринимательским талантом и способностью контролировать работу остальных членов команды. Наделение индивида правом на остаточный доход предотвращает проявление оппортунизма с его стороны.
Основная положительная черта частнопредпринимательской фирмы - сильная мотивация собственника-управляющего, создаваемая оценкой его действий рынком.
2. Партнерство – здесь совокупность правомочий принадлежит не одному, а нескольким индивидам, причем реализация права на их передачу может быть ограничена. Право на остаточный доход принадлежит всем владельцам специфических ресурсов и принимает форму участия в прибылях. В этих условиях слабая защита от оппортунизма и существует риск обострения проблемы безбилетника: члены команды, не идентифицирующие себя с общим делом, могут экономить собственные усилия.
В партнерстве право на остаточный доход, так же как и в частнопредпринимательской фирме, совмещено с правом контроля и управления, но реализация правомочий отдельным индивидом возможна только по согласованию с другими партнерами.
3. Самоуправляющаяся фирма – (производственный кооператив) – всеми правами наделены собственники как специфических, так и общих ресурсов. Вместе с тем они могут реализовывать свои правомочия, только являясь работниками предприятия, что существенно сужает временной горизонт принимающих решение индивидов, чье право на передачу правомочий также ограничено.
В производственном кооперативе ни один из членов команды не может самостоятельно реализовать право собственности на капитальное имущество. Работники предприятия используют активы только в процессе производства, поэтому члены кооператива предпочтут распределение прибыли между собой инвестированию. Кроме того, они будут препятствовать найму новых работников.
4. Неприбыльная фирма (некоммерческая организация) - у ее членов отсутствует право на остаточный доход, так как получаемая прибыль не распределяется. Право на контроль может реализовываться как всеми членами организации, так и назначаемым управляющим. Остальными правомочиями владеют в равной степени все члены фирмы, однако, право на их передачу не может быть реализовано: индивид может только принять решение о собственном уходе.
Средствами предотвращения оппортунизма становятся взаимовыгодность сотрудничества и персонализация отношений. В этих условиях постоянство состава участников является специфическим активом.
5. Государственная фирма - права на остаточный доход и на контроль размыты. Государственная собственность подразумевает, что ключевыми правомочиями обладает население (налогоплательщики). Но так как принятие коллективных решений требует высоких издержек координации, то избиратели, как правило, делегируют свои полномочия представителям органов власти, которые в свою очередь назначают чиновников для надзора за деятельностью государственного предприятия. Чиновник координирует действия наемного управляющего.
В этих условиях право на остаточный доход фактически не могут реализовать ни собственники, ни избираемый представитель власти, ни чиновник, ни управляющий. На государственных предприятиях как служащие, так и собственники не могут передать свои полномочия другим экономическим агентам.
Но государственные предприятия имеют сравнительные преимущества в тех областях, где необходимо осуществление долгосрочных инвестиций, а результат оказывается неопределенным и права собственности на него сложно специфицировать, например, в области фундаментальных исследований.
6. Регулируемая фирма.Регулирование, как правило, применяется для ограничения возможности злоупотребления доминирующим положением со стороны одного из участников сд0елки, а также в условиях существования положительных и отрицательных внешних эффектов.
Применение различных методов регулирования, как правило, приводит к снижению прибыли фирмы и ее перераспределению в пользу других экономических агентов, что ограничивает право собственников на присвоение остаточного дохода. Распределение остальных правомочий зависит от размеров предприятия.
7. Открытая корпорация.В ней специфическим ресурсов является физический капитал. Именно его владельцы, акционеры, претендуют на право получения остаточного дохода. Для управления крупной компанией требуются специфические знания и навыки, поэтому право собственников на управление в этих условиях сводится к праву контроля за высшими менеджерами, которым также передается право на изменение членства в команде.
Появление открытой корпорации связано с развитием технологии массового производства в условиях значительной экономии на масштабе. Применение такой технологии требует не только значительных капиталовложений, но и сложной внутренней организации.
4. Рассматривая фирму как институциональное соглашение, нельзя обойти вниманием некоторые специальные вопросы контрактных отношений, например, перераспределение правомочий и изменение структуры стимулов в результате слияния двух фирм.
Рассмотрим добровольное слияние двух фирм, ранее автономно осуществлявших свою деятельность на смежных производственных стадиях. Фактически это означает переход к одностороннему управлению трансакциями, предполагающему концентрацию прав на остаточный доход и на контроль в руках собственника единой фирмы.
Вертикальная интеграция – это процесс замещения трансакций на рынках ресурсов и продуктов внутрифирменными трансакциями.
В неоинституционализме одной из главных причин вертикальной интеграции считается возможность снижения трансакционных издержек. Действительно, в рамках объединенного управления возможна адаптация к непредвиденным событиям без проведения дополнительных переговоров. А это является наилучшей гарантией окупаемости специфических инвестиций.
Но вместе с тем, при переходе к административному управлению возникает проблема согласования системы стимулов исполнителя с целями поручителя. Как правило, для этого используется принцип выплаты вознаграждения, включающего переменную составляющую, изменяющуюся в зависимости от результатов работы.
Вертикальная интеграция ранее независимых контрагентов приводит к ряду негативных последствий. Основным следствием является невозможность использования мощных стимулов для повышения эффективности функционирования, присущих рыночным трансакциям. В то же время она служит гарантией окупаемости инвестиций в специфические активы и облегчает адаптивных последовательных решений.
Однако, есть, по крайней мере, три случая, когда вертикальная интеграция является правильной стратегией с точки зрения минимизации трансакционных издержек: со стадией сбыта, со стадией поставки ресурсов (сырья) и присоединение производителей, поставляющих различные компоненты конечного продукта.
На стадии реализации продукции специфическим ресурсом является репутация производителя. Поэтому вертикальная интеграция будет осуществляться, если потребуются специфические условия по поддержанию качества продаваемой продукции, или специфические знания, необходимые для демонстрации товара, обучения правильному с ним обращению и обеспечения послепродажного обслуживания.
Проблемы оценки качества также могут стать причиной вертикальной интеграции со стадией поставки ресурсов. Кроме того, для рядя производств переход на использование ресурсов с другими характеристиками (например, из другого месторождения) не только повышает транспортные расходы, но и требует подстройки оборудования и получения специфических навыков персоналом. Чем более специфическим является ресурс для данного производства, тем больше вероятность вертикальной интеграции.
Присоединение независимых поставщиковпроисходит, когда угроза потери репутации не является достаточной для предотвращения оппортунистического поведения. Если выгоды от оппортунизма превысят доходы, получаемые при предоставлении качественных деталей или адаптации к изменяющимся условиям на основании договоренности об общности интересов, то осуществление в рамках трансакции инвестиций в специфические активы может оказаться под угрозой. Создание односторонних гарантий при заключении долгосрочных контрактов между независимыми партнерами влечет за собой переложение риска на предоставляющего гарантии контрагента. Следовательно, чем выше специфичность поставляемых деталей и чем сложнее определить их качество, тем больше вероятность объединения в рамках единой фирмы.
Когда возникает двусторонняя зависимость, не требующая полной интеграции, используется гибридная форма институциональных соглашений. Она охватывает широкий спектр контрактных отношений - от рыночных до внутрифирменных, - что соответствует рассмотренной ранее неоклассической и отношенческой контрактации. Наиболее эффективный способ снижения трансакционных издержек в этих условиях – трехстороннее и двухстороннее управление трансакицями.
Гибридное институциональное соглашение предполагает долгосрочные контрактные отношения, сохраняющие автономность сторон, но предполагающие создание трансакционно-специфических мер предосторожности, препятствующих оппортунистическому поведению участников.
Гибридные соглашения часто используются в сферах производства и оказания услуг, где сложно осуществить оценку качества производимой продукции или действий исполнителя. В этих условиях специфическим активом оказывается репутация контрагентов, что обусловливает необходимость создания стимулов у партнера, который может оказывать влияние на создание репутации, для поддержания ее на должном уровне.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой фирма как институциональное соглашение?
2. Какие функции выполняет центральный агент на фирме?
3. Каковы основные правомочия, определяющие место и роль индивида в команде?
4. Охарактеризуйте основные типы фирмы.
5. Как перераспределяются правомочия и изменяются структуры стимулов в результате слияния двух фирм?
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория. Учебное пособие – М.: ТЕИС, 2003. – 253 с.
Институциональная экономика: Учебник /Под общ. Ред. А. Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 704 с.
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник /Под общ. Ред. А.А.Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
Кузьминов Я., Юдкевич М. Курс лекций по «Институциональной экономике – www.iet.ru/mipt/
Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. //Вопросы экономики. – 1999. - №№ 1-12.
Сундетов Ж.С., Нуркешева А.Ж. Основы институциональной экономики. Учебное пособие. – Астана: КазГАТУ, 2007. – 194 с.
Дополнительная литература:
Административные барьеры в экономике: институциональный анализ /Под ред А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М.: ИНП Общественный договор, 2002.
Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник.- М. Экономисть, 2004.
История экономических учений /Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002.
История экономических учений (современный этап) /Под общ. ред А.Г. Худокормова. –М.: Инфра-М, 2002
Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2002.
Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.