УРОК 30. Кадровая политика потребительской кооперации

Сохранение и развитие кадрового потенциала потребительской кооперации

Основы кадровой политики потребительской кооперации в XXI в. заложены в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998— 2002 гг., они апробированы практикой. В новом документе Центросоюза - Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года — сохранены основные направления кадровой политики кооперативной системы.

Кадровая политика потребительской кооперации на период до 2010 г. включает следующие основные направления:

1) сохранение и развитие кадрового потенциала;

2) обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров потребительской кооперации;

3) создание эффективной системы социальной защиты работников потребительской кооперации.

Важнейшим направлением кадровой политики каждой организации потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) являются сохранение и развитие кадрового потенциала. Проблема сохранения постоянного контингента работников, уменьшения оттока кадров из потребительской кооперации существует, и ее решает каждая организация как самостоятельное юридическое лицо. На свои финансовые средства каждое потребительское общество и потребительский союз осуществляют обучение работников в учебных заведениях, подготовку и переподготовку кадров.

Проблема кадров и проблема развития отраслей хозяйственной деятельности каждой организации — это взаимозависимые проблемы. Если объемы отраслей хозяйственной деятельности сокращаются, возникает необходимость в сокращении кадров. Поэтому организации потребительской кооперации стремятся повысить конкурентоспособность многоотраслевой экономики, сохранить объемы деятельности и не допустить оттока кадров из системы.

С целью сохранения и развития кадрового потенциала в каждой организации ведется следующая работа:

— планирование потребности в кадрах;

— подготовка кадров; .

— привлечение в кооперацию молодежи и создание условий для служебной карьеры; . ,

— рациональный подбор и расстановка кадров так, чтобы обеспечить сочетание опытных и молодых работников;

— выдвижение женщин и молодежи на руководящие должности;

— формирование кадрового резерва с целью заполнения образовавшихся вакантных должностей подготовленными работниками;

— материальное и моральное стимулирование работников;

— организация воспитательной работы с кадрами, направленной на формирование трудовых коллективов, способных к эффективной совместной деятельности в самоуправляемой кооперативной организации.

Работа с кадрами — прямая обязанность руководителя организации. Поэтому сохранение и развитие кадрового потенциала в значительной степени зависят от председателей советов и председателей правлений организаций потребительской кооперации.

Обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров потребительской кооперации

Обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалифика- ции и переподготовки кадров — неотъемлемая часть кадровой политики потребительской кооперации.

Подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в потребительской кооперации ведут учебные заведения: вузы, техникумы, колледжи и профессионально-технические училища.

Качество подготовки специалистов зависит от качественного состава преподавателей. Поэтому преподаватели учебных заведений постоянно повышают свою квалификацию, совершенствуют не только теоретические, но и практические знания.

Для качественной подготовки кадров необходима современная материально-техническая база. Учебные заведения должны быть оснащены компьютерами и компьютерными программами, аудиовизуальной и множительной техникой, необходимой научной, учебной и методической литературой.

В перспективных направлениях подготовки специалистов для рыночной экономики намечено:

— подготовку специалистов осуществлять с учетом требований рыночной экономики: вводить необходимые дисциплины, усилить компьютерную подготовку; вырабатывать способность к самообразованию;

— развивать у студентов качества, необходимые в управленческой деятельности: организованность, дисциплину, доброжелательность, коммуникабельность, доверие к людям, стремление к самообразованию;

— воспитывать у студентов общую и физическую культуру, черты сотрудничества и солидарности.

В кадровой политике по образованию особое значение уделяется качественной подготовке специалистов непосредственно для потребительской кооперации.

Союзы потребительских обществ и потребительские общества заключают договоры с учебными заведениями на подготовку и переподготовку специалистов. Потребительским обществам и их союзам нужны специалисты, хорошо знающие особенности развития потребительской кооперации, кооперативные ценности и принципы. Из таких специалистов может формироваться аппарат управления кооперативных организаций, способный сохранить кооперативную идентичность и социальную ориентированность потребительской кооперации.

Повышению качества подготовки специалистов в вузах способствует развитие научных исследований. Поэтому высшие учебные заведения должны усилить научно-исследовательскую работу по вопросам реформирования системы потребительской кооперации. К научно-исследовательской работе следует привлекать специалистов системы потребительской кооперации, студентов и аспирантов. Необходимо проводить научно-практические конференции и семинары по актуальным проблемам развития потребительской кооперации.

Потребительская кооперация России является частью международного кооперативного движения. Поэтому учебные заведения, особенно вузы потребительской кооперации, должны укреплять связи с зарубежными кооперативными учебными заведениями; направлять на учебу студентов и аспирантов; проводить совместно с зарубежными учеными научные конференции; участвовать в исследовательских программах Международного кооперативного альянса по проблемам развития кооперативного движения. Контакты учебных заведений Центросоюза с зарубежными кооператорами будут способствовать повышению качества кооперативного образования.

Создание эффективной системы социальной защиты работников потребительской кооперации

Создание эффективной системы социальной защиты работников потребительской кооперации как направление кадровой политики обязывает организации потребительской кооперации выработать систему мер по социальной защите работников.

Социальная направленность деятельности потребительской кооперации предусматривает социальную защиту пайщиков-работников. В организациях потребительской кооперации накоплен значительный опыт по социальной защите пайщиков-работников.

Во многих организациях пайщикам-работникам увеличена продолжительность оплачиваемых отпусков; к отпуску выделяется материальная помощь; оплачиваются лечение и путевки в дома отдыха; женщинам, имеющим детей, предоставляется дополнительный выходной день в неделю; осуществляются различные виды страхования; производится полная или частичная оплата обучения работников и их детей в высших и средних учебных заведениях.

Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрено в каждой организации потребительской кооперации создать систему социальной защиты работников, которая включает следующие направления:

— сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест;

— защиту прав и предоставление льгот работникам;

— обеспечение социальной защищенности ветеранов, инвалидов, людей пожилого возраста, детей;

— формирование фонда дополнительного пенсионного обеспечения;

— создание экономических условий для повышения трудовой активности, деловой инициативы и предприимчивости;

— социальную поддержку студентов (учащихся) из малообеспеченных семей работников и пайщиков.

Реализация намеченных мероприятий обеспечит социальную защищенность работников во всех организациях потребительской кооперации.

Реализация целенаправленной кадровой политики будет способствовать эффективному развитию системы потребительской кооперации в рыночной экономике.

Выводы

1. Эффективное развитие потребительских обществ и союзов потребительских обществ в рыночных условиях может быть обеспечено только при реализации целенаправленной кадровой политики.

2. Кадровая политика потребительской кооперации включает

основные направления:

1) сохранение и развитие кадрового потенциала; следующие

2) обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров потребительской кооперации;

3) создание эффективной системы социальной защиты работников потребительской кооперации.

Вопросы

1. Какое значение имеют сохранение и развитие кадрового потенциала потребительской кооперации?

2. Какие направления повышения качества подготовки специалистов стоят перед системой потребительской кооперации?

3. Какие качества необходимо развивать у студентов — будущих специалистов рыночной экономики?

4. Какие направления совершенствования системы социальной защиты работников намечены в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года?

Наши рекомендации